Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР

  • 92 страниц
  • 2014 год
  • 682 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования связана с тем, что речевое развитие ребенка рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания, совершенствование и развитие ребенка возможно лишь при непременном условии овладения речью. Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, восприятие, память, мышления, воображение – опосредованы речью.
В настоящее время требования к речевому развитию детей дошкольного возраста значительно возросли. Одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание. Связная речь, то есть развёрнутые, состоящие из нескольких или многих пред-ложений высказывания, позволяют ребенку систематично и последовательно излагать свои мысли; заложенные в дошкольном возрасте успехи детей в развитии связной речи способствуют эффективной коммуникативной деятельности, обеспечивают и в значительной степени определяют их успех в учебе по всем предметам.
Большая распространенность речевых нарушений, в том числе – в формировании связности речи, отмечается у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), которое определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
В результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста (Р.Е.Левина, Г.И.Жаренкова, Л.Ф.Спирова и др.) в специальной литературе сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, предложена психолого-педагогическая типология детей данной категории (Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова и др.). На основе изучения особенностей речи детей данной группы решаются вопросы дифференциальной диагностики ОНР со сходными по проявлениям нарушениями, обозначены направления коррекционно-педагогической работы по развитию речи (А.П. Воронова, В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.). Актуальным в логопедической работе по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР является поиск наиболее эффективных средств данной работы.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности поведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Развитию связной речи у дошкольников способствуют сюжетно-ролевые игры.
В то же время, в специальной литературе, посвященной проблеме ОНР, роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР раскрыта недостаточно. Это делает актуальной проблему исследования: каковы возможности использования сюжетно-ролевой игры, как средства коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
Объект исследования: особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.
Цель исследования: изучение эффективности использования сюжетно-ролевой игры, как средства коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей с ОНР наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности связной речи, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода в определении направлений логопедической работы по развитию связной речи у детей данной категории в системе коррекционного воздействия. Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
В соответствии с целью и гипотезой выделяются следующие задачи исследования:
1.Проанализировать логопедическую, психологическую и психолингвистическую литературу, освещающую состояние проблемы исследования.
2.Провести констатирующее исследование состояния связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры.
4. Провести анализ эффективности логопедической работы по коррекции связной речи.
В процессе исследования применялись, следующие методы:
- теоретический (обобщающий анализ литературных данных по проблеме исследования);
- организационные (сравнительный, комплексный);
- эмпирические (наблюдение, эксперимент, тестирование);
- обрабатывающие (математико-статистические);
- интерпретационные.
Научная новизна работы определяется изучением роли сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе были систематизированы данные разработок исследователей, занимавшихся изучением особенностей формирования связной речи, в том числе и у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы диагностического исследования, а также направления и содержание логопедической работы по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры могут быть использованы в деятельности логопеда и воспитателей ДОУ.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и приложения. Общий объем текстовой части составляет 86 страниц, включает 4 таблицы и 10 гистограмм. Список использованной литературы содержит 60 наименований.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 7
1.1.Психолингвистические основы изучения связной речи 7
1.2.Развитие связной речи в онтогенезе 13
1.3.Особенности связной речи у детей с ОНР 19
1.4. Возможности использования сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 37
2.1. Цель, задачи и методики исследования состояния связной речи у старших дошкольников. Характеристика выборки исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования состояния связной речи у старших дошкольников 49
2.3. Направления и содержание логопедической работы по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры 64
2.4. Анализ эффективности логопедической работы по коррекции связной речи 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 89


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проведенного нами исследования обусловлена тем, что в современном обществе особое значение придается умению связно излагать мысли. Это способствует как успешности коммуникативной деятельности, так и успехам в обучении и в профессиональной деятельности. Следовательно, связная речь должна быть развита на высоком уровне. Основы связной речи закладываются в дошкольном детстве. Связная речь представлена в форме монологической и диалогической речи. Монологическая речь чаще всего проявляется в описательном и сюжетном рассказывании. Диалогическая речь чаще всего проявляется в беседе двух и более собеседников. Каждый вид речи строится по своим законам. Так, в речи присутствует планирование речи, выбор и подбор языковых средств, кодирование и декодирование речи.
Значительную проблему составляет то, что с каждым годом в стране рождается все больше детей с ОНР. Для детей с ОНР характерны нарушения речевого развития, уровень связной речи развит в недостаточной степени. На уровень развития связной речи дошкольников с ОНР влияют частые нарушения сложных по артикуляции звуков, маленький объем словарного запаса, лексико-грамматические нарушения. В процессе рассказывания дошкольники с ОНР используют простые и малораспространенные предложения.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование уровня развития связной речи у дошкольников с ОНР. Констатирующий этап исследования уровня развития связной речи включал подбор методики исследования, исследование описательной и повествовательной монологической связной речи, исследование диалогической связной речи и анализ результатов исследования.
В результате исследования было выявлено, что связная речь дошкольников с ОНР имеет значительные отставания от возрастной нормы: трудности в установлении последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти ребенка этой последовательности, наблюдаются нарушения семантической структуры текста и языкового его оформления. При этом страдает как внутреннее программирование, так и языковое оформление.
Проведенное исследование связной монологической речи дошкольников с ОНР показало, что у детей данной группы наблюдаются такие нарушения в формировании связной речи, как обедненный словарный запас, нарушение синтаксических и грамматических конструкций, неумение строить развернутую фразу, затруднения при программировании последовательности изложения рассказа. Исследование связной диалогической речи показало, что большинство обследованных детей с ОНР не умеют строить диалог, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией, не умеют высказывать свои мысли, мнения по ситуации, поддерживать в диалоге тему разговора.
В связи с этим были предложены и проведены занятия опытно-экспериментальной логопедической работы, направленные на развитие связной речи у дошкольников с ОНР. При определении направлений и определении содержания логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР в системе коррекционного воздействия учтена необходимость дифференцированного подхода на основе степени выраженности и характера нарушений связной речи выделенных нами трех подгрупп детей с ОНР.
Проведенные занятия формирующего этапа эксперимента включали сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие монологической речи и и развитие умения строить диалог (диалоги со взрослым и сверстниками, диалоги от лица сказочных персонажей и пр.).
После проведения обучения дети вновь были обследованы по методике констатирующего эксперимента. По всем методикам дошкольники с ОНР показали более высокие результаты, чем на этапе констатирующего исследования.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Подтверждена гипотеза исследования: у детей с ОНР наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности связной речи, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода в определении направлений логопедической работы по развитию связной речи у детей данной категории в системе коррекционного воздействия. Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
Рекомендуется продолжить работу в начатом направлении с целью дальнейшего развития связной речи у дошкольников с ОНР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учебное пособие [Текст] / В.П. Арсентьева. — М. : ФОРУМ, 2009. — 144 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г.Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез,1999. - 272 с.
3. Баринова, Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи / Развитие речи учащихся: Ученые записи/ ЛГПИ им. Герцена [Текст] / Е.А. Бариноваю – Л.: Лениздат, 1971. – С.32-34.
4. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью деятельность [Текст] / Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо. - М., 1991. – 345с.
5. Белянин, В.П. Психолингвистика: Учебник [Текст] / В.П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2004. — 232 с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2004. — 144 с.
7. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец. - М.: Сфера, 2008. - 224 с.
8. Воронова, А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.П. Воронова // Методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Волковой Г.А. — Санкт-Петербург, 1994. — С.98.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С.Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
10. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. — 144 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.- М. : Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
12. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2005. – 320 с.
13. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 1990. - №6. - С. 63-70.
14. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007.
15. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006. – 112с.
16. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В.Лаврентьева. - М.: Эксмо. 2009. – 292с.
17. Жинкин, Н.И. Психолингвистика [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
18. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. - Екатеринбург: АРД-ЛТД, 2004. - 320с.
19. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т. 1. [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. – 486 с.
20. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: РАО/МПСИ, 2001. - 396 с.
21. Каше, Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. - М., 1979.
22. Козырева, Л.А. Развитие речи. Дети 5–7 лет [Текст] / Л.А. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
23. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод пособие[Текст] / И.Ю. Кондратенко. - М., 2005. - 176с.
24. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: Наука-Питер, 2006. -103 с.
25. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 160 с.
26. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
27. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / И.Н. Лебедева. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
28. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2005. – 221с.
29. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова [и др.] // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
30. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 289 с.
31. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : КомКнига, 2007. - 312 с.
