Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Педагогические условия духовно-нравственного развития младшего школьника

  • 85 страниц
  • 2018 год
  • 191 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

AllaIgorevna

Старший преподаватель кафедры "Русского языка и литературы".

1400 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Для того чтобы начать наше исследование, необходимо дать характеристику понятий «духовность» и «нравственность». Для этого обратимся к научной литературе и словарям.
В философской энциклопедии существует более 11 трактовой термина «нравственность». Приведем несколько примеров: «Нравственность – это нормы и правила поведения какой-либо социальной общности (группы) людей, выражающие представления о морали (праве)».
«Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений».
«Нравственность - категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали» [42].
В разные века философы трактовали понятие нравственности по-разному. В трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека, совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [33, с.142].
Исходя из толкования термина «нравственность», можно сделать заключение, что «нравственное развитие» пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Для определения понятия «духовность» необходимо обратиться к традициям русской религиозной философии XIX–XX века (Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, С. Л. Франк). В философских исследованиях «духовность» рассматривается в отечественной культуре как наличие божественной частицы (искры) в каждом человеке, бессмертие его души.
Поэтому определение духовно-нравственного развития с позиций конкретного (религиозного) мировоззрения, например православного христианства, не вызывает особых трудностей.
Затруднения возникают при попытке определения духовно-нравственного развитие в русле светского гуманитарного представления. Здесь «духовность» трактуется как внутреннее свойство человека, «состоящее в преобладании душевных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [27, с.67]; как «позитивное проявление активности духа, внутренней энергии человека» [22, с. 34]; как «показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов» [12, с. 90].
Как известно, именно духовность (то есть интеллект, творческое воображение, осознанная волевая целеустремленность, вера в сверхчувственное идеальное бытие) отличает людей от всех остальных живых созданий на Земле, составляет родовую человеческую сущность.
Поэтому нравственность можно рассматривать как главный элемент, как средоточие всей человеческой духовности. Более определенно можно сказать так, что нравственность – абсолютно необходимое условие духовности более того, она – единственное абсолютное условие духовности. На ее роль не может претендовать никакой другой структурный элемент духовности – ни научное познание, ни эстетическое, ни политическое, ни правовое сознание и т.п.
Нравственность – это сущностное качество человека, которое напрямую не зависит от других свойств его сознания. Так, например, Кант, утверждал полную автономию морального сознания. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на определение ее роли в системе общественных отношений. Гегель провозглашает нравственность основой всего общественного развития. «Нравственность, - по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной)» [23, с. 67].
Для нашего исследования важным стало понимание того, что приверженцы различных мировоззренческих позиций единодушно расценивают духовность как внутреннюю направленность на высшие ценности, как ценностное отношение к различным объектам жизнедеятельности человека и общества. Вектор духовности при этом выступает основой нравственного сознания и внутренним регулятивом нравственного поведения. Этим, по мнению И. А. Колесниковой, объясняется появление словосочетания «духовно-нравственное развитие» [26, с. 27].

1.1 Характеристика и содержание духовно-нравственного развития

Для того чтобы начать наше исследование, необходимо дать характеристику понятий «духовность» и «нравственность». Для этого обратимся к научной литературе и словарям.
В философской энциклопедии существует более 11 трактовой термина «нравственность». Приведем несколько примеров: «Нравственность – это нормы и правила поведения какой-либо социальной общности (группы) людей, выражающие представления о морали (праве)».
«Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений».
«Нравственность - категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали» [42].
...

1.2 Методы и средства духовно-нравственного развития личности младших школьников

В связи с тем, что проблема духовно-нравственного развития нашла свое отражение во всех сферах человеческой жизни. Формируются новые культурные основания воспитания: плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодёжи.
Значимым к исследованию проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников являются слова Президента РФ в ежегодном послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. Цитируя Д.С. Лихачёва, В.В. Путин отметил: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую» [25].
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п.
...

1.3 Опыт работы педагогов России по организации духовно–нравственного развития младших школьников

Прежде, чем начать собственную экспериментальную работу, мы изучили опыт работы педагогов по заявленной теме, представленный в журналах «Методист», «Образование и воспитание», «Наука и образование: новое время», Начальное образование» а также электронные журналы за последние годы. Представленный опыт позволяет сделать вывод о том, что:
1. Достаточно много статей посвящены проблеме духовно-нравственного развития в процессе обучения, однако чаще всего данные исследования ориентированы на подростков и молодежь.
2. Представлены основные подходы к проектированию содержания процесса духовно-нравственного развития  и  воспитания младших школьников («Театрально-игровая деятельность в духовно-нравственном развитии младших школьников» Р.В. Анисимова, «Роль фольклора в развитии духовно-нравственной культуры младших школьников Г.А.
...

2.1 Цель, задачи, содержание экспериментального исследования

Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования, нами был проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа.
Первый этап был связан с изучением уровня духовно-нравственного развития у детей младшего школьного возраста и предполагал проведение педагогической диагностики с последующим анализом эмпирических данных.
На втором этапе осуществлялась апробация педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников.
На третьем этапе решались задачи, связанные с выявлением влияния проведенной работы на изменения уровня духовно-нравственного развития у детей младшего школьного возраста.
Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада». В исследовании приняли участие 20 учеников 3 «Б» класса в возрасте 9-10 лет.
...

2.2 Педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников

Цель формирующего этапа эксперимента: повысить уровень духовно-нравственного развития младших школьников через реализацию следующих педагогических условий:
1) повысить уровень знаний младших школьников о духовно-нравственных ценностях;
2) систематическое проведение работы по духовно-нравственному развитию и рефлексивное осмысление обучающихся результатов собственной деятельности.
3) осуществление взаимодействия с родителями по вопросам духовно-нравственного развития младших школьников.
В данном исследовании духовно-нравственное развитие младших школьников нам представляется наиболее эффективным при использовании следующих форм, методов и приемов работы с младшими школьниками: это - общение, размышления, беседы, упражнения, игры, рисование на заданную тему. А так же необходимо провести работу с родителями школьников.
...

2.3 Анализ полученных результатов

Цель контрольного этапа исследования состоит в проверке эффективности апробированных педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников.
По завершении эксперимента нами была проведена итоговая диагностика духовно-нравственного развития в ЭГ с применением методик, использованных на констатирующем этапе, направленных на изучение ценностных духовно-нравственных качеств личности и выявление понимания младшими школьниками сути моральных категорий и норм. Рассмотрим полученные результаты более подробно.
Таблица 3 - Результаты итоговой диагностики уровня развития ценностных отношений ЭГ на контрольном этапе
Фамилии и имена учащихся
Оценки сформированности отношений
Сумма баллов
Средний балл

К познава­тельной дея­тельности
К созидатель­ной деятельно­сти и творче­ству
К социальному и природному окружению
К Отечеству
К прекрасному
К себе

1. Александрова Оксана
5
4
3
5
6
6
29
5
2. Анельков Александр
4
5
5
4
4
4
26
4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования целью, которого было теоретическое обоснование и практическая реализация педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников, были сформулированны следующие выводы по поставленным задачам:
1. Проанализировав научную литературу, мы охарактеризовали сущность и выявили основные черты духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное развитие - это система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, характерных для каждого возрастного этапа развития личности. В структуре сознания духовность должна выполнять ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийные и рефлексивные слои и предлагать образующие духовного слоя субъективную и объективную «Я», как его субъективная или субъектная составляющая.
Духовно-нравственное развитие личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой.
...

