Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования – от «знаниевых» к компетентностным. Обсуждается необходимость обновления технологий обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса. Особую значимость приобретают вопросы, касающиеся создания системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от состояния их здоровья и социального положения. Рассматриваются проблемы расширения организационных форм обучения детей с предоставлением родителям права выбора типа и вида образовательного учреждения. В контексте образовательных реформ остро встал вопрос о целесообразности введения инклюзивного («включенного») обучения.
Это предполагает получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и детских садах общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками. Особенности инклюзивного образования и возможности его реализации в педагогической практике изучаются многими исследователями (И.Е. Аверина, Т.П. Дмитриева, Н.Г. Еленский, Д.В. Зайцев, Л.А. Зайцева, А.Н. Коноплёва, И.И. Лошакова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Мартынова, Н.М. Назарова, Пер Ч. Гюнваль, Ф.Л. Ратнер, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко, А.Ю. Юсупов, Е.Р. Ярская-Смирнова). Некоторые отечественные ученые, такие, как И.А. Агапова, Н.П. Артюшенко, Н. В. Борисова, А.Ю. Шеманова, Т.Н. Войтик, Н.Н. Яковлева и др. в своих работах попытались осветить проблему инклюзивного образования в целом, а также осуществление данной идеи в нашей стране. Анализ научной литературы показал, что на данный момент единства мнений по поводу того, что следует понимать под термином «инклюзивное образование», не существует.
Анализ изменившихся требований, предъявляемых к компетентности младшего школьника, позволил выявить ряд имеющихся противоречий: между социальным заказом на внедрение и реализацию инклюзивного образования в отечественной педагогической практике и недостатком разработанных методов и подходов в рамках технологического обучения для осуществления инклюзии; между востребованностью инклюзивного подхода в предметной отрасли «Технология» и недостаточным научным обоснованием содержания и технологии такой подготовки; между необходимостью реализации инклюзивной практики и отсутствием программно-методических материалов, обеспечивающих развитие инклюзии.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: каковы содержание и методы инклюзивного образования в предметной области «Технология».
Объект исследования – инклюзивное образование в начальной школе.
Предмет исследования – процесс реализации урока технологии в 1 классе начальной школы с включением инклюзивного компонента.
Цель исследования – изучить возможности реализации инклюзивного образования в начальной школе на уроках технологии, и на основании полученных данных разработать проект адаптивной программы для урока технологии с учетом требований к инклюзивному образованию.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие инклюзивного образования в научной литературе.
2. Определить требования к уроку в начальной школе с учетом инклюзивного компонента.
3. Провести анализ адаптированных учебных программ начального образования по предмету «Технология».
4. Провести скрининговое исследование будущих первоклассников, позволяющее определить спектр возможных проблем.
5. Разработать Проект адаптированной учебной программы начального образования по предмету «Технология» «Умелые ручки» с учетом инклюзивного компонента.
Гипотеза исследования: формирование учебных компетенций по образовательному предмету «Технология» будет эффективным, если образовательную программу по предмету адаптировать с учетом инклюзивного компонента и внедрить задания, способствовующие реализации условий доступности получения образования в соответствии с нормативными документами.
Методологическую основу настоящего исследования составили положения системно-деятельностного (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) и субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский) подходов, принципы единства субъективного и объективного, единства и взаимозависимости человека и общества, положения личностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов).
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование.
База исследования: Коррекционная подготовительная группа детского сада комбинированного вида п. Пролетарий
Структура работы соответствует логике исследования, предполагает разделение на введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложений.
Введение 3
Глава 1. Инклюзивное образование и основы его реализации в условиях современной школы 6
1.1. Понятие инклюзивного образования в научной литературе 6
1.2. Требования к уроку в начальной школе с учетом инклюзивного компонента 13
1.3. Понятие адаптированных учебных программ начального образования и основы их разработки 20
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Экспериментальная разработка программы по учебному предмету «Технология» в 1 классе с учетом инклюзивного компонента 28
2.1. Скрининговое изучение готовности будущих первоклассников к школьному обучению 28
2.2. Проект адаптированной учебной программы начального образования по предмету «Технология» «Умелые ручки» с использованием инклюзивного компонента 33
Выводы по 2 главе 40
Заключение 42
Список литературы 46
В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования – от «знаниевых» к компетентностным. Обсуждается необходимость обновления технологий обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса. Особую значимость приобретают вопросы, касающиеся создания системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от состояния их здоровья и социального положения. Рассматриваются проблемы расширения организационных форм обучения детей с предоставлением родителям права выбора типа и вида образовательного учреждения. В контексте образовательных реформ остро встал вопрос о целесообразности введения инклюзивного («включенного») обучения.
