все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Одно из ключевых задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста - развитие речевого общения, речи. Владение и использование родного языка - это не исключительно правильное построение предложений. Ребенка нужно научить рассказывать: не только назвать предмет, но и описать его характеристики, внешний вид, рассказать о любом явлении, событии, о последовательности явлений. Такое описание должно состоять из нескольких предложений, охарактеризовать важные свойства и стороны характеризуемого предмета, события должны быть последовательно переданы, логически связанными между собой, (речь ребенка должна быть последовательной и связной).
Связная речь - это максимально сложная форма речевой деятельности. Она выглядит как последовательное систематическое развернутое изложение [22].
В формировании связной речи обязательно присутствует глубокая связь умственного и речевого развития ребенка, развития их восприятия, мышления, наблюдательности. Для связного рассказа о чем-либо, следует четко представлять себе предмет повествования (объект, событие), иметь аналитические навыки, отбирать ключевые (для конкретной ситуации при общении) качества и свойства, устанавливать временные, причинно-следственные и прочие взаимоотношения между явлениями и предметами. Для получения связной речи требуется также грамотно применять логическое (фразовое) ударение, интонацию, подбирать нужные для изложения конкретной мысли слова и фразы, применять языковые средства для сосединения предложений, уметь формировать сложные предложения.
У детей с нормальным речевым развитием старшего дошкольного возраста связная речь находится на довольно высоком уровне. Это крайне важно для последующей успешной учебы в школе, для всестороннего и полноценного развития ребенка как личности.
Психолого-педагогические исследования в контексте коррекционной педагогики [22,43] отмечают, что в современной ситуации присутствует стабильная тенденция к росту числа детей с нарушениями развития речи. Среди них большая категория детей с ОНР - общим недоразвитием речи.
При ОНР наблюдаются разные сложные речевые расстройства, когда у ребенка нарушается формирование всех компонентов системы речи, относящихся к смысловому и звуковому плану [22]. Одновременно с этим одни из важных показателей подготовленности ребенка к школьному обучению - уровень сформированной связной речи, и, как её обязательного компонента - речи монологической. Этим обуславливается актуальность проблемы коррекция недостаточного развития навыков связной речи монологической у ребенка с ОНР.
1.1 Психологические и лингвистические характеристики связной речи
Все специалисты, которые изучают проблематику развития связной речи, апеллируют к определению ей С.Л. Рубинштейна [6,9,22]. Именно он определил ситуативную и контекстную речь. Рубинштейн отметил, что для говорящего любая речь, транслирующая его желание или мысль, является связной речью (в отличие от отдельного слова, вычлененного из контекста речи), но виды связности в процессе развития изменяются. Связность конкретно речи - это адекватность речевого изложения мысли говорящего или пишущего с позиции её понятности для слушателя или читателя [29]. Речь, с точки зрения Рубинштейна, может быть несвязной по 2 ключевым факторам: первое - связи не осознаются, и не могут быть представлены в мыслях говорящего; второе - представленные мысли говорящего не связаны корректно в его речи. Связная речь – это та речь, которая вполне понятна, исходя из её внутреннего предметного контента. Для понимания такой речи, не нужно специально учитывать ситуационную составляющую, когда она произносилась, в ней все ясно для другого из всего контекста: это контекстная речь [3]. Важно отметить, что для связной речи характерно отражение логики, мышления ребёнка, его навык осмысления воспринимаемого и выражения его через правильную, чёткую, логичную речь. Речь маленьких детей сначала отличается: она не может образовать четкого смыслового связного целого. Она не формирует полного "контекста", на базе которого можно её понять, поэтому требуется учитывать конкретный ситуационный фактор, в котором находится и говорит ребёнок. Смысловое наполнение речи становиться ясным в связке с конкретной ситуацией: это ситуативная речь. Контекстные и ситуативные моменты всегда присутствуют в четкой внутренней взаимосвязи; речь может быть исключительно о том, какой из них в конкретном случае господствующим [29].
