Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Роль мультфильмов в воспитании и развитии дошкольника.

  • 51 страниц
  • 2020 год
  • 10 просмотров
  • 4 покупки
Автор работы

vipauthor

270 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в настоящее время общественно-политические и социально-экономические изменения оказывают существенное и не всегда позитивное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Что привело, в свою очередь, к изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, деформированию ранее существовавших нравственных убеждений и взглядов, к размытости этических понятий. В сложившейся ситуации неэффективными оказываются разовые и локальные меры, а потому необходим комплексный, системный подход к организации нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Новый государственный образовательный стандарт определяет нравственное развитие и воспитание детей первостепенной задачей современной образовательной системы. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…».
Нравственное воспитание является одной из очень важных сторон формирования личности дошкольника, которую можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения им установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
При этом ни для кого не секрет, что стремительное развитие информационных технологий на сегодняшний день привело к тому, что длительное погружение в медиамир, медиапространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. Согласно результатам социологического исследования A.A. Немирича, наиболее предпочтительным видом медиа для обучения и воспитания детей дошкольного возраста является мультипликационный фильм. Мультфильм, когда он выступает как произведение искусства, создаваемое в соответствии с особенностями ситуации развития ребенка в данном возрасте, обладает высоким воспитательным потенциалом. Сюжеты мультфильмов и образы персонажей могут являться трансляторами нравственных норм и ценностей. Содержание некоторых мультфильмов обращает внимание детей на серьезные проблемы, несущие в себе моральный смысл и глубокие переживания. Весь этот нравственно-развивающий потенциал мультфильма может и должен быть использован в системе нравственного воспитания дошкольников, поскольку рассматриваемый возрастной период характеризуется интенсивным становлением нравственных установок и чувств.
Таким образом, актуальность исследования проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста и использования в данном процессе мультфильмов обусловлена сложившимися на сегодняшний день противоречиями между значимостью данного направления педагогической деятельности, возросшим в последнее время вниманием к вопросам теории и практики нравственного воспитания дошкольников, требованиями новых государственных стандартов к активному использованию мультимедийных технологий в воспитательном процессе организации дошкольного образования, и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы.
Различные аспекты проблемы нравственного воспитания детей всегда занимали значительное место в дошкольной педагогике. Они нашли свое отражение в работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, И.Ф. Харламова и других, в которых выявляется сущность основных понятий нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Такие педагоги и психологи, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.М. Болдырев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Лихачев, И.С. Марьенко и другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах. Значение духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка с раннего и дошкольного детства обосновывают в своих трудах классики педагогики (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский) и современные исследователи (А.А. Абрамова, О.С. Барило, М.Ю. Новицкая, Н.В. Микляева, Н.А. Платохина). Тем не менее, в педагогических исследованиях сферы нравственного воспитания дошкольников отсутствует целостность и системность. Теоретически обоснованы педагогические условия раннего разностороннего нравственного развития детей (О.С. Барило); описано развитие идеи духовно-нравственного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (Н.П. Шабалкина); представлен анализ развития нравственности ребенка дошкольного возраста средствами искусства (Ю.А. Серебренникова), приобщения к отечественной культурной традиции (О.С. Бороздина); выявлены условия подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к всестороннему нравственному воспитанию детей (Л.П. Гладких). Сегодня проводятся исследования особенностей нравственного воспитания с позиции требований ФГОС (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков), особенности воспитания нравственности в современных концепциях (М.П. Гурьянова).