1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2015 – №11 – С. 68-71
2. Анисимова, Р.В. Театрально-игровая деятельность в духовно-нравственном развитии младшего школьника/Р.В. Анисимова //Начальная школа. – 2014.- № 4.- С.16-25
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли// Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М., 2008. — 151 с.
4. Арябкина, И.В. Инновационные подходы к духовно-нравственному развитию личности/ И.В. Арябкина// Гуманитарные науки (г.Ялта). - 2016.- № 3 (35). - С. 49-55.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций/ Ю.К.Бабанский – М., 1988 – 354 с.
6. Болховитин, С.М. Воспитание гражданских добродетелей у младших школьников: методич. рекоменд. рекомендации / С.М. Болховитин. – Пермь, 2003. – 60 с.
7. Богомолова, И.Н., Радевская, Н.С. Организация работы в школе по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами искусства/ И.Н. Богомолова// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - № 5. - С. 339-342.
8. Бойцова, Г.А. Роль фольклора в развитии духовно-нравственной культуры учащегося/ Г.А.Бойцова// Начальное образование. - 2010.- № 5.- С. 11-13
9. Буряк, М.В. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК Школа России. Электронное интерактивное приложение/ М.В. Буряк. — М., 2015. — 184 с.
10. Гаврилычева, Г.Ф. Младший школьник и его ценности/Г.Ф. Гаврилыева// Начальная школа. – 2013. – № 7. – С. 13-18
11. Гаязов, А.С. Общество, государство: воспитание гражданина/А.С. Гаязов// Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 84-87.
12. Герлах, И.В. Результаты регионального исследования «Новые подходы к развитию духовно-нравственного воспитания молодежи»/ И.В. Герлах // Наука и образование: новое время. - 2016. -№ 4 (15). - С. 39-41.
13. Глущенко, О.С. Работа над духовно-нравственным развитием воспитанников через проектную деятельность/ О.С. Глущенко// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2.- С. 20-23
14. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Ф. Голованова. – М., 2011. – 240 с.
15. Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитывающей деятельности в школе в рамках ФГОС общего образования второго поколения/ Л.Д. Гуткина. - М., 2014. – 97 с.
16. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк. - М., 2011. – 23 с.
17. Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование / Т.Д. Джишкариани.– Шуя, 2011. – 172 с.
18. Ефремова, Г.А. Патриотическое воспитание школьников/ Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. – 2015. – № 8. – С. 17-21.
19. Ильина, А.В. Моделирование процесса организации деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся/ А.В.Ильина// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- 2011. - № 3 (8). - С. 5-12.
20. Как проектировать универсальные учебные действияв начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - 3-е изд. – М., 2011. – 152 с.
21. Калимуллин, Р.Х. Духовно-нравственное воспитание молодежи – путь к развитию толерантности/ Р.Х. Калимуллин // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-5. - С. 1035-1039
22. Кетова, Т.В. Классные часы духовно-нравственной направленности/ Т.В. Кетова// Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 76-78.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений/ Г.М.Коджаспирова. – М., 2000. - 176 с.
24. Кондрашова Е.Н. С чего начинается Родина? / Е.Н. Кондрашова // Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 23-26.
25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Методическое пространство, 2016. [Электронный источник]. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogorazvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения 01.11.2017)
26. Колесникова, И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения// Учебно-методическое пособие / З.И.Васильева. – СПб., 2009. — 207 с.
27. Лебедева, Л.В. Социальная психология/ Л.В. Лебедева. – М., 2013 – 229 с.
28. Локк, Дж. Мысли о воспитании // Дж.Локк. – Т. 3. – М., 1988. – С. 608
29. Лихачев, А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2015. – № 3. – С.20-50
30. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня/ В.И. Лутовинов // Педагогика. – 2016. – № 5. – С. 52-59.
31. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности/ И.С. Марьенко. – М., 1985, 364 с.
32. Макеева, В.В. Классный час на тему «Нравственность в современном обществе: за и против»/ В.В. Макеева // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 82-85.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Для того чтобы начать наше исследование, необходимо дать характеристику понятий «духовность» и «нравственность». Для этого обратимся к научной литературе и словарям.
В философской энциклопедии существует более 11 трактовой термина «нравственность». Приведем несколько примеров: «Нравственность – это нормы и правила поведения какой-либо социальной общности (группы) людей, выражающие представления о морали (праве)».
«Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений».
«Нравственность - категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали» [42].
В разные века философы трактовали понятие нравственности по-разному. В трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека, совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [33, с.142].
Исходя из толкования термина «нравственность», можно сделать заключение, что «нравственное развитие» пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Для определения понятия «духовность» необходимо обратиться к традициям русской религиозной философии XIX–XX века (Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, С. Л. Франк). В философских исследованиях «духовность» рассматривается в отечественной культуре как наличие божественной частицы (искры) в каждом человеке, бессмертие его души.
Поэтому определение духовно-нравственного развития с позиций конкретного (религиозного) мировоззрения, например православного христианства, не вызывает особых трудностей.
Затруднения возникают при попытке определения духовно-нравственного развитие в русле светского гуманитарного представления. Здесь «духовность» трактуется как внутреннее свойство человека, «состоящее в преобладании душевных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [27, с.67]; как «позитивное проявление активности духа, внутренней энергии человека» [22, с. 34]; как «показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов» [12, с. 90].
Как известно, именно духовность (то есть интеллект, творческое воображение, осознанная волевая целеустремленность, вера в сверхчувственное идеальное бытие) отличает людей от всех остальных живых созданий на Земле, составляет родовую человеческую сущность.
Поэтому нравственность можно рассматривать как главный элемент, как средоточие всей человеческой духовности. Более определенно можно сказать так, что нравственность – абсолютно необходимое условие духовности более того, она – единственное абсолютное условие духовности. На ее роль не может претендовать никакой другой структурный элемент духовности – ни научное познание, ни эстетическое, ни политическое, ни правовое сознание и т.п.
Нравственность – это сущностное качество человека, которое напрямую не зависит от других свойств его сознания. Так, например, Кант, утверждал полную автономию морального сознания. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на определение ее роли в системе общественных отношений. Гегель провозглашает нравственность основой всего общественного развития. «Нравственность, - по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной)» [23, с. 67].
Для нашего исследования важным стало понимание того, что приверженцы различных мировоззренческих позиций единодушно расценивают духовность как внутреннюю направленность на высшие ценности, как ценностное отношение к различным объектам жизнедеятельности человека и общества. Вектор духовности при этом выступает основой нравственного сознания и внутренним регулятивом нравственного поведения. Этим, по мнению И. А. Колесниковой, объясняется появление словосочетания «духовно-нравственное развитие» [26, с. 27].

1.1 Характеристика и содержание духовно-нравственного развития

Для того чтобы начать наше исследование, необходимо дать характеристику понятий «духовность» и «нравственность». Для этого обратимся к научной литературе и словарям.
В философской энциклопедии существует более 11 трактовой термина «нравственность». Приведем несколько примеров: «Нравственность – это нормы и правила поведения какой-либо социальной общности (группы) людей, выражающие представления о морали (праве)».
«Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений».
«Нравственность - категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали» [42].
...

1.2 Методы и средства духовно-нравственного развития личности младших школьников

В связи с тем, что проблема духовно-нравственного развития нашла свое отражение во всех сферах человеческой жизни. Формируются новые культурные основания воспитания: плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодёжи.
Значимым к исследованию проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников являются слова Президента РФ в ежегодном послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. Цитируя Д.С. Лихачёва, В.В. Путин отметил: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую» [25].
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п.
...

1.3 Опыт работы педагогов России по организации духовно–нравственного развития младших школьников

Прежде, чем начать собственную экспериментальную работу, мы изучили опыт работы педагогов по заявленной теме, представленный в журналах «Методист», «Образование и воспитание», «Наука и образование: новое время», Начальное образование» а также электронные журналы за последние годы. Представленный опыт позволяет сделать вывод о том, что:
1. Достаточно много статей посвящены проблеме духовно-нравственного развития в процессе обучения, однако чаще всего данные исследования ориентированы на подростков и молодежь.
2. Представлены основные подходы к проектированию содержания процесса духовно-нравственного развития  и  воспитания младших школьников («Театрально-игровая деятельность в духовно-нравственном развитии младших школьников» Р.В. Анисимова, «Роль фольклора в развитии духовно-нравственной культуры младших школьников Г.А.
...

2.1 Цель, задачи, содержание экспериментального исследования

Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования, нами был проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа.
Первый этап был связан с изучением уровня духовно-нравственного развития у детей младшего школьного возраста и предполагал проведение педагогической диагностики с последующим анализом эмпирических данных.
На втором этапе осуществлялась апробация педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников.
На третьем этапе решались задачи, связанные с выявлением влияния проведенной работы на изменения уровня духовно-нравственного развития у детей младшего школьного возраста.
Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада». В исследовании приняли участие 20 учеников 3 «Б» класса в возрасте 9-10 лет.
...

2.2 Педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников

Цель формирующего этапа эксперимента: повысить уровень духовно-нравственного развития младших школьников через реализацию следующих педагогических условий:
1) повысить уровень знаний младших школьников о духовно-нравственных ценностях;
2) систематическое проведение работы по духовно-нравственному развитию и рефлексивное осмысление обучающихся результатов собственной деятельности.
3) осуществление взаимодействия с родителями по вопросам духовно-нравственного развития младших школьников.
В данном исследовании духовно-нравственное развитие младших школьников нам представляется наиболее эффективным при использовании следующих форм, методов и приемов работы с младшими школьниками: это - общение, размышления, беседы, упражнения, игры, рисование на заданную тему. А так же необходимо провести работу с родителями школьников.
...

2.3 Анализ полученных результатов

Цель контрольного этапа исследования состоит в проверке эффективности апробированных педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников.
По завершении эксперимента нами была проведена итоговая диагностика духовно-нравственного развития в ЭГ с применением методик, использованных на констатирующем этапе, направленных на изучение ценностных духовно-нравственных качеств личности и выявление понимания младшими школьниками сути моральных категорий и норм. Рассмотрим полученные результаты более подробно.
Таблица 3 - Результаты итоговой диагностики уровня развития ценностных отношений ЭГ на контрольном этапе
Фамилии и имена учащихся
Оценки сформированности отношений
Сумма баллов
Средний балл

К познава­тельной дея­тельности
К созидатель­ной деятельно­сти и творче­ству
К социальному и природному окружению
К Отечеству
К прекрасному
К себе

1. Александрова Оксана
5
4
3
5
6
6
29
5
2. Анельков Александр
4
5
5
4
4
4
26
4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования целью, которого было теоретическое обоснование и практическая реализация педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников, были сформулированны следующие выводы по поставленным задачам:
1. Проанализировав научную литературу, мы охарактеризовали сущность и выявили основные черты духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное развитие - это система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, характерных для каждого возрастного этапа развития личности. В структуре сознания духовность должна выполнять ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийные и рефлексивные слои и предлагать образующие духовного слоя субъективную и объективную «Я», как его субъективная или субъектная составляющая.
Духовно-нравственное развитие личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой.
...

1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2015 – №11 – С. 68-71
2. Анисимова, Р.В. Театрально-игровая деятельность в духовно-нравственном развитии младшего школьника/Р.В. Анисимова //Начальная школа. – 2014.- № 4.- С.16-25
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли// Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М., 2008. — 151 с.
4. Арябкина, И.В. Инновационные подходы к духовно-нравственному развитию личности/ И.В. Арябкина// Гуманитарные науки (г.Ялта). - 2016.- № 3 (35). - С. 49-55.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций/ Ю.К.Бабанский – М., 1988 – 354 с.
6. Болховитин, С.М. Воспитание гражданских добродетелей у младших школьников: методич. рекоменд. рекомендации / С.М. Болховитин. – Пермь, 2003. – 60 с.
7. Богомолова, И.Н., Радевская, Н.С. Организация работы в школе по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами искусства/ И.Н. Богомолова// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - № 5. - С. 339-342.
8. Бойцова, Г.А. Роль фольклора в развитии духовно-нравственной культуры учащегося/ Г.А.Бойцова// Начальное образование. - 2010.- № 5.- С. 11-13
9. Буряк, М.В. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК Школа России. Электронное интерактивное приложение/ М.В. Буряк. — М., 2015. — 184 с.
10. Гаврилычева, Г.Ф. Младший школьник и его ценности/Г.Ф. Гаврилыева// Начальная школа. – 2013. – № 7. – С. 13-18
11. Гаязов, А.С. Общество, государство: воспитание гражданина/А.С. Гаязов// Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 84-87.
12. Герлах, И.В. Результаты регионального исследования «Новые подходы к развитию духовно-нравственного воспитания молодежи»/ И.В. Герлах // Наука и образование: новое время. - 2016. -№ 4 (15). - С. 39-41.
13. Глущенко, О.С. Работа над духовно-нравственным развитием воспитанников через проектную деятельность/ О.С. Глущенко// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2.- С. 20-23
14. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Ф. Голованова. – М., 2011. – 240 с.
15. Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитывающей деятельности в школе в рамках ФГОС общего образования второго поколения/ Л.Д. Гуткина. - М., 2014. – 97 с.
16. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк. - М., 2011. – 23 с.
17. Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование / Т.Д. Джишкариани.– Шуя, 2011. – 172 с.
18. Ефремова, Г.А. Патриотическое воспитание школьников/ Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. – 2015. – № 8. – С. 17-21.
19. Ильина, А.В. Моделирование процесса организации деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся/ А.В.Ильина// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- 2011. - № 3 (8). - С. 5-12.
20. Как проектировать универсальные учебные действияв начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - 3-е изд. – М., 2011. – 152 с.
21. Калимуллин, Р.Х. Духовно-нравственное воспитание молодежи – путь к развитию толерантности/ Р.Х. Калимуллин // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-5. - С. 1035-1039
22. Кетова, Т.В. Классные часы духовно-нравственной направленности/ Т.В. Кетова// Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 76-78.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений/ Г.М.Коджаспирова. – М., 2000. - 176 с.
24. Кондрашова Е.Н. С чего начинается Родина? / Е.Н. Кондрашова // Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 23-26.
25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Методическое пространство, 2016. [Электронный источник]. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogorazvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения 01.11.2017)
26. Колесникова, И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения// Учебно-методическое пособие / З.И.Васильева. – СПб., 2009. — 207 с.
27. Лебедева, Л.В. Социальная психология/ Л.В. Лебедева. – М., 2013 – 229 с.
28. Локк, Дж. Мысли о воспитании // Дж.Локк. – Т. 3. – М., 1988. – С. 608
29. Лихачев, А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2015. – № 3. – С.20-50
30. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня/ В.И. Лутовинов // Педагогика. – 2016. – № 5. – С. 52-59.
31. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности/ И.С. Марьенко. – М., 1985, 364 с.
32. Макеева, В.В. Классный час на тему «Нравственность в современном обществе: за и против»/ В.В. Макеева // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 82-85.

Купить эту работу

Педагогические условия духовно-нравственного развития младшего школьника

1400 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

31 июля 2018 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
AllaIgorevna
4.5
Старший преподаватель кафедры "Русского языка и литературы".
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1400 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе AllaIgorevna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе AllaIgorevna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе AllaIgorevna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе AllaIgorevna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