Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В нашем современном мире, настроенном на приоритет гуманитарных ценностей, личность человека является основополагающей как в социальном, так и в образовательном пространстве. Для того чтобы правильно ее сформировать и реализовать, необходимо создать наиболее благоприятные и комфортные условия. На уроках дисциплины «Окружающий мир» основной целью учителя является всестороннее развитие ребенка через изучение природы, ее закономерностей и особенностей. Изучение явлений и объектов природы невозможно представить без организации эксперимента и наблюдения. Указанные методы составляют важный этап познания учащимися явлений и свойств предметов в процессе изучения естественных наук.
Понятие «совместная учебная деятельность» является ведущим в теории учебной деятельности В. В. Давыдова [В. В. Давыдов. 1986]. Разработка данного понятия связана с описанием условий формирования учебно-познавательного действия, а в конечном результате определяет новое содержание, диктующее выбор соответствующих методов обучения. Понятие о совместной учебной деятельности относится к наиболее разработанным в современной психологической науке [Г.М.Андреева, 1980; В.А.Кольцова, 1981; А. М. Матюшкин, 1982; Я.А.Пономарев, 1982; и др.]. В то же время следует отметить, что количество методических материалов, включающих задания, направленные на формирование элементов совместной деятельности младших школьников, явно недостаточно. Этим обусловлена актуальность темы исследования.
На основании анализа психолого-педагогической литературы нами была обозначена проблема исследования: определение значения совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир» для увеличения степени усвоения естественнонаучных знаний и повышения мотивации к изучению данной дисциплины.
Обозначенная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Формирование опыта совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины "Окружающий мир".
Объект исследования – процесс совместной деятельности младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия организации совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир».
Цель исследования: определить педагогические условия организации совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир».
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что дляэффективной организации совместной деятельности младших школьников необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
1. Предварительное формирование у учащихся умений совместной работы;
2. Формирование умений самоконтроля;
3. Развитие творческих способностей и инициативности учащихся.
В случае выполнения всех условий возможно повышение мотивации младших школьников к изучению дисциплины «Окружающий мир» и степени усвоения знаний отдельных естественных наук.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие "совместная деятельность" на основании анализа литературных источников в области педагогики и психологии;
2) выявить психолого-педагогические особенности формирования позитивного опыта совместной деятельности младших школьников;
3) провести диагностику степени сформированности опыта совместной деятельности (на уроках дисциплины «Окружающий мир») у младших школьников (3-го класса);
4) разработать и апробировать систему занятий по формированию позитивного опыта совместной деятельности школьников (3-го класса) в курсе дисциплины "Окружающий мир".
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- педагогическое наблюдение,
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- математическая обработка результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 37, Краснодарский край, Туапсинский район, пос. Тюменский. В эксперименте участвовали учащиеся 3 «А» класса.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования.
Второй этап – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, иллюстрированных 3 рисунками и 4 таблицами, заключения и библиографического списка из 40 литературных источников.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Совместная деятельность младших школьников 6
1.1. Совместная (коллективная) деятельность – задачи, формы, условия реализации 6
1.2. Совместная деятельность в обучении – основные этапы и функции 20
1.3. Методические особенности организации совместной деятельности младших школьников 27
Глава 2. Особенности организации совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир» 31
2.1. Формирование позитивного опыта совместной деятельности младших школьников в рамках дисциплины «Окружающий мир» 31
2.2. Конспекты уроков 36
2.3. Педагогический эксперимент 45
Заключение 54
Литература 55
Совместная деятельность на учебных дисциплинах очень сильно привлекает учащихся, а так же их педагогов. Однако необходимо заметить, что не всегда первоначальная организация совместной деятельности оказывается удачной. Причинами могут выступать многие факторы. Это и излишний шум на уроке, и медленный темп работы самих учащихся, отсутствие достаточного опыта работать в группе. Очень часто эти причины имеют сильный перевес для того, чтобы педагог отказался от проведения совместной деятельности на уроках. Основной причиной развития таких неудач являются недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке. Между тем совместная деятельность - это полноценная самостоятельная форма организации обучения.
Литература
1. Взаимодействие школьников в учебной деятельности и формирование их самооценки. - в сб.: Психология общения и проблемы коммунистического воспитания. Омск, 1981, с. 78.
2. Роль совместно-распределенных форм учебной деятельности в формировании самооценки младшего школьника. - В сб.: Психология учебной деятельности школьников. И., 1982, с. 212.
3. Психолого-педагогические методы изучения учащиеся в процессе учебно-воспитательной работы. - В сб.: Методические советы. Омск, 1983, с. 10-17.
4. Формирование самооценки младших школьников как условия оптимизации их учебной деятельности. - В сб.: Вопросы оптимизации процесса обучения в средней и высшей школе. Омск, 1984, с. 33-86.
5. Взаимодействие младших школьников в учебной деятельности и формирование их самооценки. - В сб.: Педагогический институт и реформа школы. Омск, 1985, с. 60-63.
6. Взаимодействие учащихся в учебном процессе как условие их творческого развития. В сб.: Учебная деятельность и творческое мышление. Москва, 2005. - М., с. 86-87.
7. Роль совместно-распределенных форм учебной деятельности в формировании положительного отношения младших школьников к учению. Магнитогорск (в печати).
8. Агеев В.В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. - Том 6 - № 4. - С.120-128.
9. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 2009. - С. 88; С. 91.
10. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Изв.АПН РСФСР. М., 1951. № 36. - С.9; С. 18.
11. Буадзе К.Ф. О взаимоотношениях в совместной деятельности детей / Вопросы психологии. 1968. -№ 6. - С. 105.
12. Венгер A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии. 2011. - № 3. - С. 18 - 24.
13. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. вЛГПИ им. А.И. Герцена // Вопросы психологии. 1966. - № 6. - С. 74.
14. Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. -С. 30-34; С. 93-96.
15. Жданова Р.П. О развитии отношения к учению у младших школьников.
16. Ильин В.И. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов на - Дону, 2011. - С. 36.
17. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984. -С. 84.
18. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., Просвещение. 2009. С. 24 - 27; С. 32 - 35.
19. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников.-В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред Г.С. Костюка. М., 1970.-С. 371.
20. Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. С. 17.
21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск. 1976.-С. 205.
22. Конникова Т.Е. Механизм воздействия коллектива на личность. Советская педагогика, 1969. -№ 11. С. 23. Коростылев А.Ю. Психологические особенности совместного учебного действия школьников // Вопросы психологии. 1980. - № 4. -С. 112-117.
24. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Просвещение, 2005. - С. 51 -52.
25. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
26. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования. // Вопр. психол. 2003. - № 1. - С. 34.
27. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: «Просвещение», 1977. С. 44; С. 72-73.
28. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. С. 58 - 67.
29. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., Просвещение, 2007. С. 16 - 26; С. 46 - 68.
30. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990. С. 45 - 46; С. 109.
31. Первин И.Б. Коллективная деятельность и ее воспитательные возможности. В сб.: Теоретические проблемы воспитательного коллектива. - Тарту, 1975.- С. 144.
32. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. - С. 11.
33. Прохоров А.О., Генинг Г.И. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. -1998.- № 4.-С.47-49; С. 52.
34. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. / Науч. исслед. ин - т. общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 2006. - С. 198.
35. Реан А.А. Напряженность и привлекательность как параметры способов совместной деятельности в обучении. // Вопросы психологии. -1984.-№6.-С. 102.
36. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Научн. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Академ. Пед. наук. СССР. - М.: Педагогика, 1987. - С. 152.
37. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность: социальные взаимодействия и обучение. // Вопросы психол. 2008. - № 5. - С. 56 -58.
38. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. Дисс.насоиск. уч. степ. канд. психол. наук. М.,1980. С. 20.
39. Чередов И.Д. Повышение учебной активности учащихся при групповых формах работы на уроке. В сб.: Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся. –Санкт-Петербург, 2006. - С. 25.
40. Щербо Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. -1984,-№2.-С. 107-108.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В нашем современном мире, настроенном на приоритет гуманитарных ценностей, личность человека является основополагающей как в социальном, так и в образовательном пространстве. Для того чтобы правильно ее сформировать и реализовать, необходимо создать наиболее благоприятные и комфортные условия. На уроках дисциплины «Окружающий мир» основной целью учителя является всестороннее развитие ребенка через изучение природы, ее закономерностей и особенностей. Изучение явлений и объектов природы невозможно представить без организации эксперимента и наблюдения. Указанные методы составляют важный этап познания учащимися явлений и свойств предметов в процессе изучения естественных наук.
Понятие «совместная учебная деятельность» является ведущим в теории учебной деятельности В. В. Давыдова [В. В. Давыдов. 1986]. Разработка данного понятия связана с описанием условий формирования учебно-познавательного действия, а в конечном результате определяет новое содержание, диктующее выбор соответствующих методов обучения. Понятие о совместной учебной деятельности относится к наиболее разработанным в современной психологической науке [Г.М.Андреева, 1980; В.А.Кольцова, 1981; А. М. Матюшкин, 1982; Я.А.Пономарев, 1982; и др.]. В то же время следует отметить, что количество методических материалов, включающих задания, направленные на формирование элементов совместной деятельности младших школьников, явно недостаточно. Этим обусловлена актуальность темы исследования.
На основании анализа психолого-педагогической литературы нами была обозначена проблема исследования: определение значения совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир» для увеличения степени усвоения естественнонаучных знаний и повышения мотивации к изучению данной дисциплины.
Обозначенная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Формирование опыта совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины "Окружающий мир".
Объект исследования – процесс совместной деятельности младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия организации совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир».
Цель исследования: определить педагогические условия организации совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир».
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что дляэффективной организации совместной деятельности младших школьников необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
1. Предварительное формирование у учащихся умений совместной работы;
2. Формирование умений самоконтроля;
3. Развитие творческих способностей и инициативности учащихся.
В случае выполнения всех условий возможно повышение мотивации младших школьников к изучению дисциплины «Окружающий мир» и степени усвоения знаний отдельных естественных наук.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие "совместная деятельность" на основании анализа литературных источников в области педагогики и психологии;
2) выявить психолого-педагогические особенности формирования позитивного опыта совместной деятельности младших школьников;
3) провести диагностику степени сформированности опыта совместной деятельности (на уроках дисциплины «Окружающий мир») у младших школьников (3-го класса);
4) разработать и апробировать систему занятий по формированию позитивного опыта совместной деятельности школьников (3-го класса) в курсе дисциплины "Окружающий мир".
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- педагогическое наблюдение,
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- математическая обработка результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 37, Краснодарский край, Туапсинский район, пос. Тюменский. В эксперименте участвовали учащиеся 3 «А» класса.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования.
Второй этап – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, иллюстрированных 3 рисунками и 4 таблицами, заключения и библиографического списка из 40 литературных источников.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Совместная деятельность младших школьников 6
1.1. Совместная (коллективная) деятельность – задачи, формы, условия реализации 6
1.2. Совместная деятельность в обучении – основные этапы и функции 20
1.3. Методические особенности организации совместной деятельности младших школьников 27
Глава 2. Особенности организации совместной деятельности младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир» 31
2.1. Формирование позитивного опыта совместной деятельности младших школьников в рамках дисциплины «Окружающий мир» 31
2.2. Конспекты уроков 36
2.3. Педагогический эксперимент 45
Заключение 54
Литература 55
Совместная деятельность на учебных дисциплинах очень сильно привлекает учащихся, а так же их педагогов. Однако необходимо заметить, что не всегда первоначальная организация совместной деятельности оказывается удачной. Причинами могут выступать многие факторы. Это и излишний шум на уроке, и медленный темп работы самих учащихся, отсутствие достаточного опыта работать в группе. Очень часто эти причины имеют сильный перевес для того, чтобы педагог отказался от проведения совместной деятельности на уроках. Основной причиной развития таких неудач являются недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке. Между тем совместная деятельность - это полноценная самостоятельная форма организации обучения.
Литература
1. Взаимодействие школьников в учебной деятельности и формирование их самооценки. - в сб.: Психология общения и проблемы коммунистического воспитания. Омск, 1981, с. 78.
2. Роль совместно-распределенных форм учебной деятельности в формировании самооценки младшего школьника. - В сб.: Психология учебной деятельности школьников. И., 1982, с. 212.
3. Психолого-педагогические методы изучения учащиеся в процессе учебно-воспитательной работы. - В сб.: Методические советы. Омск, 1983, с. 10-17.
4. Формирование самооценки младших школьников как условия оптимизации их учебной деятельности. - В сб.: Вопросы оптимизации процесса обучения в средней и высшей школе. Омск, 1984, с. 33-86.
5. Взаимодействие младших школьников в учебной деятельности и формирование их самооценки. - В сб.: Педагогический институт и реформа школы. Омск, 1985, с. 60-63.
6. Взаимодействие учащихся в учебном процессе как условие их творческого развития. В сб.: Учебная деятельность и творческое мышление. Москва, 2005. - М., с. 86-87.
7. Роль совместно-распределенных форм учебной деятельности в формировании положительного отношения младших школьников к учению. Магнитогорск (в печати).
8. Агеев В.В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. - Том 6 - № 4. - С.120-128.
9. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 2009. - С. 88; С. 91.
10. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Изв.АПН РСФСР. М., 1951. № 36. - С.9; С. 18.
11. Буадзе К.Ф. О взаимоотношениях в совместной деятельности детей / Вопросы психологии. 1968. -№ 6. - С. 105.
12. Венгер A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии. 2011. - № 3. - С. 18 - 24.
13. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. вЛГПИ им. А.И. Герцена // Вопросы психологии. 1966. - № 6. - С. 74.
14. Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. -С. 30-34; С. 93-96.
15. Жданова Р.П. О развитии отношения к учению у младших школьников.
16. Ильин В.И. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов на - Дону, 2011. - С. 36.
17. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984. -С. 84.
18. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., Просвещение. 2009. С. 24 - 27; С. 32 - 35.
19. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников.-В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред Г.С. Костюка. М., 1970.-С. 371.
20. Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. С. 17.
21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск. 1976.-С. 205.
22. Конникова Т.Е. Механизм воздействия коллектива на личность. Советская педагогика, 1969. -№ 11. С. 23. Коростылев А.Ю. Психологические особенности совместного учебного действия школьников // Вопросы психологии. 1980. - № 4. -С. 112-117.
24. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Просвещение, 2005. - С. 51 -52.
25. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
26. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования. // Вопр. психол. 2003. - № 1. - С. 34.
27. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: «Просвещение», 1977. С. 44; С. 72-73.
28. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. С. 58 - 67.
29. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., Просвещение, 2007. С. 16 - 26; С. 46 - 68.
30. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990. С. 45 - 46; С. 109.
31. Первин И.Б. Коллективная деятельность и ее воспитательные возможности. В сб.: Теоретические проблемы воспитательного коллектива. - Тарту, 1975.- С. 144.
32. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. - С. 11.
33. Прохоров А.О., Генинг Г.И. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. -1998.- № 4.-С.47-49; С. 52.
34. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. / Науч. исслед. ин - т. общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 2006. - С. 198.
35. Реан А.А. Напряженность и привлекательность как параметры способов совместной деятельности в обучении. // Вопросы психологии. -1984.-№6.-С. 102.
36. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Научн. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Академ. Пед. наук. СССР. - М.: Педагогика, 1987. - С. 152.
37. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность: социальные взаимодействия и обучение. // Вопросы психол. 2008. - № 5. - С. 56 -58.
38. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. Дисс.насоиск. уч. степ. канд. психол. наук. М.,1980. С. 20.
39. Чередов И.Д. Повышение учебной активности учащихся при групповых формах работы на уроке. В сб.: Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся. –Санкт-Петербург, 2006. - С. 25.
40. Щербо Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. -1984,-№2.-С. 107-108.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55758 Дипломных работ — поможем найти подходящую