При этом анализ существующей практики нравственного воспитания детей в организациях дошкольного образования свидетельствует об отсутствии целостной системы нравственного воспитания посредством использования мультипликационных фильмов. Кроме того, в настоящее время достаточно высок риск выхода на экраны мультфильмов, не соответствующих этическим и нравственным эталонам, пропагандирующих ложные идеалы, являющихся источником детской агрессии, страхов и деформации личности. За поверхностной развлекательностью скрываются антинравственные стереотипы поведения, размытые цели и ориентиры.
Становится ясным, что без педагогического осмысления данной ситуации некоторые факторы нравственного развития детей дошкольного возраста могут стать неуправляемыми и бесконтрольными. Более того, если брать во внимание аспект положительного воздействия мультфильма, то при отсутствии должного педагогического сопровождения теряется возможность сделать данный процесс заметным и эффективным фактором социализации.
Таким образом, приходим к выводам: хотя отдельные аспекты проблемы формирования нравственности у детей дошкольного возраста исследовались многими учеными, в организациях дошкольного образования вопросам использования мультфильмов в процессе нравственного воспитания дошкольников уделено недостаточно внимания.
Данные положения определили цель исследования: выявить педагогические условия использования мультфильмов как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста в организации дошкольного образования.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – художественные средства, в частности мультфильмы, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мультфильм, как художественное средство, будет эффективным в нравственном воспитание детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
• осуществления системной педагогической работы по нравственному воспитанию с учетом возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
• подбора мультипликационных фильмов, направленных на формирование всех критериев нравственного поведения детей;
• опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть методы нравственного воспитания дошкольников в условиях организации дошкольного образования и особенности использования мультфильмов в данном процессе.
3. Определить показатели, критерии, и выявить уровень нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством мультфильмов и апробировать ее состоятельность в практике доо.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы;
• эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, метод педагогических измерений, методы математической статистики при обработке количественных показателей.
Методологической основой исследования являются исследования классиков педагогики и психологии, работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламова и др., выявляющие сущность основных понятий теории нравственного воспитания; концепции нравственного воспитания Р.С. Буре, С.А. Козловой, А.Я. Данилюка и других; исследования особенностей нравственного воспитания дошкольников Е.А. Алябьевой, Д.В. Менджерицкой и других; работы по изучению мультфильма как средства нравственного воспитания дошкольников И.Н. Алешиной, Е.В. Ермизиной, М.В. Корепановой, О.В. Куниченко, Н.Е. Маркова и других.
Базой экспериментального исследования являлся МДОУ «детский сад № 20», подготовительная к школе группа.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ 8
1.1. Воспитательный потенциал мультипликационных фильмов 8
1.2. Мультфильмы как эффективное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста 12
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Научное предположение, задачи и методы экспериментальной работы 21
2.2. Особенности нравственного развития детей подготовительной к школе группы (констатирующий этап эксперимента) 23
2.3. Нравственное воспитание дошкольников подготовительной к школе группы посредством использования мультфильмов (формирующий этап эксперимента) 32
2.4. Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования (контрольный этап эксперимента) 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49


Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – художественные средства, в частности мультфильмы, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мультфильм, как художественное средство, будет эффективным в нравственном воспитание детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
• осуществления системной педагогической работы по нравственному воспитанию с учетом возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
• подбора мультипликационных фильмов, направленных на формирование всех критериев нравственного поведения детей;
• опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть методы нравственного воспитания дошкольников в условиях организации дошкольного образования и особенности использования мультфильмов в данном процессе.
3. Определить показатели, критерии, и выявить уровень нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством мультфильмов и апробировать ее состоятельность в практике доо.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы;
• эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, метод педагогических измерений, методы математической статистики при обработке количественных показателей.
Методологической основой исследования являются исследования классиков педагогики и психологии, работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламова и др., выявляющие сущность основных понятий теории нравственного воспитания; концепции нравственного воспитания Р.С. Буре, С.А. Козловой, А.Я. Данилюка и других; исследования особенностей нравственного воспитания дошкольников Е.А. Алябьевой, Д.В. Менджерицкой и других; работы по изучению мультфильма как средства нравственного воспитания дошкольников И.Н. Алешиной, Е.В. Ермизиной, М.В. Корепановой, О.В. Куниченко, Н.Е. Маркова и других.
Базой экспериментального исследования являлся МДОУ «детский сад № 20», подготовительная к школе группа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бойкова, Т. В. Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы [Электронный ресурс] / Т. В. Бойкова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1.
2. Ваницына, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС [Текст] / Н. В. Ваницына // Дошкольник р.ф. — 2018. — № 10. — С. 34–35.
3. Горюнова, С. Н. Конспект НООД «Тайна третьей планеты» [Электронный ресурс] / С. Н. Горюнова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7. — С. 52–54
4. Дроговцова, Н. О. Мультипликационные фильмы как средство развития детей в рамках реализации инновационного проекта [Текст] / Н. О. Дроговцова. — Уфа: АЭТЕРНА, 2016.— 79 с.
5. Карпова, М. Г., Шабусова, Л. С., Воронцова, Т. А. Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «Цветик-семицветик» [Электронный ресурс] / М. Г. Карпова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 58–60.
6. Кобякова, Т. В. Особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. В. Кобякова // Совушка. — 2015. — № 2. — С. 68–70.
7. Кондрашова, Н. В., Мялькина, В. А. Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 27–30.
8. Курчина, И. А., Заричанова, О. А. Конспект занятия «Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну мультипультию» [Электронный ресурс] / И. А. Курчина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2. — С. 112–114.
9. Куцакова, Л. В. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова. — М. : Академия, 2018. — 156 с.
10. Лаврентьева, Т. В. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / Т. В. Лаврентьева. — М. : Эксмо, 2014. — 176 с.
11. Лашкова, Л. Л., Гизатуллина, Г. Р. Мультипликационное кино как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Л. Лашкова. — Сургут : Север, 2016. — 6 с.
12. Мартышкина, Г. И., Сяйлева, С. П., Щеканова, Е. А. Доброта спасет мир: конспект проведения родительского собрания [Электронный ресурс] / Г. И. Мартышкина // Совушка. — 2018. — № 1(11).
13. Маслова, И. В. Конспект занятия «Путешествие в страну эмоций» [Электронный ресурс] / И. В. Маслова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7. — С. 62–63.
14. Мельникова, Т. А., Ганина, Л. В. Проект «Лето в компании Смешариков» [Электронный ресурс] / Т. А. Мельникова // Совушка. — 2018. — №1(11).
15. Николаев, П. А., Кожевников, В. М. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / П. А. Николаев. — М. : Академия, 2017. — 751 c.
16. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.— М. : Мозаика-Синтез, 2014. — 368 c.
17. Раевский, Д. А. Детство под угрозой: вредные мультфильмы [Текст] / А. Д. Раевский. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 76 с.
18. Рассказова, Е. Г., Чернеда, Н. А., Дементьева, Н. Я. «Увлекательное путешествие с Лунтиком» (интегрированное занятие) [Электронный ресурс] / Е. Г. Рассказова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 179–181.
19. Рочева, Е. В. Мультфильм как средство воспитания дошкольников [Текст] / Е. В. Рочева. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 6 с.
20. Сапожникова, Н. С. Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. С. Сапожникова // Совушка. — 2018. — № 3 (13).
21. Толкачёва, И. М., Сысоева, О. А. Уважение к старшим [Электронный ресурс] / И. М. Толкачёва // Совушка. — 2018. — №1(11).
22. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин — М. : Просвещение, 2015. — 328 c.
23. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в настоящее время общественно-политические и социально-экономические изменения оказывают существенное и не всегда позитивное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Что привело, в свою очередь, к изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, деформированию ранее существовавших нравственных убеждений и взглядов, к размытости этических понятий. В сложившейся ситуации неэффективными оказываются разовые и локальные меры, а потому необходим комплексный, системный подход к организации нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Новый государственный образовательный стандарт определяет нравственное развитие и воспитание детей первостепенной задачей современной образовательной системы. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…».
Нравственное воспитание является одной из очень важных сторон формирования личности дошкольника, которую можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения им установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
При этом ни для кого не секрет, что стремительное развитие информационных технологий на сегодняшний день привело к тому, что длительное погружение в медиамир, медиапространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. Согласно результатам социологического исследования A.A. Немирича, наиболее предпочтительным видом медиа для обучения и воспитания детей дошкольного возраста является мультипликационный фильм. Мультфильм, когда он выступает как произведение искусства, создаваемое в соответствии с особенностями ситуации развития ребенка в данном возрасте, обладает высоким воспитательным потенциалом. Сюжеты мультфильмов и образы персонажей могут являться трансляторами нравственных норм и ценностей. Содержание некоторых мультфильмов обращает внимание детей на серьезные проблемы, несущие в себе моральный смысл и глубокие переживания. Весь этот нравственно-развивающий потенциал мультфильма может и должен быть использован в системе нравственного воспитания дошкольников, поскольку рассматриваемый возрастной период характеризуется интенсивным становлением нравственных установок и чувств.
Таким образом, актуальность исследования проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста и использования в данном процессе мультфильмов обусловлена сложившимися на сегодняшний день противоречиями между значимостью данного направления педагогической деятельности, возросшим в последнее время вниманием к вопросам теории и практики нравственного воспитания дошкольников, требованиями новых государственных стандартов к активному использованию мультимедийных технологий в воспитательном процессе организации дошкольного образования, и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы.
Различные аспекты проблемы нравственного воспитания детей всегда занимали значительное место в дошкольной педагогике. Они нашли свое отражение в работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, И.Ф. Харламова и других, в которых выявляется сущность основных понятий нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Такие педагоги и психологи, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.М. Болдырев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Лихачев, И.С. Марьенко и другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах. Значение духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка с раннего и дошкольного детства обосновывают в своих трудах классики педагогики (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский) и современные исследователи (А.А. Абрамова, О.С. Барило, М.Ю. Новицкая, Н.В. Микляева, Н.А. Платохина). Тем не менее, в педагогических исследованиях сферы нравственного воспитания дошкольников отсутствует целостность и системность. Теоретически обоснованы педагогические условия раннего разностороннего нравственного развития детей (О.С. Барило); описано развитие идеи духовно-нравственного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (Н.П. Шабалкина); представлен анализ развития нравственности ребенка дошкольного возраста средствами искусства (Ю.А. Серебренникова), приобщения к отечественной культурной традиции (О.С. Бороздина); выявлены условия подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к всестороннему нравственному воспитанию детей (Л.П. Гладких). Сегодня проводятся исследования особенностей нравственного воспитания с позиции требований ФГОС (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков), особенности воспитания нравственности в современных концепциях (М.П. Гурьянова).
При этом анализ существующей практики нравственного воспитания детей в организациях дошкольного образования свидетельствует об отсутствии целостной системы нравственного воспитания посредством использования мультипликационных фильмов. Кроме того, в настоящее время достаточно высок риск выхода на экраны мультфильмов, не соответствующих этическим и нравственным эталонам, пропагандирующих ложные идеалы, являющихся источником детской агрессии, страхов и деформации личности. За поверхностной развлекательностью скрываются антинравственные стереотипы поведения, размытые цели и ориентиры.
Становится ясным, что без педагогического осмысления данной ситуации некоторые факторы нравственного развития детей дошкольного возраста могут стать неуправляемыми и бесконтрольными. Более того, если брать во внимание аспект положительного воздействия мультфильма, то при отсутствии должного педагогического сопровождения теряется возможность сделать данный процесс заметным и эффективным фактором социализации.
Таким образом, приходим к выводам: хотя отдельные аспекты проблемы формирования нравственности у детей дошкольного возраста исследовались многими учеными, в организациях дошкольного образования вопросам использования мультфильмов в процессе нравственного воспитания дошкольников уделено недостаточно внимания.
Данные положения определили цель исследования: выявить педагогические условия использования мультфильмов как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста в организации дошкольного образования.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – художественные средства, в частности мультфильмы, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мультфильм, как художественное средство, будет эффективным в нравственном воспитание детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
• осуществления системной педагогической работы по нравственному воспитанию с учетом возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
• подбора мультипликационных фильмов, направленных на формирование всех критериев нравственного поведения детей;
• опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть методы нравственного воспитания дошкольников в условиях организации дошкольного образования и особенности использования мультфильмов в данном процессе.
3. Определить показатели, критерии, и выявить уровень нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством мультфильмов и апробировать ее состоятельность в практике доо.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы;
• эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, метод педагогических измерений, методы математической статистики при обработке количественных показателей.
Методологической основой исследования являются исследования классиков педагогики и психологии, работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламова и др., выявляющие сущность основных понятий теории нравственного воспитания; концепции нравственного воспитания Р.С. Буре, С.А. Козловой, А.Я. Данилюка и других; исследования особенностей нравственного воспитания дошкольников Е.А. Алябьевой, Д.В. Менджерицкой и других; работы по изучению мультфильма как средства нравственного воспитания дошкольников И.Н. Алешиной, Е.В. Ермизиной, М.В. Корепановой, О.В. Куниченко, Н.Е. Маркова и других.
Базой экспериментального исследования являлся МДОУ «детский сад № 20», подготовительная к школе группа.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ 8
1.1. Воспитательный потенциал мультипликационных фильмов 8
1.2. Мультфильмы как эффективное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста 12
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Научное предположение, задачи и методы экспериментальной работы 21
2.2. Особенности нравственного развития детей подготовительной к школе группы (констатирующий этап эксперимента) 23
2.3. Нравственное воспитание дошкольников подготовительной к школе группы посредством использования мультфильмов (формирующий этап эксперимента) 32
2.4. Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования (контрольный этап эксперимента) 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49


Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – художественные средства, в частности мультфильмы, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мультфильм, как художественное средство, будет эффективным в нравственном воспитание детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
• осуществления системной педагогической работы по нравственному воспитанию с учетом возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
• подбора мультипликационных фильмов, направленных на формирование всех критериев нравственного поведения детей;
• опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть методы нравственного воспитания дошкольников в условиях организации дошкольного образования и особенности использования мультфильмов в данном процессе.
3. Определить показатели, критерии, и выявить уровень нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством мультфильмов и апробировать ее состоятельность в практике доо.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы;
• эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, метод педагогических измерений, методы математической статистики при обработке количественных показателей.
Методологической основой исследования являются исследования классиков педагогики и психологии, работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламова и др., выявляющие сущность основных понятий теории нравственного воспитания; концепции нравственного воспитания Р.С. Буре, С.А. Козловой, А.Я. Данилюка и других; исследования особенностей нравственного воспитания дошкольников Е.А. Алябьевой, Д.В. Менджерицкой и других; работы по изучению мультфильма как средства нравственного воспитания дошкольников И.Н. Алешиной, Е.В. Ермизиной, М.В. Корепановой, О.В. Куниченко, Н.Е. Маркова и других.
Базой экспериментального исследования являлся МДОУ «детский сад № 20», подготовительная к школе группа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бойкова, Т. В. Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы [Электронный ресурс] / Т. В. Бойкова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1.
2. Ваницына, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС [Текст] / Н. В. Ваницына // Дошкольник р.ф. — 2018. — № 10. — С. 34–35.
3. Горюнова, С. Н. Конспект НООД «Тайна третьей планеты» [Электронный ресурс] / С. Н. Горюнова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7. — С. 52–54
4. Дроговцова, Н. О. Мультипликационные фильмы как средство развития детей в рамках реализации инновационного проекта [Текст] / Н. О. Дроговцова. — Уфа: АЭТЕРНА, 2016.— 79 с.
5. Карпова, М. Г., Шабусова, Л. С., Воронцова, Т. А. Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «Цветик-семицветик» [Электронный ресурс] / М. Г. Карпова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 58–60.
6. Кобякова, Т. В. Особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. В. Кобякова // Совушка. — 2015. — № 2. — С. 68–70.
7. Кондрашова, Н. В., Мялькина, В. А. Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 27–30.
8. Курчина, И. А., Заричанова, О. А. Конспект занятия «Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну мультипультию» [Электронный ресурс] / И. А. Курчина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2. — С. 112–114.
9. Куцакова, Л. В. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова. — М. : Академия, 2018. — 156 с.
10. Лаврентьева, Т. В. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / Т. В. Лаврентьева. — М. : Эксмо, 2014. — 176 с.
11. Лашкова, Л. Л., Гизатуллина, Г. Р. Мультипликационное кино как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Л. Лашкова. — Сургут : Север, 2016. — 6 с.
12. Мартышкина, Г. И., Сяйлева, С. П., Щеканова, Е. А. Доброта спасет мир: конспект проведения родительского собрания [Электронный ресурс] / Г. И. Мартышкина // Совушка. — 2018. — № 1(11).
13. Маслова, И. В. Конспект занятия «Путешествие в страну эмоций» [Электронный ресурс] / И. В. Маслова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7. — С. 62–63.
14. Мельникова, Т. А., Ганина, Л. В. Проект «Лето в компании Смешариков» [Электронный ресурс] / Т. А. Мельникова // Совушка. — 2018. — №1(11).
15. Николаев, П. А., Кожевников, В. М. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / П. А. Николаев. — М. : Академия, 2017. — 751 c.
16. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.— М. : Мозаика-Синтез, 2014. — 368 c.
17. Раевский, Д. А. Детство под угрозой: вредные мультфильмы [Текст] / А. Д. Раевский. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 76 с.
18. Рассказова, Е. Г., Чернеда, Н. А., Дементьева, Н. Я. «Увлекательное путешествие с Лунтиком» (интегрированное занятие) [Электронный ресурс] / Е. Г. Рассказова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 179–181.
19. Рочева, Е. В. Мультфильм как средство воспитания дошкольников [Текст] / Е. В. Рочева. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 6 с.
20. Сапожникова, Н. С. Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. С. Сапожникова // Совушка. — 2018. — № 3 (13).
21. Толкачёва, И. М., Сысоева, О. А. Уважение к старшим [Электронный ресурс] / И. М. Толкачёва // Совушка. — 2018. — №1(11).
22. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин — М. : Просвещение, 2015. — 328 c.
23. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]

Купить эту работу

Роль мультфильмов в воспитании и развитии дошкольника.

270 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

14 января 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
vipauthor
4
Купить эту работу vs Заказать новую
4 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
270 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

«Психолого-педагогические основы развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Психолого-педагогические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Марина [email protected] об авторе vipauthor 2015-10-28
Курсовая работа

все отлично, спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Lespoir об авторе vipauthor 2015-11-18
Курсовая работа

Спасибо автору, сделал раньше срока.

Общая оценка 5
Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе vipauthor 2014-11-17
Курсовая работа

отличный автор! отличная работа! спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе vipauthor 2018-03-07
Курсовая работа

автор молодец. Сделал работу раньше срока, все аккуратно, в тему

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Технология "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Ранняя киберсоциализация дошкольника и младшего школьника

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ, В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Профилактика преодоления барьера культур у учащихся на уроках английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Методологические основы дошкольного воспитания и обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Гипотеза как теоретическая форма познания истины

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Задачи, описывающие реальность профессиональной деятельности преподавателей и учителей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Функциональная структура управленческо-педагогической деятельности менеджера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"-дошкольники и нач школа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Традиции и инновации в преподавании русской литературы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Конспект по автоматизации звука [л]

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
950 ₽