Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ 7
1.1. Понятие общего недоразвития речи 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Особенности развития связной речи у дошкольников в норме и при ОНР 19
ГЛАВА II. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ 29
2.1. Анализ методик и программ коррекции нарушений речи у дошкольников с ОНР 3 уровня 29
2.2. Использование сказок в коррекции нарушений связной речи у детей дошкольного возраста 35
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 46
3.1. Изучение состояния речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня 46
3.2. Разработка программы по развитию связной речи дошкольников с ОНР 3 уровня при помощи сказок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
Содержание программы по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня при помощи сказок
№ п/п
Период
Тема занятия
Задачи занятия
Содержание занятия
1
СЕНТЯБРЬ
Вводное занятие.
Крошечка-Хаврошечка
1. Обогащение активного словаря детей
2. Обучить навыкам выделения основных эпизодов сказки
3. Закрепить знания об особенностях языка сказки
4. Обучать детей выделять общий замысел сказки
Знакомство детей с таким жанром литературы, как сказки. Ознакомление с особенностями построения сказок (зачин, середина, конец). Обучение навыку выделения основного смысла каждой части на примере сказки «Крошечка-Хаврошечка».
2
Волк и семеро козлят
1. Обучить навыкам выделения основных эпизодов сказки
2. Развитие умения передавать свои мысли в грамматически правильной фразе
3. Стимулировать развитие разговорной речи
4. Учить детей грамматически правильно оформлять собственное высказывание
Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят».
...
Введение
Достигнув семилетнего возраста, ребенок переходит в новый социальный статус, дошкольник становится школьником. В дошкольный период при правильно построенной работе по подготовке к школе, закладывается фундамент для успешного освоения школьной программы. Качество учебной деятельности будет зависеть от физической, интеллектуальной, личностной, речевой и психологической готовности. Особое внимание в период подготовки к школьному обучению уделяется формированию у ребенка правильной речи, так как она является важнейшим фактором социализации, коммуникации человека и основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного, познания окружающего мира. К сожалению, есть множество детей страдающих нарушениями речи. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. В целом уровень речевого развития детей – дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.
...
1.1. Понятие общего недоразвития речи
Впервые понятие общего недоразвития речи представили в 50-60 гг. ХХ в. Р.Е. Левина и группа научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Была разработана педагогическая классификация аномалий речевого развития, которая была направлена на решение дидактических целей процесса обучения и воспитания, т.е. на коррекционную работу с детьми, имеющими различные дефекты развития. Она позволяла осуществлять фронтальное обучение детей, имеющих различные нарушения речи, но характеризующиеся нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) в логопедии понимают «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом» [39].
...
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Левиной Р.Е. [23] выделяются три уровня речевого развития:
На 1-ом уровне речевого развития отсутствует общеупотребительная речь. На этом уровне дети для самостоятельного общения используют целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки, их сочетания, а также обрывки лепетных слов. При этом ребенком сохраняется корневая часть слова или же используются собственные слова. Ключевой характеристикой детей является скудный словарный запас, поэтому дети прибегают к активному употреблению паралингвистических средств — жестов, мимики, интонации.
У детей наблюдаются трудности в понимании простых предлогов, значения единственного и множественного числа, мужского и женского рода, времен глаголов и т.д. Речь детей плохо понятна окружающим людям и жестко привязана к конкретной ситуации общения.
На 2-ом уровне речевого развития появляются зачатки общеупотребительной речи.
...
1.3. Особенности развития связной речи у дошкольников в норме и при ОНР
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Она представляет собой последовательное систематическое изложение.
По мнению Волковой Л.С. [23], связная речь осуществляет коммуникативную функцию и реализуется в двух формах: диалог и монолог. В.П. Глухов [10] считает, что диалог это первичная по происхождению форма речи, которая возникает при непосредственном общении двух или более собеседников и заключается в основном в обмене репликами. Диалогическую речь отличает ситуативность ее возникновения, воздействие говорящих друг на друга при помощи мимики, интонации, жестов, а также эмоциональный контакт собеседников.
С помощью диалогической речи наиболее ярко проявляется коммуникативная функция языка. Диалог представляет собой классическую форму речевого взаимодействия. Основная особенность диалога заключается в чередовании речи одного говорящего со слушанием, а также последующей речью другого.
...
2.2. Использование сказок в коррекции нарушений связной речи у детей дошкольного возраста
М.М. Кольцова [17] считает, что для эффективной коррекции связной речи у дошкольников с ОНР предпочтительнее использовать сказки, в особенности сочинённые самими детьми. Сказки активизируют у детей мышление, воображение, речевую активность, творческие способности. С их помощью легче происходит активизация словаря детей, развитие просодической стороны речи, а также стимулируется их речевая активность.
Осуществлять коррекцию и развитие ребёнка при помощи сказки становится проще еще и за счёт того, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а сказки как нельзя лучше подходят для создания игровой атмосферы.
...
Глава III. Экспериментальная работа по изучению особенностей речи у старших дошкольников с ОНР
3.1. Изучение состояния речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
На основе изученных теоретических материалов по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, нами была выдвинута гипотеза о том, что если в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОНР использовать сказки, то работа по развитию их связной речи будет осуществляться более эффективно.
Для подтверждения данной гипотезы нами было проведено практическое исследование. Его целью являлось выявление особенностей развития связной речи у старших дошкольников с ОНР и определение возможностей использования сказок в коррекционной работе.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» города Орехово-Зуево. В исследовании было задействовано 12 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеющих заключение ОНР III уровня.
...
Заключение
Связная речь развивается постепенно и к старшему дошкольному возрасту дети уже активно участвуют в беседе, могут ответить на поставленный вопрос, используют диалогическую и монологическую формы речи. Дошкольники используют связные высказывания при описании или повествовании, иногда могут добавлять в текст элементы рассуждения. Построение связного рассказа может быть как с опорой на наглядный материал, так и без неё. В речи дети используют большее количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех основных компонентов речевой системы с различной степенью тяжести. Одной из сторон, в которых наблюдается явное нарушение, является развитие связной речи.
...
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 109 с.
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. –– М.: Издательство ГНОМ, 2011. — 172 с.
3. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина; илл. Н.А. Шеварева, Н. и С. Гордиенко – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 240 с.
4. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: учебное пособие: Ставрополь Изд-во СКФУ. – 2014. - 255 с.
5. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР: [методическое пособие] / К. Е. Бухарина. - Москва: ВЛАДОС, 2015. – 111 с.
6. Быстрова Г.А. Логосказки / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2002. - 128 с.
7. Ваниева В.Ю. Специальная методика развития речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР): краткий курс лекций: учебно-методическое пособие / В.Ю. Ваниева; ГБОУ ВПО Сев.-Осетин. гос. пед. ин-т. - Владикавказ: ИПЦ ИП Цопановой А.Ю., 2015. - 63 с.
8. Волкова Г.А. Энциклопедический словарь логопеда. – Спб.: Детство-пресс, 2014. – 256 с.
9. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: (монография) / В. П. Глухов. - Москва: В. Секачев, 2014. - 539 с.
10. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: [пособие для студентов дефектологических факультетов (факультетов специальной педагогики) педагогических и гуманитарных вузов и логопедов-практиков] / В.П. Глухов. - Москва: В. Секачев, 2012. – 182 с.
11. Глухов В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей с системным недоразвитием речи // Среднее профессиональное образование. 2014. №4 С.38-41.
12. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
13. Журавлева Ж.И. Особенности развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи: (монография) /Ж.И. Журавлева.- Москва: Перо, 2011.- 70 с.
14. Захарова Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: монография / Т.В. Захарова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Череповец. гос. ун-т". - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. - 145 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
16. Китик Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. - 3-е изд., стер. - Москва: Флинта Наука, 2015. - 192 с.
17. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с.
18. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР: методическое пособие / [Алена Александровна Абрамовских, Виктория Сергеевна Васильева]. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 139 с.
19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Спб.: Изд. Союз, 2001.
20. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – М.: Феникс. 2004. – 224 с.
21. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / Поволжская гос. социально-гуманитарная акад., Фак. специального образования, Каф. логопедии, АНО ДО "Планета детства "Лада" г. о. Тольятти, Детский сад № 203 "Алиса"; [к.п.н., доц. Е. А. Чаладзе и др.]. - Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2012. - 207 с.
22. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2015. – 288 с.
23. Логопедия : учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; ред. Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2009. - 703 с.
24. Мыльникова Т.С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56169.htm.
25. Насибуллина А.Д. Сказкотерапия как средство коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте / А.Д. Насибуллина, М.Н. Хаустова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: Материалы VI Межд. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 сент. 2015 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 73–75.