32. Лепская, Н.И. Язык ребенка. (Онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н.И. Лепская. - М.: Филол. фак. МГУ, 1997. - 151 с.
33. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей [Текст] / М.И. Лисина // Возрастная и педагогическая психология.-М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.210-229.
34. Логопедия: Учебник для ВУЗов [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 678с.
35. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] /А.Р. Лурия. – Изд. 2-е. – Ростов на/ Д., 2003. - 320 с.
36. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи [Текст] / Е. М. Мастюкова // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147.
37. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Текст] / О. А. Нечаева. - М., 1984. – 136 с.
38. Пионтек, А.В. Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс] / А.В.Пионтек /http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola - 2012.
39. Ромусик, М.Н. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [Текст] / М.Н. Ромусик // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32-37.
40. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2001. — 208 с.
41. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / О.А. Слинько // Дефектология. — 1990. - № 2. - С. 62-67 .
42. Соботович, Е.Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования [Текст] / Е.Ф. Соботович. – М., 1997.
43. Соловьева, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. 1996. - № 6. - С. 67-71.
44. Сомкова, О.Н. Развиваем речь детей [Текст] / О.Н Сомкова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 37-46.
45. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
46. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М., 1995. – 192 с.
47. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
48. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. М., 1997.
49. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 36-41.
50. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. – 40 с.
51. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис Пресс, 2005. – 224с.
52. Харитонова, Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи : Автореферат дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Е.А. Харитонова. - Минск, 1997. - 21 с.
53. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / составители М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 560 с.
54. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н.Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
55. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) [Текст] / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. - М.: Наука, 1990. - 168 с.
56. Шахнарович, А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики : Лексика. Семантика. Грамматика [Текст] / А.М. Шахнарович. - М.: Когито-центр, 1999. - 260 с.
57. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку [Текст] / Л.В. Щерба. - М.: Госуд. уч.-пед. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1957. - С. 83.
58. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б.Эльконин. — Воронеж, 1995. - 226 с.
59. Эльконин, Д. Психология игры [Текст] / Д.Б.Эльконин. –– М.: Владос, 1999. - 360 с.
60. Этиология общего недоразвития речи [Текст] / Под ред. Т. Б. Филичевой // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 16-29.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования связана с тем, что речевое развитие ребенка рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания, совершенствование и развитие ребенка возможно лишь при непременном условии овладения речью. Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, восприятие, память, мышления, воображение – опосредованы речью.
В настоящее время требования к речевому развитию детей дошкольного возраста значительно возросли. Одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание. Связная речь, то есть развёрнутые, состоящие из нескольких или многих пред-ложений высказывания, позволяют ребенку систематично и последовательно излагать свои мысли; заложенные в дошкольном возрасте успехи детей в развитии связной речи способствуют эффективной коммуникативной деятельности, обеспечивают и в значительной степени определяют их успех в учебе по всем предметам.
Большая распространенность речевых нарушений, в том числе – в формировании связности речи, отмечается у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), которое определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
В результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста (Р.Е.Левина, Г.И.Жаренкова, Л.Ф.Спирова и др.) в специальной литературе сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, предложена психолого-педагогическая типология детей данной категории (Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова и др.). На основе изучения особенностей речи детей данной группы решаются вопросы дифференциальной диагностики ОНР со сходными по проявлениям нарушениями, обозначены направления коррекционно-педагогической работы по развитию речи (А.П. Воронова, В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.). Актуальным в логопедической работе по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР является поиск наиболее эффективных средств данной работы.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности поведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Развитию связной речи у дошкольников способствуют сюжетно-ролевые игры.
В то же время, в специальной литературе, посвященной проблеме ОНР, роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР раскрыта недостаточно. Это делает актуальной проблему исследования: каковы возможности использования сюжетно-ролевой игры, как средства коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
Объект исследования: особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.
Цель исследования: изучение эффективности использования сюжетно-ролевой игры, как средства коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей с ОНР наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности связной речи, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода в определении направлений логопедической работы по развитию связной речи у детей данной категории в системе коррекционного воздействия. Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
В соответствии с целью и гипотезой выделяются следующие задачи исследования:
1.Проанализировать логопедическую, психологическую и психолингвистическую литературу, освещающую состояние проблемы исследования.
2.Провести констатирующее исследование состояния связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры.
4. Провести анализ эффективности логопедической работы по коррекции связной речи.
В процессе исследования применялись, следующие методы:
- теоретический (обобщающий анализ литературных данных по проблеме исследования);
- организационные (сравнительный, комплексный);
- эмпирические (наблюдение, эксперимент, тестирование);
- обрабатывающие (математико-статистические);
- интерпретационные.
Научная новизна работы определяется изучением роли сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе были систематизированы данные разработок исследователей, занимавшихся изучением особенностей формирования связной речи, в том числе и у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы диагностического исследования, а также направления и содержание логопедической работы по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры могут быть использованы в деятельности логопеда и воспитателей ДОУ.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и приложения. Общий объем текстовой части составляет 86 страниц, включает 4 таблицы и 10 гистограмм. Список использованной литературы содержит 60 наименований.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 7
1.1.Психолингвистические основы изучения связной речи 7
1.2.Развитие связной речи в онтогенезе 13
1.3.Особенности связной речи у детей с ОНР 19
1.4. Возможности использования сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 37
2.1. Цель, задачи и методики исследования состояния связной речи у старших дошкольников. Характеристика выборки исследования 37
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования состояния связной речи у старших дошкольников 49
2.3. Направления и содержание логопедической работы по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры 64
2.4. Анализ эффективности логопедической работы по коррекции связной речи 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 89


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проведенного нами исследования обусловлена тем, что в современном обществе особое значение придается умению связно излагать мысли. Это способствует как успешности коммуникативной деятельности, так и успехам в обучении и в профессиональной деятельности. Следовательно, связная речь должна быть развита на высоком уровне. Основы связной речи закладываются в дошкольном детстве. Связная речь представлена в форме монологической и диалогической речи. Монологическая речь чаще всего проявляется в описательном и сюжетном рассказывании. Диалогическая речь чаще всего проявляется в беседе двух и более собеседников. Каждый вид речи строится по своим законам. Так, в речи присутствует планирование речи, выбор и подбор языковых средств, кодирование и декодирование речи.
Значительную проблему составляет то, что с каждым годом в стране рождается все больше детей с ОНР. Для детей с ОНР характерны нарушения речевого развития, уровень связной речи развит в недостаточной степени. На уровень развития связной речи дошкольников с ОНР влияют частые нарушения сложных по артикуляции звуков, маленький объем словарного запаса, лексико-грамматические нарушения. В процессе рассказывания дошкольники с ОНР используют простые и малораспространенные предложения.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование уровня развития связной речи у дошкольников с ОНР. Констатирующий этап исследования уровня развития связной речи включал подбор методики исследования, исследование описательной и повествовательной монологической связной речи, исследование диалогической связной речи и анализ результатов исследования.
В результате исследования было выявлено, что связная речь дошкольников с ОНР имеет значительные отставания от возрастной нормы: трудности в установлении последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти ребенка этой последовательности, наблюдаются нарушения семантической структуры текста и языкового его оформления. При этом страдает как внутреннее программирование, так и языковое оформление.
Проведенное исследование связной монологической речи дошкольников с ОНР показало, что у детей данной группы наблюдаются такие нарушения в формировании связной речи, как обедненный словарный запас, нарушение синтаксических и грамматических конструкций, неумение строить развернутую фразу, затруднения при программировании последовательности изложения рассказа. Исследование связной диалогической речи показало, что большинство обследованных детей с ОНР не умеют строить диалог, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией, не умеют высказывать свои мысли, мнения по ситуации, поддерживать в диалоге тему разговора.
В связи с этим были предложены и проведены занятия опытно-экспериментальной логопедической работы, направленные на развитие связной речи у дошкольников с ОНР. При определении направлений и определении содержания логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР в системе коррекционного воздействия учтена необходимость дифференцированного подхода на основе степени выраженности и характера нарушений связной речи выделенных нами трех подгрупп детей с ОНР.
Проведенные занятия формирующего этапа эксперимента включали сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие монологической речи и и развитие умения строить диалог (диалоги со взрослым и сверстниками, диалоги от лица сказочных персонажей и пр.).