Это предполагает получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и детских садах общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками. Особенности инклюзивного образования и возможности его реализации в педагогической практике изучаются многими исследователями (И.Е. Аверина, Т.П. Дмитриева, Н.Г. Еленский, Д.В. Зайцев, Л.А. Зайцева, А.Н. Коноплёва, И.И. Лошакова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Мартынова, Н.М. Назарова, Пер Ч. Гюнваль, Ф.Л. Ратнер, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко, А.Ю. Юсупов, Е.Р. Ярская-Смирнова). Некоторые отечественные ученые, такие, как И.А. Агапова, Н.П. Артюшенко, Н. В. Борисова, А.Ю. Шеманова, Т.Н. Войтик, Н.Н. Яковлева и др. в своих работах попытались осветить проблему инклюзивного образования в целом, а также осуществление данной идеи в нашей стране. Анализ научной литературы показал, что на данный момент единства мнений по поводу того, что следует понимать под термином «инклюзивное образование», не существует.
Анализ изменившихся требований, предъявляемых к компетентности младшего школьника, позволил выявить ряд имеющихся противоречий: между социальным заказом на внедрение и реализацию инклюзивного образования в отечественной педагогической практике и недостатком разработанных методов и подходов в рамках технологического обучения для осуществления инклюзии; между востребованностью инклюзивного подхода в предметной отрасли «Технология» и недостаточным научным обоснованием содержания и технологии такой подготовки; между необходимостью реализации инклюзивной практики и отсутствием программно-методических материалов, обеспечивающих развитие инклюзии.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: каковы содержание и методы инклюзивного образования в предметной области «Технология».
Объект исследования – инклюзивное образование в начальной школе.
Предмет исследования – процесс реализации урока технологии в 1 классе начальной школы с включением инклюзивного компонента.
Цель исследования – изучить возможности реализации инклюзивного образования в начальной школе на уроках технологии, и на основании полученных данных разработать проект адаптивной программы для урока технологии с учетом требований к инклюзивному образованию.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие инклюзивного образования в научной литературе.
2. Определить требования к уроку в начальной школе с учетом инклюзивного компонента.
3. Провести анализ адаптированных учебных программ начального образования по предмету «Технология».
4. Провести скрининговое исследование будущих первоклассников, позволяющее определить спектр возможных проблем.
5. Разработать Проект адаптированной учебной программы начального образования по предмету «Технология» «Умелые ручки» с учетом инклюзивного компонента.
Гипотеза исследования: формирование учебных компетенций по образовательному предмету «Технология» будет эффективным, если образовательную программу по предмету адаптировать с учетом инклюзивного компонента и внедрить задания, способствовующие реализации условий доступности получения образования в соответствии с нормативными документами.
Методологическую основу настоящего исследования составили положения системно-деятельностного (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) и субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский) подходов, принципы единства субъективного и объективного, единства и взаимозависимости человека и общества, положения личностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов).
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование.
База исследования: Коррекционная подготовительная группа детского сада комбинированного вида п. Пролетарий
Структура работы соответствует логике исследования, предполагает разделение на введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложений.
1. Конституция Российской Федерации // Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163992/
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
5. ФГОС. Начальная школа // Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7889992/
8. Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_563992/
9. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343992/
Научная и учебная литература
10. Агапова, И. А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка- инвалида в условиях интеграции // Логопедия. – 2008. – № 2. – С. 37-45.
11. Айзенберг, Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности ребенка // Дефектология. – 1984. – № 6. – С. 8-13.
12. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания ребенка. – М.: Наука, 1945. – 552 с.
13. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 1981. – 676 с.
14. Артюшенко, Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2010. – 23 с.
15. Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 57-76.
16. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол. – М., 2011. – С. 71-73.
17. Бадалян, Л.О. Детская неврология / Л.О. Бадалян. – М.: Медицина, 1984. – 575 с.
18. Баскакова, И.А. Внимание ребенка, методы его изучения и развития. – М.: Наука, 1993. – 587 с.
19. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1964. – 789 с.
20. Борисова, Н. В. Социальная политика в области инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии // Журнал исследований социальной политики. – 2006. – Т. 4, № 1. – С. 103-120.
21. Бубеева, Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 1. – С. 221-225.
22. Вачков, И. В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 59-65.
23. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации / под. ред. А.Ю. Шеманова. – М.: ГБОУ г. Москвы Центр образования № 491 «Марьино», Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, 2012. – 210 с.
24. Войтик, Т.Н. Координация деятельности специалистов в окружной инклюзивной практике // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина. – М., 2011. – С. 235-237.
25. Выготский, Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1982. – 732 с.
26. Выготский, Л.С., Лурия, А.Р. Этюды по истории поведения. – М.: Логос, 1993. – 223 с.
27. Голиков, Н. А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 6. – С. 232-240.
28. Гончарова, Е. Л. Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» в контексте отечественной научной школы дефектологии // Специальное образование: состояние, перспективы развития: тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – № 3. – С. 72-82.
29. Грозная, Н. С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. – 2011. – № 1. – C. 34-41.
30. Давыдова, Л. Н. Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный опыт // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 93-102.
31. Зарецкий, В. К. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельного подхода в инклюзивной практике // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С.19-26.
32. Ильина, О. М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 68-72.
33. Камаев, И. А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения / И.А. Камаев, М.А. Позднякова. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2004. – 304 с.
34. Лоарер, Э., Юто, М. Когнитивное обучение: история и методы. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Э. Лоарер / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарер. – М.: Изд-во ИПРАН, 1997. – 587 с.
35. Левитов, Н.Д. Психологические особенности дошкольников / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1989. – 542 с.
36. Лезер, Ф. Тренировка памяти / Ф. Лезер. – М.: Просвещение, 1979. – 539 с.
37. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М.: Правда, 1979. – С. 78-89.
38. Леонтьев, А.Н. Развитие памяти. – М.: Наука, 1961. – 532 с.
39. Лукомская, С.А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика. – Л.: Наука, 1979. – 102 с.
40. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Просвещение, 1966. – 278 с.
41. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Наука, 1973. – 374 с.
42. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1965. – 356 с.
43. Матюшева, Т. Н. Конституционно-правовая основа регулирования инклюзивного образования в Российской Федерации // Право и образование. – 2010. – № 4. – С. 21-27.
44. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: главы из книги. / Д. Митчелл; пер. с англ. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. – Москва: РООИ «Перспектива», 2011. – 139 с.
45. Нарзулаев, С. Б. Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы // Сибирский 2 педагогический журнал. – 2010. – № 4. – С. 242-248.
46. Проект рабочей программы по учебному предмету «Технология» на уровне начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра // под ред. А.В. Цветкова. – М., 2017. – 154 с.
47. Розенблюм, С. А. Инклюзия. Как помочь обычному учителю // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв.ред. С.В. Алехина. – Москва: Буки Веди, 2013. – С. 592-595.
48. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 683 с.
49. Ряписов, Н. А. Опыт подготовки профессиональных кадров для развития системы инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. – Москва: Буки Веди, 2013. – С. 595-598.
50. Сабельникова, С. И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 1. – С. 42-54.
51. Самарцева Е. Г. Организация инклюзивного образовательного пространства при подготовке к школе детей с особыми потребностями // Подготовка детей к школе в условиях вариативного дошкольного образования: актуальные проблемы и тенденции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Орёл, 2010. – С. 248-251.
52. Симоненко В.Д., Голондарева Н.Б. Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. Начальная школа» – Волгоград: Учитель-АСТ, 2018. – 254 с.
53. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
54. Яковлева, Н. Н. Инклюзивное образование: социально- психологический аспект // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина. – М., 2011. – С. 240-242.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования – от «знаниевых» к компетентностным. Обсуждается необходимость обновления технологий обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса. Особую значимость приобретают вопросы, касающиеся создания системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от состояния их здоровья и социального положения. Рассматриваются проблемы расширения организационных форм обучения детей с предоставлением родителям права выбора типа и вида образовательного учреждения. В контексте образовательных реформ остро встал вопрос о целесообразности введения инклюзивного («включенного») обучения.
Это предполагает получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и детских садах общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками. Особенности инклюзивного образования и возможности его реализации в педагогической практике изучаются многими исследователями (И.Е. Аверина, Т.П. Дмитриева, Н.Г. Еленский, Д.В. Зайцев, Л.А. Зайцева, А.Н. Коноплёва, И.И. Лошакова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Мартынова, Н.М. Назарова, Пер Ч. Гюнваль, Ф.Л. Ратнер, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко, А.Ю. Юсупов, Е.Р. Ярская-Смирнова). Некоторые отечественные ученые, такие, как И.А. Агапова, Н.П. Артюшенко, Н. В. Борисова, А.Ю. Шеманова, Т.Н. Войтик, Н.Н. Яковлева и др. в своих работах попытались осветить проблему инклюзивного образования в целом, а также осуществление данной идеи в нашей стране. Анализ научной литературы показал, что на данный момент единства мнений по поводу того, что следует понимать под термином «инклюзивное образование», не существует.
Анализ изменившихся требований, предъявляемых к компетентности младшего школьника, позволил выявить ряд имеющихся противоречий: между социальным заказом на внедрение и реализацию инклюзивного образования в отечественной педагогической практике и недостатком разработанных методов и подходов в рамках технологического обучения для осуществления инклюзии; между востребованностью инклюзивного подхода в предметной отрасли «Технология» и недостаточным научным обоснованием содержания и технологии такой подготовки; между необходимостью реализации инклюзивной практики и отсутствием программно-методических материалов, обеспечивающих развитие инклюзии.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: каковы содержание и методы инклюзивного образования в предметной области «Технология».
Объект исследования – инклюзивное образование в начальной школе.
Предмет исследования – процесс реализации урока технологии в 1 классе начальной школы с включением инклюзивного компонента.
Цель исследования – изучить возможности реализации инклюзивного образования в начальной школе на уроках технологии, и на основании полученных данных разработать проект адаптивной программы для урока технологии с учетом требований к инклюзивному образованию.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие инклюзивного образования в научной литературе.
2. Определить требования к уроку в начальной школе с учетом инклюзивного компонента.
3. Провести анализ адаптированных учебных программ начального образования по предмету «Технология».
4. Провести скрининговое исследование будущих первоклассников, позволяющее определить спектр возможных проблем.
5. Разработать Проект адаптированной учебной программы начального образования по предмету «Технология» «Умелые ручки» с учетом инклюзивного компонента.
Гипотеза исследования: формирование учебных компетенций по образовательному предмету «Технология» будет эффективным, если образовательную программу по предмету адаптировать с учетом инклюзивного компонента и внедрить задания, способствовующие реализации условий доступности получения образования в соответствии с нормативными документами.
Методологическую основу настоящего исследования составили положения системно-деятельностного (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) и субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский) подходов, принципы единства субъективного и объективного, единства и взаимозависимости человека и общества, положения личностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов).
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование.
База исследования: Коррекционная подготовительная группа детского сада комбинированного вида п. Пролетарий
Структура работы соответствует логике исследования, предполагает разделение на введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложений.
Введение 3
Глава 1. Инклюзивное образование и основы его реализации в условиях современной школы 6
1.1. Понятие инклюзивного образования в научной литературе 6
1.2. Требования к уроку в начальной школе с учетом инклюзивного компонента 13
1.3. Понятие адаптированных учебных программ начального образования и основы их разработки 20
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Экспериментальная разработка программы по учебному предмету «Технология» в 1 классе с учетом инклюзивного компонента 28
2.1. Скрининговое изучение готовности будущих первоклассников к школьному обучению 28
2.2. Проект адаптированной учебной программы начального образования по предмету «Технология» «Умелые ручки» с использованием инклюзивного компонента 33
Выводы по 2 главе 40
Заключение 42
Список литературы 46
В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования – от «знаниевых» к компетентностным. Обсуждается необходимость обновления технологий обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса. Особую значимость приобретают вопросы, касающиеся создания системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от состояния их здоровья и социального положения. Рассматриваются проблемы расширения организационных форм обучения детей с предоставлением родителям права выбора типа и вида образовательного учреждения. В контексте образовательных реформ остро встал вопрос о целесообразности введения инклюзивного («включенного») обучения.
Это предполагает получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и детских садах общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками. Особенности инклюзивного образования и возможности его реализации в педагогической практике изучаются многими исследователями (И.Е. Аверина, Т.П. Дмитриева, Н.Г. Еленский, Д.В. Зайцев, Л.А. Зайцева, А.Н. Коноплёва, И.И. Лошакова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Мартынова, Н.М. Назарова, Пер Ч. Гюнваль, Ф.Л. Ратнер, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко, А.Ю. Юсупов, Е.Р. Ярская-Смирнова). Некоторые отечественные ученые, такие, как И.А. Агапова, Н.П. Артюшенко, Н. В. Борисова, А.Ю. Шеманова, Т.Н. Войтик, Н.Н. Яковлева и др. в своих работах попытались осветить проблему инклюзивного образования в целом, а также осуществление данной идеи в нашей стране. Анализ научной литературы показал, что на данный момент единства мнений по поводу того, что следует понимать под термином «инклюзивное образование», не существует.
Анализ изменившихся требований, предъявляемых к компетентности младшего школьника, позволил выявить ряд имеющихся противоречий: между социальным заказом на внедрение и реализацию инклюзивного образования в отечественной педагогической практике и недостатком разработанных методов и подходов в рамках технологического обучения для осуществления инклюзии; между востребованностью инклюзивного подхода в предметной отрасли «Технология» и недостаточным научным обоснованием содержания и технологии такой подготовки; между необходимостью реализации инклюзивной практики и отсутствием программно-методических материалов, обеспечивающих развитие инклюзии.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: каковы содержание и методы инклюзивного образования в предметной области «Технология».
Объект исследования – инклюзивное образование в начальной школе.
Предмет исследования – процесс реализации урока технологии в 1 классе начальной школы с включением инклюзивного компонента.
Цель исследования – изучить возможности реализации инклюзивного образования в начальной школе на уроках технологии, и на основании полученных данных разработать проект адаптивной программы для урока технологии с учетом требований к инклюзивному образованию.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие инклюзивного образования в научной литературе.
2. Определить требования к уроку в начальной школе с учетом инклюзивного компонента.
3. Провести анализ адаптированных учебных программ начального образования по предмету «Технология».
4. Провести скрининговое исследование будущих первоклассников, позволяющее определить спектр возможных проблем.
5. Разработать Проект адаптированной учебной программы начального образования по предмету «Технология» «Умелые ручки» с учетом инклюзивного компонента.
Гипотеза исследования: формирование учебных компетенций по образовательному предмету «Технология» будет эффективным, если образовательную программу по предмету адаптировать с учетом инклюзивного компонента и внедрить задания, способствовующие реализации условий доступности получения образования в соответствии с нормативными документами.
Методологическую основу настоящего исследования составили положения системно-деятельностного (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) и субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский) подходов, принципы единства субъективного и объективного, единства и взаимозависимости человека и общества, положения личностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов).
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование.
База исследования: Коррекционная подготовительная группа детского сада комбинированного вида п. Пролетарий
Структура работы соответствует логике исследования, предполагает разделение на введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложений.
1. Конституция Российской Федерации // Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163992/
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
5. ФГОС. Начальная школа // Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7889992/
8. Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_563992/
9. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343992/
Научная и учебная литература
10. Агапова, И. А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка- инвалида в условиях интеграции // Логопедия. – 2008. – № 2. – С. 37-45.
11. Айзенберг, Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности ребенка // Дефектология. – 1984. – № 6. – С. 8-13.
12. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания ребенка. – М.: Наука, 1945. – 552 с.
13. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 1981. – 676 с.
14. Артюшенко, Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2010. – 23 с.
15. Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 57-76.
16. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол. – М., 2011. – С. 71-73.
17. Бадалян, Л.О. Детская неврология / Л.О. Бадалян. – М.: Медицина, 1984. – 575 с.
18. Баскакова, И.А. Внимание ребенка, методы его изучения и развития. – М.: Наука, 1993. – 587 с.
19. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1964. – 789 с.
20. Борисова, Н. В. Социальная политика в области инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии // Журнал исследований социальной политики. – 2006. – Т. 4, № 1. – С. 103-120.
21. Бубеева, Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 1. – С. 221-225.
22. Вачков, И. В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 59-65.
23. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации / под. ред. А.Ю. Шеманова. – М.: ГБОУ г. Москвы Центр образования № 491 «Марьино», Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, 2012. – 210 с.
24. Войтик, Т.Н. Координация деятельности специалистов в окружной инклюзивной практике // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина. – М., 2011. – С. 235-237.
25. Выготский, Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1982. – 732 с.
26. Выготский, Л.С., Лурия, А.Р. Этюды по истории поведения. – М.: Логос, 1993. – 223 с.
27. Голиков, Н. А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 6. – С. 232-240.
28. Гончарова, Е. Л. Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» в контексте отечественной научной школы дефектологии // Специальное образование: состояние, перспективы развития: тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – № 3. – С. 72-82.
29. Грозная, Н. С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. – 2011. – № 1. – C. 34-41.
30. Давыдова, Л. Н. Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный опыт // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 93-102.
31. Зарецкий, В. К. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельного подхода в инклюзивной практике // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С.19-26.
32. Ильина, О. М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 68-72.
33. Камаев, И. А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения / И.А. Камаев, М.А. Позднякова. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2004. – 304 с.
34. Лоарер, Э., Юто, М. Когнитивное обучение: история и методы. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Э. Лоарер / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарер. – М.: Изд-во ИПРАН, 1997. – 587 с.
35. Левитов, Н.Д. Психологические особенности дошкольников / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1989. – 542 с.
36. Лезер, Ф. Тренировка памяти / Ф. Лезер. – М.: Просвещение, 1979. – 539 с.
37. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М.: Правда, 1979. – С. 78-89.
38. Леонтьев, А.Н. Развитие памяти. – М.: Наука, 1961. – 532 с.
39. Лукомская, С.А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика. – Л.: Наука, 1979. – 102 с.
40. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Просвещение, 1966. – 278 с.
41. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Наука, 1973. – 374 с.
42. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1965. – 356 с.
43. Матюшева, Т. Н. Конституционно-правовая основа регулирования инклюзивного образования в Российской Федерации // Право и образование. – 2010. – № 4. – С. 21-27.
44. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: главы из книги. / Д. Митчелл; пер. с англ. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. – Москва: РООИ «Перспектива», 2011. – 139 с.
45. Нарзулаев, С. Б. Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы // Сибирский 2 педагогический журнал. – 2010. – № 4. – С. 242-248.
46. Проект рабочей программы по учебному предмету «Технология» на уровне начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра // под ред. А.В. Цветкова. – М., 2017. – 154 с.
47. Розенблюм, С. А. Инклюзия. Как помочь обычному учителю // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв.ред. С.В. Алехина. – Москва: Буки Веди, 2013. – С. 592-595.
48. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 683 с.
49. Ряписов, Н. А. Опыт подготовки профессиональных кадров для развития системы инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. – Москва: Буки Веди, 2013. – С. 595-598.
50. Сабельникова, С. И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 1. – С. 42-54.
51. Самарцева Е. Г. Организация инклюзивного образовательного пространства при подготовке к школе детей с особыми потребностями // Подготовка детей к школе в условиях вариативного дошкольного образования: актуальные проблемы и тенденции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Орёл, 2010. – С. 248-251.
52. Симоненко В.Д., Голондарева Н.Б. Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. Начальная школа» – Волгоград: Учитель-АСТ, 2018. – 254 с.
53. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
54. Яковлева, Н. Н. Инклюзивное образование: социально- психологический аспект // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина. – М., 2011. – С. 240-242.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1800 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую