Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Интерактивные формы обучения лексической стороне речи на уроке немецкого языка в 9 классе

  • 69 страниц
  • 2014 год
  • 225 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

В последнее время многими специалистами предлагается стимулирование познавательной активности учащихся через внедрение интерактивных технологий в процесс обучения. Интерактивное обучение представляет собой одну из разновидностей коммуникативных технологий, в рамках интерактивного обучения предполагается хорошо организованная обратная связь между обучаемым и обучающимся при наличии между ними двустороннего обмена информацией [42].
В рамках технологии интерактивного обучения предполагается взаимодействие учащихся как с представителями других культур в сети Интернет, так и регулярная совместная деятельность в классе.
Методика обучения иностранному языку с помощью интерактивных технологий предполагает участие обучающихся в реальном акте общения, нацеленного на развитие коммуникативной компетенции. Свойства интерактивности, т.е. возможность управлять процессом представления информации, вовлекает учащихся в активный учебный процесс, стимулирует их познавательную деятельность, способствует поддержанию устойчивой мотивации к познанию [5].
Для интерактивного обучения характерен режим, основанный на активном взаимодействии с субъектом. При работе в рамках интерактивных технологий сведения, поступающие в сознание учащегося от преподавателя, вызывают активную мыслительную деятельность обучающегося и порождают обратный информационный поток. В процессе интерактивного обучения построение занятия должно обеспечивать включение мышления учащихся, причем еще до того, как они получат полный объем необходимой информации.
Интерактивный урок является импровизированным учебным занятием, имеющим нетрадиционную структуру. Педагоги имеют разные точки зрения на интерактивные уроки: одни считают их прогрессом педагогической мысли, правильным шагом в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, полагают, что такие уроки опасны, так как они нарушают педагогические принципы, педагоги вынуждены отступать под напором обленившихся учеников, которые не желают и не умеют серьезно трудиться.
Интерактивные уроки проводят обычно после изучения темы, и они логически завершают работу над ней. Обучение иностранным языкам в рамках интерактивных технологий объединяет учащихся как субъектов обучения. В разряд интерактивных уроков входят типы занятий, фигурировавшие в ранее принятых классификациях в качестве вспомогательных, внеклассных и внеурочных форм организации учебной работы.
Использование интерактивных форм занятия обогащает ученика и учителя, стимулирует инициативу, поиск, заставляет соответствовать духу времени. Цель применения интерактивного обучения - повышение интереса к иностранному языку, создание условий для развития речевого умения учащихся в разных видах речевой деятельности, взаимопониманию, к совместному решению общих вопросов и взаимодействию.
Интерактивное взаимодействие с учащимся обеспечивает также такое техническое средство обучения, как мультимедиа. Изображения, необходимые для занятий, можно продемонстрировать на экране с помощью интерактивной доски или проектора.
Интерактивная технология способствует развитию умения выявлять недостоверные сведения, критически анализировать поступающую информацию, которое является важным для формирования самостоятельного мышления [16].
Теории и методике обучения лексической стороне иноязычной речи посвящены работы таких учёных, как Л.В. Банкевич, Б.В. Беляев, В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, А.А. Залевская, С.В. Калинина, С.А. Ламзин, А.А. Уфимцева, А.Н. Шамов. Бухбиндер В.А., Догонидзе Н.Н., Кондратьева В.А., Гришелева Н.М., Коростелев B.C., Стеценко А.А. исследовали вопрос формирования лексических навыков говорения. Базина М.П. предприняла попытку изучить проблему формирования лексических навыков аудирования. Фоломкина С.К., Рахман С.Е., Светлищева Т.К., Чернина Л.Г., Шор P.M. исследовали проблему формирования лексических навыков чтения.
Актуальность данной работы объясняется тем, что на современном этапе педагогический процесс в средней школе характеризует внедрение интерактивных, инновационных технологий, которые дополняют традиционные методы обучения, а не заменяют их. Такие традиционные формы обучения, как лекция, семинар, проверочные и контрольные работы заменяют такие интерактивные формы обучения, как виртуальные, обучающие и информационные модули, которые включают цифровую библиотеку, современные мультимедийные средства, электронные учебники, ролевые игры, лингвистические обучающие программы, коллективные и индивидуальные тренинги, которые позволяют вести интерактивный диалог в рамках единого образовательного пространства [22].