После проведения обучения дети вновь были обследованы по методике констатирующего эксперимента. По всем методикам дошкольники с ОНР показали более высокие результаты, чем на этапе констатирующего исследования.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Подтверждена гипотеза исследования: у детей с ОНР наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности связной речи, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода в определении направлений логопедической работы по развитию связной речи у детей данной категории в системе коррекционного воздействия. Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
Рекомендуется продолжить работу в начатом направлении с целью дальнейшего развития связной речи у дошкольников с ОНР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учебное пособие [Текст] / В.П. Арсентьева. — М. : ФОРУМ, 2009. — 144 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г.Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез,1999. - 272 с.
3. Баринова, Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи / Развитие речи учащихся: Ученые записи/ ЛГПИ им. Герцена [Текст] / Е.А. Бариноваю – Л.: Лениздат, 1971. – С.32-34.
4. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью деятельность [Текст] / Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо. - М., 1991. – 345с.
5. Белянин, В.П. Психолингвистика: Учебник [Текст] / В.П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2004. — 232 с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2004. — 144 с.
7. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец. - М.: Сфера, 2008. - 224 с.
8. Воронова, А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.П. Воронова // Методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Волковой Г.А. — Санкт-Петербург, 1994. — С.98.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С.Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
10. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. — 144 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.- М. : Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
12. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2005. – 320 с.
13. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 1990. - №6. - С. 63-70.
14. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007.
15. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006. – 112с.
16. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В.Лаврентьева. - М.: Эксмо. 2009. – 292с.
17. Жинкин, Н.И. Психолингвистика [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
18. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. - Екатеринбург: АРД-ЛТД, 2004. - 320с.
19. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т. 1. [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. – 486 с.
20. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: РАО/МПСИ, 2001. - 396 с.
21. Каше, Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. - М., 1979.
22. Козырева, Л.А. Развитие речи. Дети 5–7 лет [Текст] / Л.А. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
23. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод пособие[Текст] / И.Ю. Кондратенко. - М., 2005. - 176с.
24. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: Наука-Питер, 2006. -103 с.
25. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 160 с.
26. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
27. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / И.Н. Лебедева. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
28. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2005. – 221с.
29. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова [и др.] // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
30. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 289 с.
31. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : КомКнига, 2007. - 312 с.
32. Лепская, Н.И. Язык ребенка. (Онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н.И. Лепская. - М.: Филол. фак. МГУ, 1997. - 151 с.
33. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей [Текст] / М.И. Лисина // Возрастная и педагогическая психология.-М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.210-229.
34. Логопедия: Учебник для ВУЗов [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 678с.
35. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] /А.Р. Лурия. – Изд. 2-е. – Ростов на/ Д., 2003. - 320 с.
36. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи [Текст] / Е. М. Мастюкова // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147.
37. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Текст] / О. А. Нечаева. - М., 1984. – 136 с.
38. Пионтек, А.В. Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс] / А.В.Пионтек /http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola - 2012.
39. Ромусик, М.Н. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [Текст] / М.Н. Ромусик // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32-37.
40. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2001. — 208 с.
41. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / О.А. Слинько // Дефектология. — 1990. - № 2. - С. 62-67 .
42. Соботович, Е.Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования [Текст] / Е.Ф. Соботович. – М., 1997.
43. Соловьева, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. 1996. - № 6. - С. 67-71.
44. Сомкова, О.Н. Развиваем речь детей [Текст] / О.Н Сомкова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 37-46.
45. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
46. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М., 1995. – 192 с.
47. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
48. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. М., 1997.
49. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 36-41.
50. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. – 40 с.
51. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис Пресс, 2005. – 224с.
52. Харитонова, Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи : Автореферат дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Е.А. Харитонова. - Минск, 1997. - 21 с.
53. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / составители М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 560 с.
54. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н.Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
55. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) [Текст] / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. - М.: Наука, 1990. - 168 с.
56. Шахнарович, А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики : Лексика. Семантика. Грамматика [Текст] / А.М. Шахнарович. - М.: Когито-центр, 1999. - 260 с.
57. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку [Текст] / Л.В. Щерба. - М.: Госуд. уч.-пед. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1957. - С. 83.
58. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б.Эльконин. — Воронеж, 1995. - 226 с.
59. Эльконин, Д. Психология игры [Текст] / Д.Б.Эльконин. –– М.: Владос, 1999. - 360 с.
60. Этиология общего недоразвития речи [Текст] / Под ред. Т. Б. Филичевой // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 16-29.

Купить эту работу

Роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

12 января 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