Работа с диалектологическими словарями.
Проанализируйте диалектную лексику по одному из диалектных словарей (несколько страниц, тематическую группу, словарное гнездо и т.п.). Задача – установить специфику диалектной лексики путем сравнения ее с лексикой литературного языка и установить возможные группы диалектизмов.
Задание 2
Анализ письменных текстов, отражающих диалектные черты.
Известно, что ошибки на письме очень часто отражают живую речь пишущего. Знание особенностей живого говора той или иной территории поможет учителю в практической школьной работе по обучению грамотности.
Задание 3
1. В художественном тексте найдите все отклонения от норм литературного языка и выпишите на отдельные карточки предложения с этими случаями, указав в скобках, в чьей речи (автора или персонажа) они употреблены. Приведите к каждому диалектизму соответствие из литературного языка, пользуясь диалектными словарями и толковыми словарями русского языка.
2. Определите, какое языковое явление отражает каждый диалектизм (запишите это на карточке).
3. Сгруппируйте карточки по языковым явлениям, отраженным в анализируемом материале.
4. Если это возможно, определите говор какой диалектной группы отражен в произведении.
5. Определите, с какой целью автор использует обнаруженные вами диалектизмы.
Список использованных источников
...
Терминологическое исследование выполнено по следующему плану:
1) дефиниция в лингвистике;
2) происхождение термина: этимология и морфемно-словообразовательная структура;
3) история термина в науке: кто впервые употребил, кто ввел в научный оборот, когда и где, в каком значении.
...
Задание 1.
Раскройте сущность основных признаков современной лингвистики: полипарадигмальность, антропоцентризм, (нео)функциональность, экспланаторность, семантикоцентризм, текстоцентризм.
Задание 2.
Дайте толкование содержания понятий парадигма, научно-исследовательская программа, эпистема.
Задание 3
Сущность и формы сравнительно-исторического метода.
Раскройте следующие вопросы.
1. Формы сравнительно-исторического метода: сравнительно-сопоставительный метод; историко-типологическое сравнение; историко-генетическое сравнение.
2. Компоненты метода историко-генетического сравнения: грамматически (морфологический) принцип установления родства языков лексический принцип установления родства языков фонетический принцип установления родства языков.
3. Содержание историко-типологического сравнения языков. Понятие морфологического типа языка. Морфологические классификации языков: корневые, (изолирующие), агглютинативные (агглютинирующие), флективные и полисинтетические языки. Представление типов языков в первых классификациях лингвистов XIX в.
4. Методика реконструкции: внешняя реконструкция, внутренняя реконструкция.
5. Генеалогическая классификация индоевропейских языков как результат работы в сравнительно-историческом языкознания: основания классификации и ее сущность.
Задание 4
Раскройте вопрос. Методы когнитивной лингвистики. Концептуальный анализ. Анализ дискурса.
Список использованной литературы
...
План работы:
1. Особенности русского литературного языка………………………..3-4
2. Определение понятия «стиль»……………………………………….4-5
3. Особенности функциональных стилей………………………………5-8
4. Художественный стиль и его характерные черты…………………8-13
5. Заключение…………………………………………………………….14
6. Список использованной литературы…………………………………15
...