Цель исследования состоит в обосновании использования интерактивных форм обучения лексической стороне речи в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
Объект исследования - процесс обучения лексической стороне немецкого языка в средней школе.
Предмет исследования - методика использования интерактивных форм обучения лексической стороне речи.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
• описать психо-возрастные особенности детей старшего школьного возраста;
• охарактеризовать лексические навыки письменной и устной речи;
• рассмотреть лексико-грамматические особенности лексического материала для обучения в 9 классе;
• охарактеризовать интерактивные формы обучения лексике в школе;
• описать принципы использования интерактивных форм в обучении лексике;
• охарактеризовать инновационную систему лексико- направленных упражнений;
• провести опытную работу и описать ее результаты.
Дипломная работа состоит из 70 страниц машинопечатного текста и включает введение, две главы, разделенные на параграфы, выводы по каждой главе, заключение, библиографию и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, формулируются объект, предмет и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы использования интерактивных форм в обучении лексическому материалу на уроках немецкого языка в средней школе: описываются психовозрастные особенности детей пятнадцати лет, изучающих немецкий язык, даётся характеристика лексических навыков устной и письменной речи и лексико-грамматических особенностей лексического материала в классе, представляются интерактивные формы обучения лексике в школе и их характеристики. Во второй главе подробно рассматривается методика использования интерактивных форм обучения лексической стороне устной и письменной речи на иностранном языке, в частности, принципы использования интерактивных форм в обучении лексике, предлагается технология «обучения лексике с использованием регионального компонента содержания» как одна из интерактивных форм обучения лексике, характеризуется инновационная система лексико-направленных упражнений, описываются результаты опытной работы по использованию интерактивных форм работы по усвоению лексики в девятом классе средней школы. В заключении обобщаются результаты проведённого исследования. Библиография представлена 55 источниками.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы использования интерактивных форм в обучении лексическому материалу на уроках немецкого языка в средней школе 8
1.1. Психовозрастные особенности детей пятнадцати лет, изучающих немецкий язык 8
1.2. Характеристика лексических навыков устной и письменной речи 18
1.3. Лексико-грамматические особенности лексического материала в классе …………………………………………………………………………………..24
1.4. Интерактивные формы обучения лексике в школе и их характеристики …………………………………………………………………………………..27
Выводы по главе 1……………………………………………………………40
2. Методика использования интерактивных форм обучения лексической стороне устной и письменной речи на иностранном языке………………….41
2.1. Принципы использования интерактивных форм в обучении лексике……………………………………………………………………………41
2.2. Технология «обучения лексике с использованием регионального компонента содержания» как одна из интерактивных форм обучения лексике……………………………………………………………………………49
2.3. Характеристика инновационной системы лексико-направленных упражнений………………………………………………………………………54
2.4. Опытная работа по использованию интерактивных форм работы по усвоению лексики в девятом классе средней школы ……………………58
Выводы по главе 2…………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложения ……………………………………………………………………..69



Наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием интерактивных форм преподавания немецкого языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность учащихся при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к игровым формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. А всему этому интерактивные формы обучения только благоприятно способствуют.
Интерактивные уроки позволяют повысить, в первую очередь, мотивацию к изучению немецкого языка; повысить интерес учащихся к урокам немецкого языка в целом; повысить результативность уроков и улучшить качество знаний учащихся; создать прочную лексическую базу по теме; повысить активность учащихся на уроках иностранного языка; сблизить, объединить учащихся, воспитать в них чувство товарищества; расширить кругозор учащихся по изучаемым темам, углубить их познавательный интерес.
Система проведения интерактивных уроков обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче. Таким образом, можно утверждать, что интерактивный урок – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика.
Занятия с использованием интерактивных форм обучения предъявляют повышенные требования как к учащимся, так и к самому преподавателю, который должен свободно владеть материалом и языком преподавания, а также быть открытым к общению с аудиторией.
Для интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем предназначена единая виртуальная телекоммуникативная образовательная среда – часть внешнего пространства, объединенного сплошной сетью информативно – визуальных, компьютерных, мультимедиа – операционных образовательных средств [22].
В процессе экспериментального обучения учащиеся получили определённые знания о культуре как страны изучаемого языка, так и своей, и знания о способах представления родной культуры на немецком языке.