Когда у ребёнка полноценно развивается связная контекстная речь, она не вытеснит ситуативную, и дети, как и взрослые, пользуются то одной, то другой зависимо от информации, которую надо сообщить, и от характеристик конкретно сообщения. Следовательно, контекстную речь используют тогда, когда есть нужда в связном изложении предмета, вне пределов ситуации, и это изложение предназначена для широкого круга читателей и слушателей. Изначально речь ребёнка несет ситуативный характер, однако когда в ходе развития изменяется содержание и функция речи, ребёнок, обучаясь, овладевает связной контекстной речью. Речь ребёнка, связывается с наглядной действительностью, она происходит из того ситуационного контекста, в котором он находится, и полностью связана с ним. Разговорная речь, которая направлена к собеседнику и выражает желание, просьбу, вопрос, т.е. ситуативная форма, апеллирует основному назначению и содержанию. Итоги обучения связной речи зависят от большого количества факторов. Главное - от социального окружения, которое обеспечивает ребёнку речевую коммуникацию.
Объект исследования: связная монологическая речь детей седьмого года жизни с тяжелым недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедических занятий по формированию связной монологической речи у детей с тяжелым недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему логопедических занятий по формированию навыков связной монологической речи у детей дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи посредством описательного рассказа. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
2. Белякова Л.И. Речь ребенка [Электронный ресурс]: проблемы и решения/ Белякова Л.И., Филатова Ю.О.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2008.— 352 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15621.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 255 с.
4. Волкова Л.С. Логопедия. - М.; Просвещение, 2009.-528 с.
5. Волосовец Т.В Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие /- В. Секачев, 2007.— 224 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с. / http: //www.pedlib .ru/
7. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
8. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.
9. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2006. - С.13-24.
10. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. -2012. - С.69-76.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2009. - 320с.
13. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Издательство «Норма», 2008. - 106 с.
14. Засорина Л.Н. Речевое развитие детей 2-8 лет [Электронный ресурс]: методики. Учебно-игровые материалы/ Засорина Л.Н., Беляковская Н.Н., Макарова Н.Ш.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2013.— 144 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26777.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
15. Золотова, Г.А. К вопросу о структуре текстов разного коммукативного назначения/ Г.А. Золотова / http://danefae.org/
16. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2007. - № 2. - 45с.
17. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. - С. 86.
18. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 224 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Одно из ключевых задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста - развитие речевого общения, речи. Владение и использование родного языка - это не исключительно правильное построение предложений. Ребенка нужно научить рассказывать: не только назвать предмет, но и описать его характеристики, внешний вид, рассказать о любом явлении, событии, о последовательности явлений. Такое описание должно состоять из нескольких предложений, охарактеризовать важные свойства и стороны характеризуемого предмета, события должны быть последовательно переданы, логически связанными между собой, (речь ребенка должна быть последовательной и связной).
Связная речь - это максимально сложная форма речевой деятельности. Она выглядит как последовательное систематическое развернутое изложение [22].
В формировании связной речи обязательно присутствует глубокая связь умственного и речевого развития ребенка, развития их восприятия, мышления, наблюдательности. Для связного рассказа о чем-либо, следует четко представлять себе предмет повествования (объект, событие), иметь аналитические навыки, отбирать ключевые (для конкретной ситуации при общении) качества и свойства, устанавливать временные, причинно-следственные и прочие взаимоотношения между явлениями и предметами. Для получения связной речи требуется также грамотно применять логическое (фразовое) ударение, интонацию, подбирать нужные для изложения конкретной мысли слова и фразы, применять языковые средства для сосединения предложений, уметь формировать сложные предложения.
У детей с нормальным речевым развитием старшего дошкольного возраста связная речь находится на довольно высоком уровне. Это крайне важно для последующей успешной учебы в школе, для всестороннего и полноценного развития ребенка как личности.
Психолого-педагогические исследования в контексте коррекционной педагогики [22,43] отмечают, что в современной ситуации присутствует стабильная тенденция к росту числа детей с нарушениями развития речи. Среди них большая категория детей с ОНР - общим недоразвитием речи.
При ОНР наблюдаются разные сложные речевые расстройства, когда у ребенка нарушается формирование всех компонентов системы речи, относящихся к смысловому и звуковому плану [22]. Одновременно с этим одни из важных показателей подготовленности ребенка к школьному обучению - уровень сформированной связной речи, и, как её обязательного компонента - речи монологической. Этим обуславливается актуальность проблемы коррекция недостаточного развития навыков связной речи монологической у ребенка с ОНР.
1.1 Психологические и лингвистические характеристики связной речи
Все специалисты, которые изучают проблематику развития связной речи, апеллируют к определению ей С.Л. Рубинштейна [6,9,22]. Именно он определил ситуативную и контекстную речь. Рубинштейн отметил, что для говорящего любая речь, транслирующая его желание или мысль, является связной речью (в отличие от отдельного слова, вычлененного из контекста речи), но виды связности в процессе развития изменяются. Связность конкретно речи - это адекватность речевого изложения мысли говорящего или пишущего с позиции её понятности для слушателя или читателя [29]. Речь, с точки зрения Рубинштейна, может быть несвязной по 2 ключевым факторам: первое - связи не осознаются, и не могут быть представлены в мыслях говорящего; второе - представленные мысли говорящего не связаны корректно в его речи. Связная речь – это та речь, которая вполне понятна, исходя из её внутреннего предметного контента. Для понимания такой речи, не нужно специально учитывать ситуационную составляющую, когда она произносилась, в ней все ясно для другого из всего контекста: это контекстная речь [3]. Важно отметить, что для связной речи характерно отражение логики, мышления ребёнка, его навык осмысления воспринимаемого и выражения его через правильную, чёткую, логичную речь. Речь маленьких детей сначала отличается: она не может образовать четкого смыслового связного целого. Она не формирует полного "контекста", на базе которого можно её понять, поэтому требуется учитывать конкретный ситуационный фактор, в котором находится и говорит ребёнок. Смысловое наполнение речи становиться ясным в связке с конкретной ситуацией: это ситуативная речь. Контекстные и ситуативные моменты всегда присутствуют в четкой внутренней взаимосвязи; речь может быть исключительно о том, какой из них в конкретном случае господствующим [29].
Когда у ребёнка полноценно развивается связная контекстная речь, она не вытеснит ситуативную, и дети, как и взрослые, пользуются то одной, то другой зависимо от информации, которую надо сообщить, и от характеристик конкретно сообщения. Следовательно, контекстную речь используют тогда, когда есть нужда в связном изложении предмета, вне пределов ситуации, и это изложение предназначена для широкого круга читателей и слушателей. Изначально речь ребёнка несет ситуативный характер, однако когда в ходе развития изменяется содержание и функция речи, ребёнок, обучаясь, овладевает связной контекстной речью. Речь ребёнка, связывается с наглядной действительностью, она происходит из того ситуационного контекста, в котором он находится, и полностью связана с ним. Разговорная речь, которая направлена к собеседнику и выражает желание, просьбу, вопрос, т.е. ситуативная форма, апеллирует основному назначению и содержанию. Итоги обучения связной речи зависят от большого количества факторов. Главное - от социального окружения, которое обеспечивает ребёнку речевую коммуникацию.
Объект исследования: связная монологическая речь детей седьмого года жизни с тяжелым недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедических занятий по формированию связной монологической речи у детей с тяжелым недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему логопедических занятий по формированию навыков связной монологической речи у детей дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи посредством описательного рассказа. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
2. Белякова Л.И. Речь ребенка [Электронный ресурс]: проблемы и решения/ Белякова Л.И., Филатова Ю.О.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2008.— 352 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15621.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 255 с.
4. Волкова Л.С. Логопедия. - М.; Просвещение, 2009.-528 с.
5. Волосовец Т.В Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие /- В. Секачев, 2007.— 224 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с. / http: //www.pedlib .ru/
7. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
8. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.
9. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2006. - С.13-24.
10. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. -2012. - С.69-76.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2009. - 320с.
13. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Издательство «Норма», 2008. - 106 с.
14. Засорина Л.Н. Речевое развитие детей 2-8 лет [Электронный ресурс]: методики. Учебно-игровые материалы/ Засорина Л.Н., Беляковская Н.Н., Макарова Н.Ш.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2013.— 144 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26777.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
15. Золотова, Г.А. К вопросу о структуре текстов разного коммукативного назначения/ Г.А. Золотова / http://danefae.org/
16. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2007. - № 2. - 45с.
17. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. - С. 86.
18. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 224 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145107 Курсовых работ — поможем найти подходящую