Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВРКУЛЬТУРЫ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [НА МАТЕРИАЛЕ ЛИЧНЫХ ИМЕН].......................................

  • 71 страниц
  • 2021 год
  • 0 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

boshkova55

1500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве одной из основных задач обозначена следующая: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [ФГОС НОО, 2016, 3]. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника [«портрет выпускника начальной школы»], среди которых – «любящий свой народ, свой край и свою Родину» [ФГОС НОО, 2016, 3].Таким образом, на современном этапе развития общества, которое живет в сложной технократической среде, кардинально изменились требования к системе образования. Задачи школы в целом - дать ученику возможность получить такое образование, которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими умениями и навыками, но и поможет осмыслить накопленные человечеством ценности и традиции. В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и ее трансляции в школьном образовании.
В настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей и ученых-методистов в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа. Проблему осознания языка как национально-культурного феномена принято считать ведущей в современной теории и методике преподавания русского языка как родного: через освоение языка происходит становление личности, формируется ее ментальный характер, поскольку язык как один основных признаков нации выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучении языку [Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, Л.И. Новикова, Л.А. Ходякова, Л.Н. Ляпина, Н.Ю. Штрекер и др.]. Таким образом, в конце XX - начале XXI века возросло внимание к проблеме культуры в различных сферах социума, в том числе и в образовательной сфере. Следовательно, исследуемый нами лингвокультуроведческий аспект обучения и воспитания школьников на уроках русского языка в начальной школе - весьма актуальная проблема.
Формирование у младших школьников национального самосознания, духовности и культуры невозможно без формирования лингвокультурной грамотности, которая предполагает знание и понимание лингвокультурологических единиц русского языка. Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Формирование лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале личных имен]». Поскольку обозначенная тема сложна и многоаспектна, мы в своем исследовании остановимся на рассмотрении проблемы формирования лингвокультурной грамотности на конкретном языковом материале – личные имена, или антропонимы. Выбор данного языкового материала обусловлен значительным лингвокультуроведческим потенциалом личных имен. О перспективности лингвокультуроведческого подхода к изучению имен собственных свидетельствуют количество появившихся за последние годы исследований культурно-концептуальных особенностей ономастических единиц и их роли в формировании и воспроизведении культурного самосознания этноса, народа, нации [Р.А. Агеева, М.Н. Аникина, Е.Л. Березович, Н.Ж. Бирилло, О.Е. Вороничев, Г.П. Смолицкая и др.].
В процессе анализа лингвистической и методической литературы было выявлено следующее противоречие. Личные имена отражают материальную и духовную жизнь народа, обладают национально-культурной спецификой. Высокий культуроведческий потенциал антропонимов требует обязательного использования этих лексических единиц в процессе начального языкового образования. Однако до настоящего времени нет специальных пособий, словарей, дидактического материала и т.п., которые позволяли бы на практике формировать лингвокультурную грамотность младших школьников на уроках русского языка [на материале личных имен].
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в формировании лингвокультурной грамотности младших школьников. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия формирования лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале личных имен].
Гипотеза исследования: формирование лингвокультурной грамотности младших школьников в процессе начального языкового образования будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
• личные имена будут отбираться в соответствии с определенными критериями [культуроведческий и коммуникативный];
• используются следующие приемы работы: этимологический анализ и культурно-исторический комментарий антропонимов;
• работа с личными именами проводиться не только на уроках русского языка, но в процессе внеурочной деятельности.
В работе решались следующие задачи:
• анализ теоретических основ формирования лингвокультурной грамотности младших школьников;
• характеристика структуры и содержание понятия «лингвокультурная грамотность»;
• характеристика личного имени как источника лингвокультурной информации;
• изучение опыта использования ономастической лексики в практике начального языкового образования;
• организация опытно-экспериментальной работе по проблеме исследования.
В работе используются следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме работы, изучение опыта лингвокультуроведческого подхода к изучению русского языка в начальной школе; анализ национально-культурной специфики личных имен, эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование лингвокультуроведческой грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале личных имен].
Экспериментальной базой является 3 класс МОУ СОШ №33 г. Старый Оскол Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы определялась задачами и логикой исследования. Работа включает: Введение, две главы, Заключение, Библиографический список, Приложение.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования и его методы, формулируется рабочая гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы формирования лингвокультурной грамотности младших школьников [на материале личных имен]» характеризуется лингвокультурология как теоретическая основа формирования лингвокультурной грамотности учащихся, раскрывается сущность и содержание понятия «лингвокультурная грамотность», и характеризуется имя собственное как носитель лингвокультурной информации.
Во второй главе «Содержание работы по формованию лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале имен собственных]» характеризуются возможности использования имен собственных на уроках русского языка в начальной школе и описана экспериментально-методическая работа по проблеме исследования.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментально работы [дидактический материал, планы-конспекты внеурочных мероприятий].

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВРКУЛЬТУРЫ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [НА МАТЕРИАЛЕ ЛИЧНЫХ ИМЕН].......................................8
Лингвокультурология как теоретическая основа формирования лингвокультурной грамотности учащихся
Сущность и содержание понятия «лингвокультурная грамотность»..........................................................................
Имя собственное как носитель лингвокультурной информации............................................................................
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [НА МАТЕРИАЛЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН]...................................................
Возможности использования имен собственных на уроках русского языка в начальной школе [обзор методической литературы по проблеме исследования]…............................................................................................
Диагностика уровня сформированности лингвокультурной грамотности младших школьников…….....………………...…
Содержание экспериментальной работы по формированию лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале имен собственных]…............................................................................................
Заключение………………………………………………………………… 54
Библиографический список……………………………………………… 58

Результаты проведённого нами следования позволяют сделать заключение, что теоретические и опытно-экспериментальные задачи были решены, выдвинутая гипотеза о том, что формирование лингвокультурной грамотности младших школьников в процессе начального языкового образования будет проходить эффективно, если личные имена будут отбираться в соответствии с определенными критериями [культуроведческий и коммуникативный]; используются следующие приемы работы: этимологический анализ и культурно-исторический комментарий антропонимов; работа с личными именами проводиться не только на уроках русского языка, но в процессе внеурочной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина М.Н. Лингвострановедческий анализ русских антропонимов [Личное имя, отчество, фамилия]: автореф. дис. … канд. филол. наук / М.Н. Аникина. – М.: Ун-т дружбы народов, 1988. – 14 с.
2. Бардакова В.В. Специфика литературной ономастики детской художественной прозы / В.В. Бардакова // Автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 2000. – 19 с.
3. Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: автореф. дис. … доктора филол. наук / Е.Л. Березович. – Екатеринбург: УГУ, 1998. – 25 с.
4. Бирилло Н.Ж. Общеизвестные онимы и национально-культурные ассоциации, вызываемые ими / Н.Ж. Бирилло // Язык. Общество. Культура: сборник научных трудов. – Вильнюс, 2007. – С. 65-69.
5. Бунеев Р.Н. Букварь: учебник по обучению грамоте и чтению / Р.Н. Бунее и др.- М.: Баласс, 2009. 112 с.
6. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 2004. - 373 с.
7. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е.А. Быстрова // Русская словесность. – 2003. - №1. – С. 35-41.
8. Воробьев В.В. Лингвокультурология / В.В. Воробьев. - М.: РУДН, 2008. – 254 с.
9. Вороничев О.Е. Об устаревших фактах ономастики / О.Е. Вороничев // Русский язык в школе. – 2001. - № 1. – С. 70-74.
10. Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы / М.В. Вострикова // Начальная школа. – 2006. - № 6. – С. 38-44.
11. Гаврикова Э.О. Семантика имени собственного в языковом сознании ребенка / Э.О. Гаврикова // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011. — С. 145-148.
12. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольд. – М.: Прогресс, 1984. – 231 с.
13. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку / А.Д. Дейкина // Русский язык в школе. – 1993. - №5. – С. 57-69.
14. Дмитриева Л.М. Топонимическая картина мира: отражение бытийных ценностей / Л.М. Дмитриева // Язык: Человек. Картина мира: материалы Всероссийской конференции. - Омск, 2000. – С. 37-41.
15. Донская Т.К. Слово о родном русском языке / Т.К. Донская. – СПб.: Сударыня, 2004. – 244 с.
16. Дручинина Г.А. Использование гидронимов Белгородской области в краеведческой работе на уроках русского языка в начальной школе / Г.А. Дручинина, Л.М. Курганская // Белгородская область вчера и сегодня [к 45-летию образования области]: материалы региональной научно-практической конференции. – В 2-х т. Т.1 – Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. – С. 45-51.
17. Ефанова Л.П. Региональная ономастика как составляющая учебного процесса в школе и вузе / Л.П. Ефанова // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ч. III. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - С. 299-305.
18. Жиленкова И.И. Региональная топонимика [ойконимия Белгородской области]: учебное пособие к спецкурсу / И.И. Жиленкова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. – 134 с.
19. Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителей / В.В. Иванов, З.А. Потиха. - М.: Просвещение, 1987. 112 с.
20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. – 231 с.
21. Карпова В.Е. Лингвокультурная грамотность: личные имена / В.Е. Карпова // Реализация ФГОС НОО: опыт и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГУ, 2. – С.54-58.
22. Карпова Е.В. Лингвокультурная грамотность: личные имена / Е.В. Карпова // Реализация ФГОС НОО: опыт и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - С. 54-58.
23. Картавенко В.С. Топонимия и культура речи / В.С. Картавенко // Русская словесность. – 2009. - № 2. – С. 63-67.
24. Климкова Г.Л. Изучение топонимии родного края как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках русского языка / Г.Л. Климкова // Этнолингвистика и современное образование: межвузовский сборник научных статей. - СПб.: Сударыня, 2009. - С. 205-207.
25. Ковалев Г.Ф. Ономастическое исследование и изучение родного края / Г.Ф. Ковалев // Воронежское лингвокраеведение. межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. - Воронеж: ВГУ, 2005. – С. 3- 21.
26. Козлова Л.В. Антропонимы в начальном обучении / Л.В. Козлова // Начальная школа. – 2008. - №5. - С. 50 -55.
27. Козлова Л.В. Ономастическая лексика в школьном изучении / Л.В. Козлова // Русское слово в контексте культуры: материалы конференции, посвященной 190-летию Ф.И. Буслаева. – Орел: ООО «Издательский дом «Орлик» и К», 2008. – С. 155-158.
28. Кохичко А.Н. Педагогическая концепция осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.Н. Кохичко. - Челябинск, 2011. – 46 с.
29. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В.В. Красных. – М.: Гнозис, 2002. – 211 с.
30. Кулюпина Г.А. Микротопонимы как отражение народной памяти / Г.А. Кулюпина // Творческое наследие Н.Н. Страхова и современная социально-гуманитарная мысль: сб. материалов Всероссийской научной конференции. - Белгород: БелГУ, 2003. - С. 225-228.
31. Кусова М.Л. Формирование у младших школьников положительного отношения к базовым национальным ценностям через восприятие языка как явления национальной культуры / М.Л. Кусова, И.А. Чиликова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - № 6. - С. 30-33.
32. Лебедева Е.С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся / Е.С. Лебедева // Русский язык в школе. - 2000. - № 2. - С. 48-49.
33. Ляпина Л.Н. К вопросу о реализации культуроведческого аспекта в процессе изучения русского языка в школе / Л.Н. Ляпина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. - Выпуск 7. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 239-244.
34. Майорова Т.В. Ономастика в лингвокраеведческой работе / Т.В. Майорова // Русский язык в школе. - 2000. - №4. - С.43-45.
35. Мишатина Н.Л. Лингвокультурологический подход к развитию речи: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Н.Л. Мишатина. – М., 2000. – 24 с.
36. Моркокин В.А. Русские агнонимы [слова, которые мы не знаем] / В.В. Морковкин, А.В. Морковкина. – М., 1997. – 145 с.
37. Никонов В.А. Имя и общество / В.А. Никонов. - М.: Просвещение, 1974. – 121 с.
38. Новикова Л.И. Построение модели процесса обучения русскому языку и разработки концепции обучения школьников в культуроведческом аспекте / Л.И. Новикова. – Наука и школа. – 2005. - № 2. – С. 42-44.
39. Новикова Т.Ф. Слова с национально-культурным компонентом значения на уроке русского языка / Т.Ф. Новикова // Современные проблемы глоттодидактики. – Pzeszow, 2009. – С. 117-122.
40. Овчинникова И.Г. Лексикон младшего школьника [характеристика лексического компонента языковой компетенции] / И.Г. Овчинникова, Н.И. Берсенева, Л.А. Дубровская, Е.Б. Пенягина. – Пермь, 2000. - 280 с.
41. Орлова Е.О. Формирование топонимической грамотности как проявление культурно-социального аспекта языкового образования младшего школьника / Е.О. Орлова // Начальное языковое образование в современном обществе: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2008. – С. 226-233.
42. Осипова И.В. Проблема реализации культуроведческого подхода в школьном курсе русского языка / И.В. Осипова // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2010. - С. 191-196.
43. Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка / Е.И. Пашкова. – Русский язык в школе. – 2009. - № 2. - С. 64-67.
44. Сабитова З.К. Лингвокультурология: учебник / З.К. Сабитова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 528 с.
45. Смолицкая Г.П. Культурно-исторический аспект ономастического словаря / Г.П. Смолицкая // Историко-культурный аспект лексикографического описания русского языка: сборник научных статей. – М.: Академия, 1995. – С. 102-113.
46. Смолицкая Г.П. Об одном этническом аспекте топонимии / Г.П. Смолицкая // Этническая топонимика: сборник научных статей. – М.: Наука, 1987. – С. 23-28.
47. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. - М.: Академия, 2013. – 185 с.
48. Супрун В.И. Ономастическая компетенция как параметр языковой личности / В.И. Супрун // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. - Волгоград: Перемена, 1993. - С. 58 -59.
49. Суслова А.В. О русских именах / А.В. Суслова, А.В. Суперанская. - Л.: Лениздат, 1991. – 216 с.
50. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. – М.: МГУ, 2004. – 265 с.
51. Токарева И.Ю. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при изучении имени собственного / И.Ю. Токарева // Русская словесность. – 2010. - № 6.
52. Флоренский П. Имена / П. Флоренский.- М.: ACT. Фолио, 2006. – 211 с.
53. Халупо О.И. Языковая культура и лингвокультурная компетенция / О.И. Халупо // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – №3. – С.152-155.
54. Холодырева О.Н. Культуроведческие аспекты языкового образования / О.Н. Холодырева // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2010. – С. 196-203.
55. Чиликова И.А. Формирование у младших школьников интереса к словам с национально-культурным компонентом значения / И.А. Чиликова / Начальная школа плюс До и После. – 2013. - № 1. – С. 1-4.
56. Чтение и литература. 1 кл.: учебник: В 2ч. 4.1 / Авт.-сост. О.В. Джежелей. - М.: Дрофа. 2003. – 121 с.
57. Шкатова Л.А. Словарь лингвокультурной грамотности как компонент контрольно-измерительных материалов / Л.А. Шкатова / Проблемы истории, филологии и культуры – 2009. - № 2 [24]. – М., 2009. – С. 738-741.
58. Шмелёва Т.В. Детская ономастика / Т.В. Шмелёва // Начальная школа. – 2007. - № 5. - С. 90-95.
59. Штрекер Н.Ю. Формирование представления о родном языке как национально-культурном феномене в свете требований ФГОС НОО / Штрекер Н.Ю., Осипова Н.А. // Реализация ФГОС НОО: опыт и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - С. 22-26.
60. Яковлев Т.В. Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку в начальной школе / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева // Начальная школа. – 2006. - № 11. - С. 65-70.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Выпускную квалификационную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве одной из основных задач обозначена следующая: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [ФГОС НОО, 2016, 3]. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника [«портрет выпускника начальной школы»], среди которых – «любящий свой народ, свой край и свою Родину» [ФГОС НОО, 2016, 3].Таким образом, на современном этапе развития общества, которое живет в сложной технократической среде, кардинально изменились требования к системе образования. Задачи школы в целом - дать ученику возможность получить такое образование, которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими умениями и навыками, но и поможет осмыслить накопленные человечеством ценности и традиции. В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и ее трансляции в школьном образовании.
В настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей и ученых-методистов в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа. Проблему осознания языка как национально-культурного феномена принято считать ведущей в современной теории и методике преподавания русского языка как родного: через освоение языка происходит становление личности, формируется ее ментальный характер, поскольку язык как один основных признаков нации выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучении языку [Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, Л.И. Новикова, Л.А. Ходякова, Л.Н. Ляпина, Н.Ю. Штрекер и др.]. Таким образом, в конце XX - начале XXI века возросло внимание к проблеме культуры в различных сферах социума, в том числе и в образовательной сфере. Следовательно, исследуемый нами лингвокультуроведческий аспект обучения и воспитания школьников на уроках русского языка в начальной школе - весьма актуальная проблема.
Формирование у младших школьников национального самосознания, духовности и культуры невозможно без формирования лингвокультурной грамотности, которая предполагает знание и понимание лингвокультурологических единиц русского языка. Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Формирование лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале личных имен]». Поскольку обозначенная тема сложна и многоаспектна, мы в своем исследовании остановимся на рассмотрении проблемы формирования лингвокультурной грамотности на конкретном языковом материале – личные имена, или антропонимы. Выбор данного языкового материала обусловлен значительным лингвокультуроведческим потенциалом личных имен. О перспективности лингвокультуроведческого подхода к изучению имен собственных свидетельствуют количество появившихся за последние годы исследований культурно-концептуальных особенностей ономастических единиц и их роли в формировании и воспроизведении культурного самосознания этноса, народа, нации [Р.А. Агеева, М.Н. Аникина, Е.Л. Березович, Н.Ж. Бирилло, О.Е. Вороничев, Г.П. Смолицкая и др.].
В процессе анализа лингвистической и методической литературы было выявлено следующее противоречие. Личные имена отражают материальную и духовную жизнь народа, обладают национально-культурной спецификой. Высокий культуроведческий потенциал антропонимов требует обязательного использования этих лексических единиц в процессе начального языкового образования. Однако до настоящего времени нет специальных пособий, словарей, дидактического материала и т.п., которые позволяли бы на практике формировать лингвокультурную грамотность младших школьников на уроках русского языка [на материале личных имен].
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в формировании лингвокультурной грамотности младших школьников. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия формирования лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале личных имен].
Гипотеза исследования: формирование лингвокультурной грамотности младших школьников в процессе начального языкового образования будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
• личные имена будут отбираться в соответствии с определенными критериями [культуроведческий и коммуникативный];
• используются следующие приемы работы: этимологический анализ и культурно-исторический комментарий антропонимов;
• работа с личными именами проводиться не только на уроках русского языка, но в процессе внеурочной деятельности.
В работе решались следующие задачи:
• анализ теоретических основ формирования лингвокультурной грамотности младших школьников;
• характеристика структуры и содержание понятия «лингвокультурная грамотность»;
• характеристика личного имени как источника лингвокультурной информации;
• изучение опыта использования ономастической лексики в практике начального языкового образования;
• организация опытно-экспериментальной работе по проблеме исследования.
В работе используются следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме работы, изучение опыта лингвокультуроведческого подхода к изучению русского языка в начальной школе; анализ национально-культурной специфики личных имен, эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование лингвокультуроведческой грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале личных имен].
Экспериментальной базой является 3 класс МОУ СОШ №33 г. Старый Оскол Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы определялась задачами и логикой исследования. Работа включает: Введение, две главы, Заключение, Библиографический список, Приложение.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования и его методы, формулируется рабочая гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы формирования лингвокультурной грамотности младших школьников [на материале личных имен]» характеризуется лингвокультурология как теоретическая основа формирования лингвокультурной грамотности учащихся, раскрывается сущность и содержание понятия «лингвокультурная грамотность», и характеризуется имя собственное как носитель лингвокультурной информации.
Во второй главе «Содержание работы по формованию лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале имен собственных]» характеризуются возможности использования имен собственных на уроках русского языка в начальной школе и описана экспериментально-методическая работа по проблеме исследования.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментально работы [дидактический материал, планы-конспекты внеурочных мероприятий].

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВРКУЛЬТУРЫ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [НА МАТЕРИАЛЕ ЛИЧНЫХ ИМЕН].......................................8
Лингвокультурология как теоретическая основа формирования лингвокультурной грамотности учащихся
Сущность и содержание понятия «лингвокультурная грамотность»..........................................................................
Имя собственное как носитель лингвокультурной информации............................................................................
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [НА МАТЕРИАЛЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН]...................................................
Возможности использования имен собственных на уроках русского языка в начальной школе [обзор методической литературы по проблеме исследования]…............................................................................................
Диагностика уровня сформированности лингвокультурной грамотности младших школьников…….....………………...…
Содержание экспериментальной работы по формированию лингвокультурной грамотности младших школьников на уроках русского языка [на материале имен собственных]…............................................................................................
Заключение………………………………………………………………… 54
Библиографический список……………………………………………… 58

Результаты проведённого нами следования позволяют сделать заключение, что теоретические и опытно-экспериментальные задачи были решены, выдвинутая гипотеза о том, что формирование лингвокультурной грамотности младших школьников в процессе начального языкового образования будет проходить эффективно, если личные имена будут отбираться в соответствии с определенными критериями [культуроведческий и коммуникативный]; используются следующие приемы работы: этимологический анализ и культурно-исторический комментарий антропонимов; работа с личными именами проводиться не только на уроках русского языка, но в процессе внеурочной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина М.Н. Лингвострановедческий анализ русских антропонимов [Личное имя, отчество, фамилия]: автореф. дис. … канд. филол. наук / М.Н. Аникина. – М.: Ун-т дружбы народов, 1988. – 14 с.
2. Бардакова В.В. Специфика литературной ономастики детской художественной прозы / В.В. Бардакова // Автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 2000. – 19 с.
3. Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: автореф. дис. … доктора филол. наук / Е.Л. Березович. – Екатеринбург: УГУ, 1998. – 25 с.
4. Бирилло Н.Ж. Общеизвестные онимы и национально-культурные ассоциации, вызываемые ими / Н.Ж. Бирилло // Язык. Общество. Культура: сборник научных трудов. – Вильнюс, 2007. – С. 65-69.
5. Бунеев Р.Н. Букварь: учебник по обучению грамоте и чтению / Р.Н. Бунее и др.- М.: Баласс, 2009. 112 с.
6. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 2004. - 373 с.
7. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е.А. Быстрова // Русская словесность. – 2003. - №1. – С. 35-41.
8. Воробьев В.В. Лингвокультурология / В.В. Воробьев. - М.: РУДН, 2008. – 254 с.
9. Вороничев О.Е. Об устаревших фактах ономастики / О.Е. Вороничев // Русский язык в школе. – 2001. - № 1. – С. 70-74.
10. Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы / М.В. Вострикова // Начальная школа. – 2006. - № 6. – С. 38-44.
11. Гаврикова Э.О. Семантика имени собственного в языковом сознании ребенка / Э.О. Гаврикова // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011. — С. 145-148.
12. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольд. – М.: Прогресс, 1984. – 231 с.
13. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку / А.Д. Дейкина // Русский язык в школе. – 1993. - №5. – С. 57-69.
14. Дмитриева Л.М. Топонимическая картина мира: отражение бытийных ценностей / Л.М. Дмитриева // Язык: Человек. Картина мира: материалы Всероссийской конференции. - Омск, 2000. – С. 37-41.
15. Донская Т.К. Слово о родном русском языке / Т.К. Донская. – СПб.: Сударыня, 2004. – 244 с.
16. Дручинина Г.А. Использование гидронимов Белгородской области в краеведческой работе на уроках русского языка в начальной школе / Г.А. Дручинина, Л.М. Курганская // Белгородская область вчера и сегодня [к 45-летию образования области]: материалы региональной научно-практической конференции. – В 2-х т. Т.1 – Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. – С. 45-51.
17. Ефанова Л.П. Региональная ономастика как составляющая учебного процесса в школе и вузе / Л.П. Ефанова // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ч. III. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - С. 299-305.
18. Жиленкова И.И. Региональная топонимика [ойконимия Белгородской области]: учебное пособие к спецкурсу / И.И. Жиленкова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. – 134 с.
19. Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителей / В.В. Иванов, З.А. Потиха. - М.: Просвещение, 1987. 112 с.
20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. – 231 с.
21. Карпова В.Е. Лингвокультурная грамотность: личные имена / В.Е. Карпова // Реализация ФГОС НОО: опыт и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГУ, 2. – С.54-58.
22. Карпова Е.В. Лингвокультурная грамотность: личные имена / Е.В. Карпова // Реализация ФГОС НОО: опыт и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - С. 54-58.
23. Картавенко В.С. Топонимия и культура речи / В.С. Картавенко // Русская словесность. – 2009. - № 2. – С. 63-67.
24. Климкова Г.Л. Изучение топонимии родного края как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках русского языка / Г.Л. Климкова // Этнолингвистика и современное образование: межвузовский сборник научных статей. - СПб.: Сударыня, 2009. - С. 205-207.
25. Ковалев Г.Ф. Ономастическое исследование и изучение родного края / Г.Ф. Ковалев // Воронежское лингвокраеведение. межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. - Воронеж: ВГУ, 2005. – С. 3- 21.
26. Козлова Л.В. Антропонимы в начальном обучении / Л.В. Козлова // Начальная школа. – 2008. - №5. - С. 50 -55.
27. Козлова Л.В. Ономастическая лексика в школьном изучении / Л.В. Козлова // Русское слово в контексте культуры: материалы конференции, посвященной 190-летию Ф.И. Буслаева. – Орел: ООО «Издательский дом «Орлик» и К», 2008. – С. 155-158.
28. Кохичко А.Н. Педагогическая концепция осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.Н. Кохичко. - Челябинск, 2011. – 46 с.
29. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В.В. Красных. – М.: Гнозис, 2002. – 211 с.
30. Кулюпина Г.А. Микротопонимы как отражение народной памяти / Г.А. Кулюпина // Творческое наследие Н.Н. Страхова и современная социально-гуманитарная мысль: сб. материалов Всероссийской научной конференции. - Белгород: БелГУ, 2003. - С. 225-228.
31. Кусова М.Л. Формирование у младших школьников положительного отношения к базовым национальным ценностям через восприятие языка как явления национальной культуры / М.Л. Кусова, И.А. Чиликова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - № 6. - С. 30-33.
32. Лебедева Е.С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся / Е.С. Лебедева // Русский язык в школе. - 2000. - № 2. - С. 48-49.
33. Ляпина Л.Н. К вопросу о реализации культуроведческого аспекта в процессе изучения русского языка в школе / Л.Н. Ляпина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. - Выпуск 7. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 239-244.
34. Майорова Т.В. Ономастика в лингвокраеведческой работе / Т.В. Майорова // Русский язык в школе. - 2000. - №4. - С.43-45.
35. Мишатина Н.Л. Лингвокультурологический подход к развитию речи: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Н.Л. Мишатина. – М., 2000. – 24 с.
36. Моркокин В.А. Русские агнонимы [слова, которые мы не знаем] / В.В. Морковкин, А.В. Морковкина. – М., 1997. – 145 с.
37. Никонов В.А. Имя и общество / В.А. Никонов. - М.: Просвещение, 1974. – 121 с.
38. Новикова Л.И. Построение модели процесса обучения русскому языку и разработки концепции обучения школьников в культуроведческом аспекте / Л.И. Новикова. – Наука и школа. – 2005. - № 2. – С. 42-44.
39. Новикова Т.Ф. Слова с национально-культурным компонентом значения на уроке русского языка / Т.Ф. Новикова // Современные проблемы глоттодидактики. – Pzeszow, 2009. – С. 117-122.
40. Овчинникова И.Г. Лексикон младшего школьника [характеристика лексического компонента языковой компетенции] / И.Г. Овчинникова, Н.И. Берсенева, Л.А. Дубровская, Е.Б. Пенягина. – Пермь, 2000. - 280 с.
41. Орлова Е.О. Формирование топонимической грамотности как проявление культурно-социального аспекта языкового образования младшего школьника / Е.О. Орлова // Начальное языковое образование в современном обществе: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2008. – С. 226-233.
42. Осипова И.В. Проблема реализации культуроведческого подхода в школьном курсе русского языка / И.В. Осипова // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2010. - С. 191-196.
43. Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка / Е.И. Пашкова. – Русский язык в школе. – 2009. - № 2. - С. 64-67.
44. Сабитова З.К. Лингвокультурология: учебник / З.К. Сабитова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 528 с.
45. Смолицкая Г.П. Культурно-исторический аспект ономастического словаря / Г.П. Смолицкая // Историко-культурный аспект лексикографического описания русского языка: сборник научных статей. – М.: Академия, 1995. – С. 102-113.
46. Смолицкая Г.П. Об одном этническом аспекте топонимии / Г.П. Смолицкая // Этническая топонимика: сборник научных статей. – М.: Наука, 1987. – С. 23-28.
47. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. - М.: Академия, 2013. – 185 с.
48. Супрун В.И. Ономастическая компетенция как параметр языковой личности / В.И. Супрун // Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста. - Волгоград: Перемена, 1993. - С. 58 -59.
49. Суслова А.В. О русских именах / А.В. Суслова, А.В. Суперанская. - Л.: Лениздат, 1991. – 216 с.
50. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. – М.: МГУ, 2004. – 265 с.
51. Токарева И.Ю. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при изучении имени собственного / И.Ю. Токарева // Русская словесность. – 2010. - № 6.
52. Флоренский П. Имена / П. Флоренский.- М.: ACT. Фолио, 2006. – 211 с.
53. Халупо О.И. Языковая культура и лингвокультурная компетенция / О.И. Халупо // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – №3. – С.152-155.
54. Холодырева О.Н. Культуроведческие аспекты языкового образования / О.Н. Холодырева // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2010. – С. 196-203.
55. Чиликова И.А. Формирование у младших школьников интереса к словам с национально-культурным компонентом значения / И.А. Чиликова / Начальная школа плюс До и После. – 2013. - № 1. – С. 1-4.
56. Чтение и литература. 1 кл.: учебник: В 2ч. 4.1 / Авт.-сост. О.В. Джежелей. - М.: Дрофа. 2003. – 121 с.
57. Шкатова Л.А. Словарь лингвокультурной грамотности как компонент контрольно-измерительных материалов / Л.А. Шкатова / Проблемы истории, филологии и культуры – 2009. - № 2 [24]. – М., 2009. – С. 738-741.
58. Шмелёва Т.В. Детская ономастика / Т.В. Шмелёва // Начальная школа. – 2007. - № 5. - С. 90-95.
59. Штрекер Н.Ю. Формирование представления о родном языке как национально-культурном феномене в свете требований ФГОС НОО / Штрекер Н.Ю., Осипова Н.А. // Реализация ФГОС НОО: опыт и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - С. 22-26.
60. Яковлев Т.В. Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку в начальной школе / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева // Начальная школа. – 2006. - № 11. - С. 65-70.

Купить эту работу

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВРКУЛЬТУРЫ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [НА МАТЕРИАЛЕ ЛИЧНЫХ ИМЕН].......................................

1500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

28 марта 2022 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
boshkova55
4.3
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа

Социальное воспитание детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей младшего дошкольного возраста в социально-реабилитационном центре

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Выпускная квалификационная работа

Развитие навыков письменной речи на основе ведения блога при обучении английскому языку в средних классах основной общеобразовательной школы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Выпускная квалификационная работа

диплом Формирование коммуникативной компетенции воспитателя ДОУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

Особенности психологической готовности детей с ОВЗ к школе (вторая глава)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Выпускная квалификационная работа

Как улучшить почерк младших классов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽

Отзывы студентов

Отзыв user2009233 об авторе boshkova55 2020-06-02
Выпускная квалификационная работа

все отлично, раньше срока.

Общая оценка 5
Отзыв user2082319 об авторе boshkova55 2021-05-10
Выпускная квалификационная работа

идеальная ВКР! Структура, текст, подача - на высшем уровне! защитилась на отлично! Спасибо, Ольга, за помощь и отзывчивость! Вы большая молодец!!!

Общая оценка 5
Отзыв geccika об авторе boshkova55 2020-05-21
Выпускная квалификационная работа

Спасибо большое автору за проделанную работу! Работа была проведена качественно и выполнена раньше срока! Антиплагиат пройден!

Общая оценка 5
Отзыв www.olechka.sv86 об авторе boshkova55 2022-06-10
Выпускная квалификационная работа

Внимателен,пунктуален,отзывчив.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Вкр с оригинальностью 74%, на тему: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1100 ₽
Готовая работа

Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в учреждениях дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Формирование у младших школьников орфоэпических умений во внеурочной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
20000 ₽
Готовая работа

Формирование действия самоконтроля при организации самостоятельной работы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
25000 ₽
Готовая работа

диплом Развитие грамматических навыков при изучении новостных текстов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Организация досуговой деятельности как эффективное условие развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Изучение физико-географических особенностей реки Дон для организации школьных туристско-краеведческих маршрутов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Разработка проекта «Фонд оценочных средств» по дисциплине «Муниципальное право» для студентов учреждений среднего профессионального образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Изучение Южной Америки в школьном курсе географии для формирования познавательных УУД

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