26. Никифоров А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров. Сост. вступ. ст. Е.А. Костюхина. – М.: ОГИ, 2008. – 376 с.
27. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексич. состава яз., совершенствованию граммат. строя речи, развитию связ. речи у детей дошк. возраста: Учеб.-метод. пособие-конспект / Н. В. Нищева; Худож. Павел Благов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: Детство-пресс, 2004. – 44 с.
28. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. – СПб.: КАРО, 2010. – 168 с.
29. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие/под редакцией профессора Г.В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2002
30. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей: методическое пособие / Л.Г. Парамонова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 174, [1] с.
31. Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности / Е.В. Парфенова. - Москва: Творческий Центр Сфера, 2013. - 64 с.
32. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР: методические рекомендации: [пособие для учителей] / авт.-сост: Е. В. Рындина. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. - 175 с.
33. Рудик О.С. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР: [методическое пособие] / О.С. Рудик. - Москва: ВЛАДОС, 2014. – 302 с.
34. Саввиди М.И., Черепкова Н.В. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1366–1370. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86293.htm.
35. Сазонова Н.Н. Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – с. 130-131.
36. Сергеева О.А., Сергеева Г.К. Формирование связной речи у детей с ОНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 86-88.
37. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников: [методическое пособие] / Т. А. Сидорчук, Э. Э. Байрамова. - Ульяновск: Волгарик Первая Образцовая типография, филиал "Ульяновский дом печати", 2015. - 95 с.
38. Специальная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям / [Е. С. Слепович и др.] ; под ред. Е.С. Слепович, А. М. Полякова. - Минск: Высшшая школа, 2012. - 511 с.
39. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
40. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 287 с.
41. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: Дрофа, 2009. — 96 с.
42. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
43. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии: [профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи] / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - Москва: Эксмо, 2015. - 317 с.
44. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Владос. – 2009. – 296 с.
45. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии: (учебно-методическое пособие) / Л.Ф. Чупров. - Москва: Bookstream, 2012. - 180 с.
46. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР / Л.Н. Шаманская, Л.Ю. Козина. - Москва: Сфера, 2010. - 64 с.
47. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с.
48. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ 7
1.1. Понятие общего недоразвития речи 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Особенности развития связной речи у дошкольников в норме и при ОНР 19
ГЛАВА II. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ 29
2.1. Анализ методик и программ коррекции нарушений речи у дошкольников с ОНР 3 уровня 29
2.2. Использование сказок в коррекции нарушений связной речи у детей дошкольного возраста 35
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 46
3.1. Изучение состояния речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня 46
3.2. Разработка программы по развитию связной речи дошкольников с ОНР 3 уровня при помощи сказок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
Содержание программы по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня при помощи сказок
№ п/п
Период
Тема занятия
Задачи занятия
Содержание занятия
1
СЕНТЯБРЬ
Вводное занятие.
Крошечка-Хаврошечка
1. Обогащение активного словаря детей
2. Обучить навыкам выделения основных эпизодов сказки
3. Закрепить знания об особенностях языка сказки
4. Обучать детей выделять общий замысел сказки
Знакомство детей с таким жанром литературы, как сказки. Ознакомление с особенностями построения сказок (зачин, середина, конец). Обучение навыку выделения основного смысла каждой части на примере сказки «Крошечка-Хаврошечка».
2
Волк и семеро козлят
1. Обучить навыкам выделения основных эпизодов сказки
2. Развитие умения передавать свои мысли в грамматически правильной фразе
3. Стимулировать развитие разговорной речи
4. Учить детей грамматически правильно оформлять собственное высказывание
Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят».
...
Введение
Достигнув семилетнего возраста, ребенок переходит в новый социальный статус, дошкольник становится школьником. В дошкольный период при правильно построенной работе по подготовке к школе, закладывается фундамент для успешного освоения школьной программы. Качество учебной деятельности будет зависеть от физической, интеллектуальной, личностной, речевой и психологической готовности. Особое внимание в период подготовки к школьному обучению уделяется формированию у ребенка правильной речи, так как она является важнейшим фактором социализации, коммуникации человека и основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного, познания окружающего мира. К сожалению, есть множество детей страдающих нарушениями речи. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. В целом уровень речевого развития детей – дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.
...
1.1. Понятие общего недоразвития речи
Впервые понятие общего недоразвития речи представили в 50-60 гг. ХХ в. Р.Е. Левина и группа научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Была разработана педагогическая классификация аномалий речевого развития, которая была направлена на решение дидактических целей процесса обучения и воспитания, т.е. на коррекционную работу с детьми, имеющими различные дефекты развития. Она позволяла осуществлять фронтальное обучение детей, имеющих различные нарушения речи, но характеризующиеся нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) в логопедии понимают «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом» [39].
...
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Левиной Р.Е. [23] выделяются три уровня речевого развития:
На 1-ом уровне речевого развития отсутствует общеупотребительная речь. На этом уровне дети для самостоятельного общения используют целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки, их сочетания, а также обрывки лепетных слов. При этом ребенком сохраняется корневая часть слова или же используются собственные слова. Ключевой характеристикой детей является скудный словарный запас, поэтому дети прибегают к активному употреблению паралингвистических средств — жестов, мимики, интонации.
У детей наблюдаются трудности в понимании простых предлогов, значения единственного и множественного числа, мужского и женского рода, времен глаголов и т.д. Речь детей плохо понятна окружающим людям и жестко привязана к конкретной ситуации общения.
На 2-ом уровне речевого развития появляются зачатки общеупотребительной речи.
...
1.3. Особенности развития связной речи у дошкольников в норме и при ОНР
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Она представляет собой последовательное систематическое изложение.
По мнению Волковой Л.С. [23], связная речь осуществляет коммуникативную функцию и реализуется в двух формах: диалог и монолог. В.П. Глухов [10] считает, что диалог это первичная по происхождению форма речи, которая возникает при непосредственном общении двух или более собеседников и заключается в основном в обмене репликами. Диалогическую речь отличает ситуативность ее возникновения, воздействие говорящих друг на друга при помощи мимики, интонации, жестов, а также эмоциональный контакт собеседников.
С помощью диалогической речи наиболее ярко проявляется коммуникативная функция языка. Диалог представляет собой классическую форму речевого взаимодействия. Основная особенность диалога заключается в чередовании речи одного говорящего со слушанием, а также последующей речью другого.
...
2.2. Использование сказок в коррекции нарушений связной речи у детей дошкольного возраста
М.М. Кольцова [17] считает, что для эффективной коррекции связной речи у дошкольников с ОНР предпочтительнее использовать сказки, в особенности сочинённые самими детьми. Сказки активизируют у детей мышление, воображение, речевую активность, творческие способности. С их помощью легче происходит активизация словаря детей, развитие просодической стороны речи, а также стимулируется их речевая активность.
Осуществлять коррекцию и развитие ребёнка при помощи сказки становится проще еще и за счёт того, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а сказки как нельзя лучше подходят для создания игровой атмосферы.
...
Глава III. Экспериментальная работа по изучению особенностей речи у старших дошкольников с ОНР
3.1. Изучение состояния речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
На основе изученных теоретических материалов по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, нами была выдвинута гипотеза о том, что если в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОНР использовать сказки, то работа по развитию их связной речи будет осуществляться более эффективно.
Для подтверждения данной гипотезы нами было проведено практическое исследование. Его целью являлось выявление особенностей развития связной речи у старших дошкольников с ОНР и определение возможностей использования сказок в коррекционной работе.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» города Орехово-Зуево. В исследовании было задействовано 12 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеющих заключение ОНР III уровня.
...
Заключение
Связная речь развивается постепенно и к старшему дошкольному возрасту дети уже активно участвуют в беседе, могут ответить на поставленный вопрос, используют диалогическую и монологическую формы речи. Дошкольники используют связные высказывания при описании или повествовании, иногда могут добавлять в текст элементы рассуждения. Построение связного рассказа может быть как с опорой на наглядный материал, так и без неё. В речи дети используют большее количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех основных компонентов речевой системы с различной степенью тяжести. Одной из сторон, в которых наблюдается явное нарушение, является развитие связной речи.
...
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 109 с.
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. –– М.: Издательство ГНОМ, 2011. — 172 с.
3. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина; илл. Н.А. Шеварева, Н. и С. Гордиенко – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 240 с.
4. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: учебное пособие: Ставрополь Изд-во СКФУ. – 2014. - 255 с.
5. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР: [методическое пособие] / К. Е. Бухарина. - Москва: ВЛАДОС, 2015. – 111 с.
6. Быстрова Г.А. Логосказки / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2002. - 128 с.
7. Ваниева В.Ю. Специальная методика развития речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР): краткий курс лекций: учебно-методическое пособие / В.Ю. Ваниева; ГБОУ ВПО Сев.-Осетин. гос. пед. ин-т. - Владикавказ: ИПЦ ИП Цопановой А.Ю., 2015. - 63 с.
8. Волкова Г.А. Энциклопедический словарь логопеда. – Спб.: Детство-пресс, 2014. – 256 с.
9. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: (монография) / В. П. Глухов. - Москва: В. Секачев, 2014. - 539 с.
10. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: [пособие для студентов дефектологических факультетов (факультетов специальной педагогики) педагогических и гуманитарных вузов и логопедов-практиков] / В.П. Глухов. - Москва: В. Секачев, 2012. – 182 с.
11. Глухов В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей с системным недоразвитием речи // Среднее профессиональное образование. 2014. №4 С.38-41.
12. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
13. Журавлева Ж.И. Особенности развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи: (монография) /Ж.И. Журавлева.- Москва: Перо, 2011.- 70 с.
14. Захарова Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: монография / Т.В. Захарова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Череповец. гос. ун-т". - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. - 145 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
16. Китик Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. - 3-е изд., стер. - Москва: Флинта Наука, 2015. - 192 с.
17. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с.
18. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР: методическое пособие / [Алена Александровна Абрамовских, Виктория Сергеевна Васильева]. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 139 с.
19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Спб.: Изд. Союз, 2001.
20. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – М.: Феникс. 2004. – 224 с.
21. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / Поволжская гос. социально-гуманитарная акад., Фак. специального образования, Каф. логопедии, АНО ДО "Планета детства "Лада" г. о. Тольятти, Детский сад № 203 "Алиса"; [к.п.н., доц. Е. А. Чаладзе и др.]. - Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2012. - 207 с.
22. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2015. – 288 с.
23. Логопедия : учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; ред. Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2009. - 703 с.
24. Мыльникова Т.С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56169.htm.
25. Насибуллина А.Д. Сказкотерапия как средство коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте / А.Д. Насибуллина, М.Н. Хаустова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: Материалы VI Межд. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 сент. 2015 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 73–75.
26. Никифоров А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров. Сост. вступ. ст. Е.А. Костюхина. – М.: ОГИ, 2008. – 376 с.
27. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексич. состава яз., совершенствованию граммат. строя речи, развитию связ. речи у детей дошк. возраста: Учеб.-метод. пособие-конспект / Н. В. Нищева; Худож. Павел Благов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: Детство-пресс, 2004. – 44 с.
28. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. – СПб.: КАРО, 2010. – 168 с.
29. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие/под редакцией профессора Г.В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2002
30. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей: методическое пособие / Л.Г. Парамонова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 174, [1] с.
31. Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности / Е.В. Парфенова. - Москва: Творческий Центр Сфера, 2013. - 64 с.
32. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР: методические рекомендации: [пособие для учителей] / авт.-сост: Е. В. Рындина. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. - 175 с.
33. Рудик О.С. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР: [методическое пособие] / О.С. Рудик. - Москва: ВЛАДОС, 2014. – 302 с.
34. Саввиди М.И., Черепкова Н.В. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1366–1370. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86293.htm.
35. Сазонова Н.Н. Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – с. 130-131.
36. Сергеева О.А., Сергеева Г.К. Формирование связной речи у детей с ОНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 86-88.
37. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников: [методическое пособие] / Т. А. Сидорчук, Э. Э. Байрамова. - Ульяновск: Волгарик Первая Образцовая типография, филиал "Ульяновский дом печати", 2015. - 95 с.
38. Специальная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям / [Е. С. Слепович и др.] ; под ред. Е.С. Слепович, А. М. Полякова. - Минск: Высшшая школа, 2012. - 511 с.
39. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
40. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 287 с.
41. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: Дрофа, 2009. — 96 с.
42. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
43. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии: [профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи] / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - Москва: Эксмо, 2015. - 317 с.
44. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Владос. – 2009. – 296 с.
45. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии: (учебно-методическое пособие) / Л.Ф. Чупров. - Москва: Bookstream, 2012. - 180 с.
46. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР / Л.Н. Шаманская, Л.Ю. Козина. - Москва: Сфера, 2010. - 64 с.
47. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с.
48. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую