все отлично, раньше срока.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Проблему мотивации можно считать одной из фундаментальных проблем в отечественной и в зарубежной психологии. Она напрямую связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его поведения и имеет важное значение в исследованиях в области современной психологии,
Мотивация учебной деятельности в младшем школьном возрасте считается одной из центральных проблем современной школы. Она остается актуальной по причине того, что содержание обучения всегда требует обновления, перед образованием стоит задача формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания учеников, формирования у них активной жизненной позиции. Развитие младшего школьника будет интенсивнее и результативнее, при условии включения в деятельность, соответствующей зоне его ближайшего развития, положительных эмоций от процесса обучения, а также наличие доверительного, усиливающего эмоционального фона педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
В своих исследованиях Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, А.К. Маркова, М.Р. Гинзбург отмечают, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для интенсивного формирования мотивационной сферы.
Значимость проблемы формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется необходимостью того, что нужно создать предпосылки формирования мотивации учения именно в начальной школе, когда происходит придание учебной деятельности статуса ведущей деятельности, а с окончанием обучения в начальной школе обретение мотивацией определённой формы, что позволяет сделать её устойчивым личностным образованием ученика.
Начальная школа характеризуется наличием ряда проблем мотивации обучения, что обусловлено недостаточной ориентированностью на личные особенности учащихся при процессе обучения. Это проявляется в использовании единого учебного плана, унифицированных заданий, предпочтении учителей направлять процесс обучения на высокий уровень освоения изучаемых дисциплин, собственно это может привести к недостаточной сформированности мотивов учения. Недостаточная сформированность учебной мотивации приводит к появлению важной проблемы современного образования - неуспеваемости младших школьников.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, ей отводится основная роль при определении дифференциации познавательных процессов и личностных изменений, ранняя неуспеваемость ученика может привести к ряду больших проблем, которые отрицательно повлияют на личностное развитие учеников в будущем.
Такие исследователи как, Ш.А. Амонашвили, В.Г. Асеев, Н.В. Елфимова, Л.К. Максимов, М.В. Матюхина, Н.Г. Морозова, Т.А. Саблина, Л.С. Савина, П.М. Якобсон, изучали мотивацию учебной деятельности младших школьников. А.Ф. Ануфриев, А.А. Бударный, Е.Ю. Балашова, М.М. Безруких, С.В. Ефимова, Л.Е. Еремина, Н.Н. Гурова, С.Н. Костромина, С.Н. Крюков, Н.А. Менчинская, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Н.И. Паршина, С.Г. Шевченко так же рассматривали в своих трудах проблему неуспевающих младших школьников.
Несмотря изученность данной темы исследования, актуальным остается вопрос подбора методических приемов, направленных формирование учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
В этой связи возникла проблема исследования: каковы педагогические условия формирования учебной мотивации неуспевающих младших школьников?
Цель исследования: обосновать эффективность педагогических условий формирования мотивации к учебе у неуспевающих младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования учебной мотивации неуспевающих младших школьников.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования учебной мотивации неуспевающих младших школьников.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия мотивации к учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе литературы;
- определить методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
- выявить причины возникновения и пути преодоления школьной неуспеваемости у детей младшего школьного возраста;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию учебной мотивации у неуспевающих младших школьников;
- разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации у неуспевающих младших школьников будет проходить более успешно, если:
- осуществлять дифференцированный подход к организации учебной и внеучебной деятельности учащихся;
- создавать проблемные и игровые ситуации в учебной и внеурочной деятельности с целью активизации творческого отношения учащихся к учебе;
- сформировывать рефлексивное отношение учащихся к учению и личностному смыслу учения посредством осознания учебной цели и связи последовательности учебных задач;
- осуществлять оценивание знаний учащегося на основе его новых достижений;
- организовывать разнообразные формы совместной учебной деятельности и учебного сотрудничества.
Оглавление
Введение 3
1.1 Понятие мотивации к учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2. Методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте 18
1.3. Школьная неуспеваемость у детей младшего школьного возраста: причины возникновения и пути преодоления 29
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у неуспевающих младших школьников 42
2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 53
2.3 Методические рекомендации по формированию учебной мотивации у неуспевающих младших школьников 64
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Приложение 87
Дипломная работа по специальности "Педагогика и психология начального образования". Защита прошла на оценку отлично в 2021 году.
Список использованной литературы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273–ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598. – Текст: непосредственный.
2. Федеральная государственная программа Российской Федерации «Развитие образования: [утверждено постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1642: в редакции от 22 января 2019 года] // «Собрание законодательства РФ». – 2018. - №1 (ч. 2). – Ст. 375. – Текст: непосредственный.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: [утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373: в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1643] // «Собрание законодательства РФ». – 2014. № 38. – Ст. 5096. – Текст: непосредственный.
4. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. –Москва: Академия, 2002. – 206 с.: ил. – ISBN 5-7695-0980-5. – Текст: непосредственный.
5. Александрова, Н.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И. Александрова, Т.И. Шульга. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1987. –№6. – С.130–132.
6. Алексеева, Л. В. Мотивация и эмоции: учебное пособие / Л. В. Алексеева; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Изд–во Тюменского государственного университета, 2011. – 426 с.: ил. – ISBN 978-5-400-00536-7. – Текст: непосредственный.
7. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1984. –№5. – С.35.
8. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2009. – 362, [1] с.: ил. – ISBN 978-5-7567-0274-3. – Текст: непосредственный.
9. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г Асеев. – Москва: Мысль, 2015. –160 с. – Текст: непосредственный.
10. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / Ю.К. Бабанский. – Москва: Педагогика, 2003. – 374 с. Текст: непосредственный.
11. Бабанский, Ю. К. Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сборник статей / Ю.К. Бабанский. – Ростов–на–Дону: Педагогика, 1973. – 523с. – Текст: непосредственный.
12. Бабенышева, Л. Ф. Формирование у слабоуспевающих школьников умения самостоятельно планировать учебную деятельность: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата педагогических наук / Л. Ф. Бабенышева; Казанский государственный педагогический институт. – Казань,1995. – 26 с. – Текст: непосредственный.
13. Бардин, К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться: методические указания / К.В. Бардин. – Фрунзе: Мектеп, 1983. –104 с.: ил. – Текст: непосредственный.
14. Битянова, М.Р. Социальная психология: учебник для высшей школы / М.Р. Битянова. – Москва: Просвещение, 2004. – 368 с.: ил. – ISBN 978-5-91180-703-0. – Текст: непосредственный.
15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 398 с.: ил., портр., табл. – ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст: непосредственный.
16. Борисов, П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления: на материале школ Якутии / Б. Н. Боденко. – Якутск: книжное изд-во, 1990. – 95 с. – Текст: непосредственный.
17. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 6. – С.5-10. Текст: электронный. URL:http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–3–20.pdf (дата обращения: 10.02.2021). Режим доступа: для авторизованных пользователей.
18. Бычкова, А.В. Педагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников / А.В. Бычкова. – Текст: непосредственный // Проблемы Современного Педагогического Образования. – 2016. – № 51. – С. 52–58.
19. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации/ И.И. Вартанова. – Текст: непосредственный // Вестник МГУ. Психология. – 1998. – № 2. – С.36–42.
20. Васильева, Т.А. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации/ Т.А. Васильева, О.Д. Лукьяненко. – Текст: непосредственный // Школа и производство. – 2007.– №8. – С. 44–46.
21. Вергелес, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться: книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес Л.А. Матвеева А.И. Раев. – Санкт-Петербург: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 264 с.: 157 с.: ил., табл. – ISBN 5-8064-0218-5. – Текст: непосредственный.
22. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – Москва: Изд–во МГУ, 2011. – 283, [2] с. – ISBN 5-211-01031-0. – Текст: непосредственный.
23. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться: руководство практического психолога и социального педагога / Б.С. Волков. – Москва: Академический Проект, 2004. – 142, [1] с.: табл. – ISBN 5-8291-0374-5. – Текст: непосредственный.
24. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – Москва: Просвещение, 2005. –326 с. – Текст: непосредственный.
25. Гизатуллина, Д. Х. Русский язык в играх или, когда учиться трудно: предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе /Д.Х. Гизатуллина. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000. – 94, [1] с.: ил., табл. – ISBN 5-89814-056-5. – Текст: непосредственный.
26. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2–х т. / Ж. Годфруа. – Москва: Мир, 2012. – 496 с.: ил. – ISBN 5-03-001902-2. – Текст: непосредственный.
27. Данилов, М.А. Повышение качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости / Данилов М.А. — Москва, 2015. – 188 с. – Текст: непосредственный.
28. Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян. – Текст: непосредственный // Теоретические проблемы психологии личности. – 2014. – С.145–169.
29. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сборник научных статей / под редакцией Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – Москва: Просвещение, 2011. – 267 с. – Текст: непосредственный.
30. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – № 1. – 2005. – С.73–78.
31. Ежкова, Н.С. Эмоциональная поддержка первоклассников в учебной деятельности /Н.С. Ежкова, А. Е. Ежкова. – Текст: непосредственный // Начальная школа плюс до и после. –2013.–№5.–С.52–55.
32. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников: учебно– методическое пособие / Н. В. Елфимова. – М.: Изд–во МГУ, 1991. – 108, [1] с. – ISBN 5-211-01966-0. – Текст: непосредственный.
33. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 508 с.: табл. – ISBN 978-5-459-00574-5. – Текст: непосредственный.
34. Ищеева–Филатова, М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся: к проблеме реформы общеобразовательных и профессиональных учреждений /М. М. Ищеева–Филатова. –Нальчик: Эльбрус, 1987. – 432 с.– Текст: непосредственный.
35. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников: учебное пособие /Н.К. Корсакова. – Москва: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.: ил. – ISBN 5-86825-049-4. – Текст: непосредственный.
36. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 2015. – 304 с. – Текст: непосредственный.
37. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций / А.Н. Леонтьев – Москва: Изд–во Московского университета, 1971. – 38 с.: ил. – Текст: непосредственный.
38. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие - хрестоматия для студентов психолого-педагогических специальностей / Н. П. Локалова. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 365 с.: ил., табл. – ISBN 978-5-388-00443-7. – Текст: непосредственный.
39. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – Москва: Просвещение, 2015. –191, [1] с. – ISBN 5-09-001744-1. – Текст: непосредственный.
40. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, Л.М. Фридман. – Москва, Педагогика, 2013. –64 с. – Текст: непосредственный.
41. Маркова, А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. – Москва: Педагогика, 2013. – 187с. – Текст: непосредственный.
42. Магомед–Эминов, М.Ш. Трансформация личности: учебное пособие по психологии личности для психоаналитических учебных заведений / М.Ш. Магомед–Эминов. – Москва: ПАРФ, 1998. – 494 с.: ил. – ISBN 5-89200-002-8. – Текст: непосредственный.
43. Макеев, Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников / Е.А. Макеева. – Текст: непосредственный // Модернизация Образования: Проблемы и Перспективы Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100–летию РГУ имени С.А. Есенина. – 2015. – С. 391– 397.
44. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – Москва: Педагогика, 2008. – 144 с.– Текст: непосредственный.
45. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для педагогических работников профтехобразования / К.К. Платонов. – Москва: Высшая школа, 2012. – 175 с.– Текст: непосредственный.
46. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим–Бад. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил. – Текст: непосредственный.
47. Пелевина, Н. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования / Н.Г. Пелевина //Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 25-29. – Текст: электронный. – URL: http://n–shkola.ru/articles/view/56 (дата обращения: 11.02.2021). Режим доступа: свободный.
48. Разина, Н.А. Организационно–педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата психологических наук / Н.А. Разина; Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ, 2008. – 27 с. – Текст: непосредственный.
49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.]: Питер, 2012. – 705, [7] с.: ил. – ISBN 978-5-459-01141-8. – Текст: непосредственный.
50. Харьковская, В.Ф Об индивидуальном подходе к слабоуспевающим школьникам /В.Ф. Харьковская. – Текст: непосредственный // Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сб. статей. – Ростов–на–Дону: Просвещение, 1973. –№61– С. 45-50.
51. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: учебное пособие для студентов вузов по направлению и специальности "Психология", "Клиническая психология" / Х. Хекхаузен. – Москва: Смысл, 2003. – 860 с.: ил. – ISBN 5-94723-389-4. – Текст: непосредственный.
52. Хорева, Н. А. Причины школьной неуспеваемости / Н. А. Хорева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Текст: электронный. –URL: http://festival.1september.ru/articles/ 212812/ (дата обращения: 12.02.2021). Режим доступа: свободный.
53. Цетлин, В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся / В.С. Цетлин. – Москва: Знание, 1989. – 80 с.: ил. – Текст: непосредственный.
54. Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. – Москва: Столетие, 1997. – 480с.: ил. – ISBN 5-7459-0079-2. – Текст: непосредственный.
55. Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для педагогических институтов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Н.Е. Корнеева [и др.]. – Москва: Просвещение, 1990. – 141, [1] с. : ил. – Текст: непосредственный.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Проблему мотивации можно считать одной из фундаментальных проблем в отечественной и в зарубежной психологии. Она напрямую связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его поведения и имеет важное значение в исследованиях в области современной психологии,
Мотивация учебной деятельности в младшем школьном возрасте считается одной из центральных проблем современной школы. Она остается актуальной по причине того, что содержание обучения всегда требует обновления, перед образованием стоит задача формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания учеников, формирования у них активной жизненной позиции. Развитие младшего школьника будет интенсивнее и результативнее, при условии включения в деятельность, соответствующей зоне его ближайшего развития, положительных эмоций от процесса обучения, а также наличие доверительного, усиливающего эмоционального фона педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
В своих исследованиях Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, А.К. Маркова, М.Р. Гинзбург отмечают, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для интенсивного формирования мотивационной сферы.
Значимость проблемы формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется необходимостью того, что нужно создать предпосылки формирования мотивации учения именно в начальной школе, когда происходит придание учебной деятельности статуса ведущей деятельности, а с окончанием обучения в начальной школе обретение мотивацией определённой формы, что позволяет сделать её устойчивым личностным образованием ученика.
Начальная школа характеризуется наличием ряда проблем мотивации обучения, что обусловлено недостаточной ориентированностью на личные особенности учащихся при процессе обучения. Это проявляется в использовании единого учебного плана, унифицированных заданий, предпочтении учителей направлять процесс обучения на высокий уровень освоения изучаемых дисциплин, собственно это может привести к недостаточной сформированности мотивов учения. Недостаточная сформированность учебной мотивации приводит к появлению важной проблемы современного образования - неуспеваемости младших школьников.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, ей отводится основная роль при определении дифференциации познавательных процессов и личностных изменений, ранняя неуспеваемость ученика может привести к ряду больших проблем, которые отрицательно повлияют на личностное развитие учеников в будущем.
Такие исследователи как, Ш.А. Амонашвили, В.Г. Асеев, Н.В. Елфимова, Л.К. Максимов, М.В. Матюхина, Н.Г. Морозова, Т.А. Саблина, Л.С. Савина, П.М. Якобсон, изучали мотивацию учебной деятельности младших школьников. А.Ф. Ануфриев, А.А. Бударный, Е.Ю. Балашова, М.М. Безруких, С.В. Ефимова, Л.Е. Еремина, Н.Н. Гурова, С.Н. Костромина, С.Н. Крюков, Н.А. Менчинская, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Н.И. Паршина, С.Г. Шевченко так же рассматривали в своих трудах проблему неуспевающих младших школьников.
Несмотря изученность данной темы исследования, актуальным остается вопрос подбора методических приемов, направленных формирование учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
В этой связи возникла проблема исследования: каковы педагогические условия формирования учебной мотивации неуспевающих младших школьников?
Цель исследования: обосновать эффективность педагогических условий формирования мотивации к учебе у неуспевающих младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования учебной мотивации неуспевающих младших школьников.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования учебной мотивации неуспевающих младших школьников.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия мотивации к учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе литературы;
- определить методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
- выявить причины возникновения и пути преодоления школьной неуспеваемости у детей младшего школьного возраста;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию учебной мотивации у неуспевающих младших школьников;
- разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у неуспевающих младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации у неуспевающих младших школьников будет проходить более успешно, если:
- осуществлять дифференцированный подход к организации учебной и внеучебной деятельности учащихся;
- создавать проблемные и игровые ситуации в учебной и внеурочной деятельности с целью активизации творческого отношения учащихся к учебе;
- сформировывать рефлексивное отношение учащихся к учению и личностному смыслу учения посредством осознания учебной цели и связи последовательности учебных задач;
- осуществлять оценивание знаний учащегося на основе его новых достижений;
- организовывать разнообразные формы совместной учебной деятельности и учебного сотрудничества.
Оглавление
Введение 3
1.1 Понятие мотивации к учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2. Методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте 18
1.3. Школьная неуспеваемость у детей младшего школьного возраста: причины возникновения и пути преодоления 29
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у неуспевающих младших школьников 42
2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 53
2.3 Методические рекомендации по формированию учебной мотивации у неуспевающих младших школьников 64
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Приложение 87
Дипломная работа по специальности "Педагогика и психология начального образования". Защита прошла на оценку отлично в 2021 году.
Список использованной литературы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273–ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598. – Текст: непосредственный.
2. Федеральная государственная программа Российской Федерации «Развитие образования: [утверждено постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1642: в редакции от 22 января 2019 года] // «Собрание законодательства РФ». – 2018. - №1 (ч. 2). – Ст. 375. – Текст: непосредственный.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: [утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373: в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1643] // «Собрание законодательства РФ». – 2014. № 38. – Ст. 5096. – Текст: непосредственный.
4. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. –Москва: Академия, 2002. – 206 с.: ил. – ISBN 5-7695-0980-5. – Текст: непосредственный.
5. Александрова, Н.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И. Александрова, Т.И. Шульга. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1987. –№6. – С.130–132.
6. Алексеева, Л. В. Мотивация и эмоции: учебное пособие / Л. В. Алексеева; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Изд–во Тюменского государственного университета, 2011. – 426 с.: ил. – ISBN 978-5-400-00536-7. – Текст: непосредственный.
7. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1984. –№5. – С.35.
8. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2009. – 362, [1] с.: ил. – ISBN 978-5-7567-0274-3. – Текст: непосредственный.
9. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г Асеев. – Москва: Мысль, 2015. –160 с. – Текст: непосредственный.
10. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / Ю.К. Бабанский. – Москва: Педагогика, 2003. – 374 с. Текст: непосредственный.
11. Бабанский, Ю. К. Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сборник статей / Ю.К. Бабанский. – Ростов–на–Дону: Педагогика, 1973. – 523с. – Текст: непосредственный.
12. Бабенышева, Л. Ф. Формирование у слабоуспевающих школьников умения самостоятельно планировать учебную деятельность: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата педагогических наук / Л. Ф. Бабенышева; Казанский государственный педагогический институт. – Казань,1995. – 26 с. – Текст: непосредственный.
13. Бардин, К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться: методические указания / К.В. Бардин. – Фрунзе: Мектеп, 1983. –104 с.: ил. – Текст: непосредственный.
14. Битянова, М.Р. Социальная психология: учебник для высшей школы / М.Р. Битянова. – Москва: Просвещение, 2004. – 368 с.: ил. – ISBN 978-5-91180-703-0. – Текст: непосредственный.
15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 398 с.: ил., портр., табл. – ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст: непосредственный.
16. Борисов, П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления: на материале школ Якутии / Б. Н. Боденко. – Якутск: книжное изд-во, 1990. – 95 с. – Текст: непосредственный.
17. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 6. – С.5-10. Текст: электронный. URL:http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–3–20.pdf (дата обращения: 10.02.2021). Режим доступа: для авторизованных пользователей.
18. Бычкова, А.В. Педагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников / А.В. Бычкова. – Текст: непосредственный // Проблемы Современного Педагогического Образования. – 2016. – № 51. – С. 52–58.
19. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации/ И.И. Вартанова. – Текст: непосредственный // Вестник МГУ. Психология. – 1998. – № 2. – С.36–42.
20. Васильева, Т.А. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации/ Т.А. Васильева, О.Д. Лукьяненко. – Текст: непосредственный // Школа и производство. – 2007.– №8. – С. 44–46.
21. Вергелес, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться: книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес Л.А. Матвеева А.И. Раев. – Санкт-Петербург: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 264 с.: 157 с.: ил., табл. – ISBN 5-8064-0218-5. – Текст: непосредственный.
22. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – Москва: Изд–во МГУ, 2011. – 283, [2] с. – ISBN 5-211-01031-0. – Текст: непосредственный.
23. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться: руководство практического психолога и социального педагога / Б.С. Волков. – Москва: Академический Проект, 2004. – 142, [1] с.: табл. – ISBN 5-8291-0374-5. – Текст: непосредственный.
24. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – Москва: Просвещение, 2005. –326 с. – Текст: непосредственный.
25. Гизатуллина, Д. Х. Русский язык в играх или, когда учиться трудно: предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе /Д.Х. Гизатуллина. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000. – 94, [1] с.: ил., табл. – ISBN 5-89814-056-5. – Текст: непосредственный.
26. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2–х т. / Ж. Годфруа. – Москва: Мир, 2012. – 496 с.: ил. – ISBN 5-03-001902-2. – Текст: непосредственный.
27. Данилов, М.А. Повышение качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости / Данилов М.А. — Москва, 2015. – 188 с. – Текст: непосредственный.
28. Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян. – Текст: непосредственный // Теоретические проблемы психологии личности. – 2014. – С.145–169.
29. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сборник научных статей / под редакцией Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – Москва: Просвещение, 2011. – 267 с. – Текст: непосредственный.
30. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – № 1. – 2005. – С.73–78.
31. Ежкова, Н.С. Эмоциональная поддержка первоклассников в учебной деятельности /Н.С. Ежкова, А. Е. Ежкова. – Текст: непосредственный // Начальная школа плюс до и после. –2013.–№5.–С.52–55.
32. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников: учебно– методическое пособие / Н. В. Елфимова. – М.: Изд–во МГУ, 1991. – 108, [1] с. – ISBN 5-211-01966-0. – Текст: непосредственный.
33. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 508 с.: табл. – ISBN 978-5-459-00574-5. – Текст: непосредственный.
34. Ищеева–Филатова, М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся: к проблеме реформы общеобразовательных и профессиональных учреждений /М. М. Ищеева–Филатова. –Нальчик: Эльбрус, 1987. – 432 с.– Текст: непосредственный.
35. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников: учебное пособие /Н.К. Корсакова. – Москва: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.: ил. – ISBN 5-86825-049-4. – Текст: непосредственный.
36. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 2015. – 304 с. – Текст: непосредственный.
37. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций / А.Н. Леонтьев – Москва: Изд–во Московского университета, 1971. – 38 с.: ил. – Текст: непосредственный.
38. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие - хрестоматия для студентов психолого-педагогических специальностей / Н. П. Локалова. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 365 с.: ил., табл. – ISBN 978-5-388-00443-7. – Текст: непосредственный.
39. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – Москва: Просвещение, 2015. –191, [1] с. – ISBN 5-09-001744-1. – Текст: непосредственный.
40. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, Л.М. Фридман. – Москва, Педагогика, 2013. –64 с. – Текст: непосредственный.
41. Маркова, А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. – Москва: Педагогика, 2013. – 187с. – Текст: непосредственный.
42. Магомед–Эминов, М.Ш. Трансформация личности: учебное пособие по психологии личности для психоаналитических учебных заведений / М.Ш. Магомед–Эминов. – Москва: ПАРФ, 1998. – 494 с.: ил. – ISBN 5-89200-002-8. – Текст: непосредственный.
43. Макеев, Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников / Е.А. Макеева. – Текст: непосредственный // Модернизация Образования: Проблемы и Перспективы Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100–летию РГУ имени С.А. Есенина. – 2015. – С. 391– 397.
44. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – Москва: Педагогика, 2008. – 144 с.– Текст: непосредственный.
45. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для педагогических работников профтехобразования / К.К. Платонов. – Москва: Высшая школа, 2012. – 175 с.– Текст: непосредственный.
46. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим–Бад. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил. – Текст: непосредственный.
47. Пелевина, Н. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования / Н.Г. Пелевина //Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 25-29. – Текст: электронный. – URL: http://n–shkola.ru/articles/view/56 (дата обращения: 11.02.2021). Режим доступа: свободный.
48. Разина, Н.А. Организационно–педагогические условия формирования позитивной мотивации учебной деятельности младших школьников как средства их социальной адаптации: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата психологических наук / Н.А. Разина; Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ, 2008. – 27 с. – Текст: непосредственный.
49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.]: Питер, 2012. – 705, [7] с.: ил. – ISBN 978-5-459-01141-8. – Текст: непосредственный.
50. Харьковская, В.Ф Об индивидуальном подходе к слабоуспевающим школьникам /В.Ф. Харьковская. – Текст: непосредственный // Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сб. статей. – Ростов–на–Дону: Просвещение, 1973. –№61– С. 45-50.
51. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: учебное пособие для студентов вузов по направлению и специальности "Психология", "Клиническая психология" / Х. Хекхаузен. – Москва: Смысл, 2003. – 860 с.: ил. – ISBN 5-94723-389-4. – Текст: непосредственный.
52. Хорева, Н. А. Причины школьной неуспеваемости / Н. А. Хорева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Текст: электронный. –URL: http://festival.1september.ru/articles/ 212812/ (дата обращения: 12.02.2021). Режим доступа: свободный.
53. Цетлин, В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся / В.С. Цетлин. – Москва: Знание, 1989. – 80 с.: ил. – Текст: непосредственный.
54. Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. – Москва: Столетие, 1997. – 480с.: ил. – ISBN 5-7459-0079-2. – Текст: непосредственный.
55. Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для педагогических институтов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Н.Е. Корнеева [и др.]. – Москва: Просвещение, 1990. – 141, [1] с. : ил. – Текст: непосредственный.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5566 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую