В работе рассматривается роль метафоры как ключевого элемента художественного языка русской литературы. Особое внимание уделяется многофункциональности метафорических выражений, их способности не только усиливать образность и экспрессию текста, но и передавать глубокие концептуальные смыслы. На основе анализа произведений А. Блока, Ф. Достоевского, А. Платонова, И. Бунина и других авторов выявлены экспрессивная, концептуальная, эстетическая и стилистическая функции метафоры. ...
В работе рассматривается роль метафоры как ключевого элемента художественного языка русской литературы. Особое внимание уделяется многофункциональности метафорических выражений, их способности не только усиливать образность и экспрессию текста, но и передавать глубокие концептуальные смыслы. На основе анализа произведений А. Блока, Ф. Достоевского, А. Платонова, И. Бунина и других авторов выявлены экспрессивная, концептуальная, эстетическая и стилистическая функции метафоры. ...
Согласно национальному корпусу русского языка слово «дом» наиболее часто упоминается в бытовых сценах и в разговорной речи.
Фонетическая парадигма лексемы «дом» выглядит следующим образом: О/А/Ъ
Грамматическая парадигма: ДОМ/ (у) ДОМА / (в) ДОМ / (к) ДОМУ / (перед) ДОМОМ / (в) ДОМЕ
А.Н. Тихонов в своем «Новом словообразовательном словаре русского языка» представляет следующий словообразовательный анализ лексемы «Дом». Здесь мы видим, как изменяется слово «дом» с помощью морфем, что меняет его значение....
Работа с диалектологическими словарями.
Проанализируйте диалектную лексику по одному из диалектных словарей (несколько страниц, тематическую группу, словарное гнездо и т.п.). Задача – установить специфику диалектной лексики путем сравнения ее с лексикой литературного языка и установить возможные группы диалектизмов.
Задание 2
Анализ письменных текстов, отражающих диалектные черты.
Известно, что ошибки на письме очень часто отражают живую речь пишущего. Знание особенностей живого говора той или иной территории поможет учителю в практической школьной работе по обучению грамотности.
Задание 3
1. В художественном тексте найдите все отклонения от норм литературного языка и выпишите на отдельные карточки предложения с этими случаями, указав в скобках, в чьей речи (автора или персонажа) они употреблены. Приведите к каждому диалектизму соответствие из литературного языка, пользуясь диалектными словарями и толковыми словарями русского языка.
2. Определите, какое языковое явление отражает каждый диалектизм (запишите это на карточке).
3. Сгруппируйте карточки по языковым явлениям, отраженным в анализируемом материале.
4. Если это возможно, определите говор какой диалектной группы отражен в произведении.
5. Определите, с какой целью автор использует обнаруженные вами диалектизмы.
Список использованных источников
...
Терминологическое исследование выполнено по следующему плану:
1) дефиниция в лингвистике;
2) происхождение термина: этимология и морфемно-словообразовательная структура;
3) история термина в науке: кто впервые употребил, кто ввел в научный оборот, когда и где, в каком значении.
...
Задание 1.
Раскройте сущность основных признаков современной лингвистики: полипарадигмальность, антропоцентризм, (нео)функциональность, экспланаторность, семантикоцентризм, текстоцентризм.
Задание 2.
Дайте толкование содержания понятий парадигма, научно-исследовательская программа, эпистема.
Задание 3
Сущность и формы сравнительно-исторического метода.
Раскройте следующие вопросы.
1. Формы сравнительно-исторического метода: сравнительно-сопоставительный метод; историко-типологическое сравнение; историко-генетическое сравнение.
2. Компоненты метода историко-генетического сравнения: грамматически (морфологический) принцип установления родства языков лексический принцип установления родства языков фонетический принцип установления родства языков.
3. Содержание историко-типологического сравнения языков. Понятие морфологического типа языка. Морфологические классификации языков: корневые, (изолирующие), агглютинативные (агглютинирующие), флективные и полисинтетические языки. Представление типов языков в первых классификациях лингвистов XIX в.
4. Методика реконструкции: внешняя реконструкция, внутренняя реконструкция.
5. Генеалогическая классификация индоевропейских языков как результат работы в сравнительно-историческом языкознания: основания классификации и ее сущность.
Задание 4
Раскройте вопрос. Методы когнитивной лингвистики. Концептуальный анализ. Анализ дискурса.
Список использованной литературы
...