Предложенная технология обучения лексике с использованием регионального компонента содержания может быть применена во всех учебных заведениях на любых этапах обучения в любом регионе после определённой адаптации теоретических положений к имеющимся внешним и внутренним условиям и их практического наполнения. Региональный компонент содержания может быть включён в процесс обучения в различном объёме или стать его основой в зависимости от учебных целей.


1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: Златауст, 1999.
2. Александров К. В. Мультимедийный комплекс в обучении иноязычной лексике: теоретические и практические аспекты. – Нижний Новгород: ГОУ ВПО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2010.
3. Александров К. В. Мультимедийный комплекс как средство обучения лексической стороне иноязычной речи студентов лингвистического вуза :на материале немецкого языка. – Дисс. … к.п.н.: 13.00.02. - Нижний Новгород, 2009.
4. Амбарцумов Р.Г. ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.advokat-arg.ru/publication/art01.html
5. Базеева Ж.В. Современные технологии обучения иностранным языкам с позиции учителя и ученика // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 8 – 14.
6. Березина Т. Формирование лексических навыков на младшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе на основе игр. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/557
7. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Enjoy English.- Книга для учителя к учебнику английского языка для начальной школы. – М.: Изд. Титул, 2000.
8. Бухбиндер В.А. Основы преподавания иностранных языков. – Киев: Высшая школа, 1986.
9. Васильева Т.Ю. Методика использования функциональных лексико-грамматических таблиц (ФЛГТ) в обучении говорению на 1 курсе языкового факультета (на материале немецкого языка). -- Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Липецк, 2002.
10. Влияние психолого-возрастных особенностей учащихся на организацию процесса обучения иностранному языку. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.dioo.ru/organizatsiya-protsessa.html
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 1999.
12. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М., 1999.
13. Воронина Г. И., Карелина И. В. Немецкий язык, контакты: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Воронина, И. В. Карелина. Книга для чтения / Сост. Г. И. Воронина, И. В. Карелина. – М.: Просвещение, 1999.
14. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология.
15. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.: «Высш. школа»,1982.
16. Геращенко А.М., Лимачко Г.Г. Применение интерактивных технологий на лекционных занятиях с привлечением иностранного языка // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 21 – 24.
17. Иванова В. В. О некоторых возможностях организации рефлексивного самоанализа студентов при обучении иностранному языку // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 37 – 39.
18. Инструкция по использованию интерактивных форм обучения в негосударственном учреждении-организации высшего профессионального и послевузовского образования «Тираспольский межрегиональный университет». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://tmu-pmr.ru/doc/pol15.pdf
19. Интенсивная семейная терапия на дому. Практическое руководство / Под ред. Ю.В.Сомовой, Т.Баллдина. – М., 2007.
20. Карманова Н. А. Функциональное обучение иноязычной лексике в средней школе // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 39 – 42.
21. КОЗЛОВ С. В. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. – Автореф. дисс. … к.п.н.: 13.00.02. – Нижний Новгород, 2013.
22. Кокшаров С.А. Особенности реализации обучения студентов вуза иностранному языку средствами модульной технологии в условиях единой виртуальной телекоммуникативной среды // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 50 – 58.
23. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.-СПб.:Каро, 2006.
24. Кривобокова И.Я. Некоторые приемы работы над лексикой.// ИЯШ/ 1990. №2.
25. Лексика речи - обучение лексике. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.dioo.ru/leksika.html
26. Матвеева Т. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://oso.rcsz.ru/inf/metodichesk4.htm
27. МАТЕРИАЛЫ ПО ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Красноярск, 2008.
28. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб пособие для студ. пед. колледжей./ Под. ред. В.М.Филатова.-Серия профессиональное образование.-Ростов –н/Д, 2004.
29. Миньяр–Белоручев Р.К. К проблеме формирования лексических навыков // Иностранные языки в высшей школе: Сб. научно -метод. статей // Под ред. С.К. Фоломкиной. – Выпуск 22. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989.
30. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. Учеб. пособие для студ. пед ин-тов. по спец. «Иностр. яз.».-М.: Высшая школа, 1990.
31. Миньяр–Белоручев Р.К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам.-М.: Высшая школа, 1996.
32. Мончак А.И. Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках иностранного языка/ А.И.Мончак. – Сморгонь, 2011.
33. Нестандартный урок как способ организации учебной деятельности. – Электронный ресурс. – Режим доступа: www.koipkro.kostroma.ru
34. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А.- М.: Высшая школа,1991.
35. Особенности обучения лексике. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.edufacts.ru/lefabs-47-2.html
36. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М., 1987.
37. Побединская С.Е. Некоторые приемы формирования потенциального словаря учащихся при обучении английскому языку// ИЯШ .1984. №2.
38. Положение об интерактивных формах обучения. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://tisbi-chelny.ru/ychebnmetoddeyat/pologenieinterrakt012012.html
39. Программы общеобразовательных учреждений: Немецкий язык: 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
40. Рожкова Н. В. Методика аспектного изучения лексики на морфологическом материале в 7 классе общеобразовательной средней школы. – Дисс. … к. п. н.: 13.00.02. – Орёл, 2003.
41. Самсонова Н. И. Особенности обучения лексическому аспекту немецкого языка. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2014/Pedagogica/5_156213.doc.htm
42. Селевко Г. Сознание под контролем / Г. Селевко. – 2005. –Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/10005
43. Формирование лексических навыков: учеб. пособие/ Под. Ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой.-Воронеж.: Альтернатива, 2002.
44. Чернышова Л. В. Аспекты обучения иностранному языку. Формирование лексических навыков речи. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601177/
45. Шамов А. Н. Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам устной речи и чтения на среднем этапе общеобразовательной школы :На материале нем. яз. – Дисс. … к.п.н.: 13.00.02. - Нижний Новгород, 1999.
46. Шамов А.Н. Когнитивная парадигма в обучении лексической стороне иноязычной речи. – Монография. - Н. Новгород, 2009.
47. Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: Моделирование и реализация: Монография. – Н.Новгород: НГЛУ, 2006.
48. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи - основа семантической концепции обучаемых // Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – С. 19-25.
49. Шамов А.Н. Обучение тестированию и оценка // Материалы девятой международной конференции 17-18 марта 2009 г. - Н. Новгород, 2009. – С. 92.
50. Шамов А.Н. Принципы обучения лексической стороне иноязычной речи // Иностранные языки в школе. – 2009. - №4.
51. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов. - М.: Высшая школа,1986.
52. Шмалов С.А. Игры для учащихся-феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.
53. http://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt1
54. http://www.psyhologykey.ru/klogs-876-1.html
55. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. – 1997. -- № 4. – С. 20 – 27.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

В последнее время многими специалистами предлагается стимулирование познавательной активности учащихся через внедрение интерактивных технологий в процесс обучения. Интерактивное обучение представляет собой одну из разновидностей коммуникативных технологий, в рамках интерактивного обучения предполагается хорошо организованная обратная связь между обучаемым и обучающимся при наличии между ними двустороннего обмена информацией [42].
В рамках технологии интерактивного обучения предполагается взаимодействие учащихся как с представителями других культур в сети Интернет, так и регулярная совместная деятельность в классе.
Методика обучения иностранному языку с помощью интерактивных технологий предполагает участие обучающихся в реальном акте общения, нацеленного на развитие коммуникативной компетенции. Свойства интерактивности, т.е. возможность управлять процессом представления информации, вовлекает учащихся в активный учебный процесс, стимулирует их познавательную деятельность, способствует поддержанию устойчивой мотивации к познанию [5].
Для интерактивного обучения характерен режим, основанный на активном взаимодействии с субъектом. При работе в рамках интерактивных технологий сведения, поступающие в сознание учащегося от преподавателя, вызывают активную мыслительную деятельность обучающегося и порождают обратный информационный поток. В процессе интерактивного обучения построение занятия должно обеспечивать включение мышления учащихся, причем еще до того, как они получат полный объем необходимой информации.
Интерактивный урок является импровизированным учебным занятием, имеющим нетрадиционную структуру. Педагоги имеют разные точки зрения на интерактивные уроки: одни считают их прогрессом педагогической мысли, правильным шагом в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, полагают, что такие уроки опасны, так как они нарушают педагогические принципы, педагоги вынуждены отступать под напором обленившихся учеников, которые не желают и не умеют серьезно трудиться.
Интерактивные уроки проводят обычно после изучения темы, и они логически завершают работу над ней. Обучение иностранным языкам в рамках интерактивных технологий объединяет учащихся как субъектов обучения. В разряд интерактивных уроков входят типы занятий, фигурировавшие в ранее принятых классификациях в качестве вспомогательных, внеклассных и внеурочных форм организации учебной работы.
Использование интерактивных форм занятия обогащает ученика и учителя, стимулирует инициативу, поиск, заставляет соответствовать духу времени. Цель применения интерактивного обучения - повышение интереса к иностранному языку, создание условий для развития речевого умения учащихся в разных видах речевой деятельности, взаимопониманию, к совместному решению общих вопросов и взаимодействию.
Интерактивное взаимодействие с учащимся обеспечивает также такое техническое средство обучения, как мультимедиа. Изображения, необходимые для занятий, можно продемонстрировать на экране с помощью интерактивной доски или проектора.
Интерактивная технология способствует развитию умения выявлять недостоверные сведения, критически анализировать поступающую информацию, которое является важным для формирования самостоятельного мышления [16].
Теории и методике обучения лексической стороне иноязычной речи посвящены работы таких учёных, как Л.В. Банкевич, Б.В. Беляев, В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, А.А. Залевская, С.В. Калинина, С.А. Ламзин, А.А. Уфимцева, А.Н. Шамов. Бухбиндер В.А., Догонидзе Н.Н., Кондратьева В.А., Гришелева Н.М., Коростелев B.C., Стеценко А.А. исследовали вопрос формирования лексических навыков говорения. Базина М.П. предприняла попытку изучить проблему формирования лексических навыков аудирования. Фоломкина С.К., Рахман С.Е., Светлищева Т.К., Чернина Л.Г., Шор P.M. исследовали проблему формирования лексических навыков чтения.
Актуальность данной работы объясняется тем, что на современном этапе педагогический процесс в средней школе характеризует внедрение интерактивных, инновационных технологий, которые дополняют традиционные методы обучения, а не заменяют их. Такие традиционные формы обучения, как лекция, семинар, проверочные и контрольные работы заменяют такие интерактивные формы обучения, как виртуальные, обучающие и информационные модули, которые включают цифровую библиотеку, современные мультимедийные средства, электронные учебники, ролевые игры, лингвистические обучающие программы, коллективные и индивидуальные тренинги, которые позволяют вести интерактивный диалог в рамках единого образовательного пространства [22].
Цель исследования состоит в обосновании использования интерактивных форм обучения лексической стороне речи в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
Объект исследования - процесс обучения лексической стороне немецкого языка в средней школе.
Предмет исследования - методика использования интерактивных форм обучения лексической стороне речи.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
• описать психо-возрастные особенности детей старшего школьного возраста;
• охарактеризовать лексические навыки письменной и устной речи;
• рассмотреть лексико-грамматические особенности лексического материала для обучения в 9 классе;
• охарактеризовать интерактивные формы обучения лексике в школе;
• описать принципы использования интерактивных форм в обучении лексике;
• охарактеризовать инновационную систему лексико- направленных упражнений;
• провести опытную работу и описать ее результаты.
Дипломная работа состоит из 70 страниц машинопечатного текста и включает введение, две главы, разделенные на параграфы, выводы по каждой главе, заключение, библиографию и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, формулируются объект, предмет и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы использования интерактивных форм в обучении лексическому материалу на уроках немецкого языка в средней школе: описываются психовозрастные особенности детей пятнадцати лет, изучающих немецкий язык, даётся характеристика лексических навыков устной и письменной речи и лексико-грамматических особенностей лексического материала в классе, представляются интерактивные формы обучения лексике в школе и их характеристики. Во второй главе подробно рассматривается методика использования интерактивных форм обучения лексической стороне устной и письменной речи на иностранном языке, в частности, принципы использования интерактивных форм в обучении лексике, предлагается технология «обучения лексике с использованием регионального компонента содержания» как одна из интерактивных форм обучения лексике, характеризуется инновационная система лексико-направленных упражнений, описываются результаты опытной работы по использованию интерактивных форм работы по усвоению лексики в девятом классе средней школы. В заключении обобщаются результаты проведённого исследования. Библиография представлена 55 источниками.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы использования интерактивных форм в обучении лексическому материалу на уроках немецкого языка в средней школе 8
1.1. Психовозрастные особенности детей пятнадцати лет, изучающих немецкий язык 8
1.2. Характеристика лексических навыков устной и письменной речи 18
1.3. Лексико-грамматические особенности лексического материала в классе …………………………………………………………………………………..24
1.4. Интерактивные формы обучения лексике в школе и их характеристики …………………………………………………………………………………..27
Выводы по главе 1……………………………………………………………40
2. Методика использования интерактивных форм обучения лексической стороне устной и письменной речи на иностранном языке………………….41
2.1. Принципы использования интерактивных форм в обучении лексике……………………………………………………………………………41
2.2. Технология «обучения лексике с использованием регионального компонента содержания» как одна из интерактивных форм обучения лексике……………………………………………………………………………49
2.3. Характеристика инновационной системы лексико-направленных упражнений………………………………………………………………………54
2.4. Опытная работа по использованию интерактивных форм работы по усвоению лексики в девятом классе средней школы ……………………58
Выводы по главе 2…………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложения ……………………………………………………………………..69



Наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием интерактивных форм преподавания немецкого языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность учащихся при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к игровым формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. А всему этому интерактивные формы обучения только благоприятно способствуют.
Интерактивные уроки позволяют повысить, в первую очередь, мотивацию к изучению немецкого языка; повысить интерес учащихся к урокам немецкого языка в целом; повысить результативность уроков и улучшить качество знаний учащихся; создать прочную лексическую базу по теме; повысить активность учащихся на уроках иностранного языка; сблизить, объединить учащихся, воспитать в них чувство товарищества; расширить кругозор учащихся по изучаемым темам, углубить их познавательный интерес.
Система проведения интерактивных уроков обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче. Таким образом, можно утверждать, что интерактивный урок – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика.
Занятия с использованием интерактивных форм обучения предъявляют повышенные требования как к учащимся, так и к самому преподавателю, который должен свободно владеть материалом и языком преподавания, а также быть открытым к общению с аудиторией.
Для интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем предназначена единая виртуальная телекоммуникативная образовательная среда – часть внешнего пространства, объединенного сплошной сетью информативно – визуальных, компьютерных, мультимедиа – операционных образовательных средств [22].
В процессе экспериментального обучения учащиеся получили определённые знания о культуре как страны изучаемого языка, так и своей, и знания о способах представления родной культуры на немецком языке.
Предложенная технология обучения лексике с использованием регионального компонента содержания может быть применена во всех учебных заведениях на любых этапах обучения в любом регионе после определённой адаптации теоретических положений к имеющимся внешним и внутренним условиям и их практического наполнения. Региональный компонент содержания может быть включён в процесс обучения в различном объёме или стать его основой в зависимости от учебных целей.


1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: Златауст, 1999.
2. Александров К. В. Мультимедийный комплекс в обучении иноязычной лексике: теоретические и практические аспекты. – Нижний Новгород: ГОУ ВПО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2010.
3. Александров К. В. Мультимедийный комплекс как средство обучения лексической стороне иноязычной речи студентов лингвистического вуза :на материале немецкого языка. – Дисс. … к.п.н.: 13.00.02. - Нижний Новгород, 2009.
4. Амбарцумов Р.Г. ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.advokat-arg.ru/publication/art01.html
5. Базеева Ж.В. Современные технологии обучения иностранным языкам с позиции учителя и ученика // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 8 – 14.
6. Березина Т. Формирование лексических навыков на младшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе на основе игр. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/557
7. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Enjoy English.- Книга для учителя к учебнику английского языка для начальной школы. – М.: Изд. Титул, 2000.
8. Бухбиндер В.А. Основы преподавания иностранных языков. – Киев: Высшая школа, 1986.
9. Васильева Т.Ю. Методика использования функциональных лексико-грамматических таблиц (ФЛГТ) в обучении говорению на 1 курсе языкового факультета (на материале немецкого языка). -- Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Липецк, 2002.
10. Влияние психолого-возрастных особенностей учащихся на организацию процесса обучения иностранному языку. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.dioo.ru/organizatsiya-protsessa.html
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 1999.
12. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М., 1999.
13. Воронина Г. И., Карелина И. В. Немецкий язык, контакты: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Воронина, И. В. Карелина. Книга для чтения / Сост. Г. И. Воронина, И. В. Карелина. – М.: Просвещение, 1999.
14. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология.
15. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.: «Высш. школа»,1982.
16. Геращенко А.М., Лимачко Г.Г. Применение интерактивных технологий на лекционных занятиях с привлечением иностранного языка // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 21 – 24.
17. Иванова В. В. О некоторых возможностях организации рефлексивного самоанализа студентов при обучении иностранному языку // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 37 – 39.
18. Инструкция по использованию интерактивных форм обучения в негосударственном учреждении-организации высшего профессионального и послевузовского образования «Тираспольский межрегиональный университет». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://tmu-pmr.ru/doc/pol15.pdf
19. Интенсивная семейная терапия на дому. Практическое руководство / Под ред. Ю.В.Сомовой, Т.Баллдина. – М., 2007.
20. Карманова Н. А. Функциональное обучение иноязычной лексике в средней школе // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 39 – 42.
21. КОЗЛОВ С. В. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. – Автореф. дисс. … к.п.н.: 13.00.02. – Нижний Новгород, 2013.
22. Кокшаров С.А. Особенности реализации обучения студентов вуза иностранному языку средствами модульной технологии в условиях единой виртуальной телекоммуникативной среды // Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. – Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – С. 50 – 58.
23. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.-СПб.:Каро, 2006.
24. Кривобокова И.Я. Некоторые приемы работы над лексикой.// ИЯШ/ 1990. №2.
25. Лексика речи - обучение лексике. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.dioo.ru/leksika.html
26. Матвеева Т. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://oso.rcsz.ru/inf/metodichesk4.htm
27. МАТЕРИАЛЫ ПО ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Красноярск, 2008.
28. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб пособие для студ. пед. колледжей./ Под. ред. В.М.Филатова.-Серия профессиональное образование.-Ростов –н/Д, 2004.
29. Миньяр–Белоручев Р.К. К проблеме формирования лексических навыков // Иностранные языки в высшей школе: Сб. научно -метод. статей // Под ред. С.К. Фоломкиной. – Выпуск 22. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989.
30. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. Учеб. пособие для студ. пед ин-тов. по спец. «Иностр. яз.».-М.: Высшая школа, 1990.
31. Миньяр–Белоручев Р.К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам.-М.: Высшая школа, 1996.
32. Мончак А.И. Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках иностранного языка/ А.И.Мончак. – Сморгонь, 2011.
33. Нестандартный урок как способ организации учебной деятельности. – Электронный ресурс. – Режим доступа: www.koipkro.kostroma.ru
34. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А.- М.: Высшая школа,1991.
35. Особенности обучения лексике. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.edufacts.ru/lefabs-47-2.html
36. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М., 1987.
37. Побединская С.Е. Некоторые приемы формирования потенциального словаря учащихся при обучении английскому языку// ИЯШ .1984. №2.
38. Положение об интерактивных формах обучения. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://tisbi-chelny.ru/ychebnmetoddeyat/pologenieinterrakt012012.html
39. Программы общеобразовательных учреждений: Немецкий язык: 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
40. Рожкова Н. В. Методика аспектного изучения лексики на морфологическом материале в 7 классе общеобразовательной средней школы. – Дисс. … к. п. н.: 13.00.02. – Орёл, 2003.
41. Самсонова Н. И. Особенности обучения лексическому аспекту немецкого языка. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2014/Pedagogica/5_156213.doc.htm
42. Селевко Г. Сознание под контролем / Г. Селевко. – 2005. –Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/10005
43. Формирование лексических навыков: учеб. пособие/ Под. Ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой.-Воронеж.: Альтернатива, 2002.
44. Чернышова Л. В. Аспекты обучения иностранному языку. Формирование лексических навыков речи. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601177/
45. Шамов А. Н. Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам устной речи и чтения на среднем этапе общеобразовательной школы :На материале нем. яз. – Дисс. … к.п.н.: 13.00.02. - Нижний Новгород, 1999.
46. Шамов А.Н. Когнитивная парадигма в обучении лексической стороне иноязычной речи. – Монография. - Н. Новгород, 2009.
47. Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: Моделирование и реализация: Монография. – Н.Новгород: НГЛУ, 2006.
48. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи - основа семантической концепции обучаемых // Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – С. 19-25.
49. Шамов А.Н. Обучение тестированию и оценка // Материалы девятой международной конференции 17-18 марта 2009 г. - Н. Новгород, 2009. – С. 92.
50. Шамов А.Н. Принципы обучения лексической стороне иноязычной речи // Иностранные языки в школе. – 2009. - №4.
51. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов. - М.: Высшая школа,1986.
52. Шмалов С.А. Игры для учащихся-феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.
53. http://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt1
54. http://www.psyhologykey.ru/klogs-876-1.html
55. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. – 1997. -- № 4. – С. 20 – 27.


Купить эту работу

Интерактивные формы обучения лексической стороне речи на уроке немецкого языка в 9 классе

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

28 ноября 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