Введение 3
1. Теоретические основы изучения произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 4
1.1. История создания произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 4
1.2. События произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 6
2. Практический анализ выживания в плену среди горцев Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник 7
2.1. Особенности выживания в плену среди горцев Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник 7
2.2. Сравнительная характеристика выживания в плену среди горцев Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник 9
Заключение 11
Список использованных источников 12
...
Оглавление
Введение 2
Основная часть 4
1.1 «И неподкупный голос мой был эхо русского народа …». 4
1.2 Образ поэта в стихотворениях «Пророк» А.Пушкина и М.Лермонтова 5
1.3 «Глаголом жечь сердца людей …» 6
1.4 Восстал он против мнений света один, как прежде… и убит! 8
1.5 Поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества 9
Заключение 11
Список использованной литературы: 12
...
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
2. ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ЛИТЕРАТУРЕ 7
2.1 ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ЛЕТОПИСЯХ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
...
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Книга о природе – источник знаний 5
2. «Лесная наука» в рассказе М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого и Е. Чарушина 8
3. Сказки-несказки в детской литературе 12
4. Защитники природы в рассказах для учащихся младших классов 15
5. Полюбить природу – полюбить Родину 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
...
(1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, провоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.
(2) Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.
(3) То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну.
(4) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.
(5) Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!
(6) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
(7) Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.
(8) Нет, очевидно, это ему не дано.
(9) Он никогда не ждал вдохновения.
(10) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
(11) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот воздух и всегда немного печальные русские закаты.
(12) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.
(13) Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
(14) Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны.
(15) Он должен добиться этого.
(16) Нужно только не щадить себя.
Задания к тексту 1
1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
1. Чайковский – один из величайших русских композиторов.
2. Чайковский никогда не ждал вдохновения.
3. Только в упорной работе рождается вдохновение.
4. Чайковский мечтал воплотить в музыке красоту и богатство России.
2. К какому стилю речи относится текст?
1) публицистическому
2) разговорному
3) научному
4) официально-деловому
5) художественному
3. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?
1) вводные слова
2) риторический вопрос
3) сравнение
4) эпитет
4. В каком значении употреблено слово «музыка» в предложении 1?
Значения приводятся по Толковому словарю С.И. Ожегова.
1. Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Классическая музыка.
3. Мелодия какого-нибудь звучания. Музыка голоса.
4. Какое-нибудь дело, занятие, течение каких-нибудь дел, занятий. Испортил нам всю музыку.
5. Какую цель стремился достигнуть композитор?
1) проиграть «ночное треньканье деревянного дома»
2) передать восторг, возникающий от «простых явлений окружающей жизни»
3) выразить с помощью музыки «всю поэзию своей страны»
6. Какое из перечисленных средств выразительности используется в предложении 12?
1) сравнение
2) метафора
3) олицетворение
4) эпитеты
7. С помощью каких языковых средств связаны 9 и 10 предложения?
1) указательное местоимение
2) лексический повтор
3) синоним
4) частица
8. В предложении 2 использованы:
1) архаизмы
2) диалектизмы
3) термины
4) историзмы
9. В предложении 1 используются тропы:
1) аллегория
2) литота
3) олицетворение
4) синекдоха
10. В предложении 10 использованы тропы:
1) перифраза
2) сравнение
3) эпитет
Ответы:
...
Задание № 1. Проанализируйте первую главу сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
Задание 2. Творчество Л.Н. Толстого и ответьте на следующие вопросы:
1) Укажите, что занимает основное место в учебных книгах Л.Н.Толстого для детей.
2) Какова композиция «Новой азбуки»?
3) Перечислите жанры произведений, вошедших в « Новую азбуку».
4) Прочитайте сказку Л.Н.Толстого « Три медведя». Традиционен или нет зачин сказки?
5) Какие характерные особенности фольклорной сказки присутствуют в литературной сказке Л.Н.Толстого?
6) В чём близость персонажей сказки Л.Н.Толстого с персонажами фольклорных сказок о животных?
7) Что было важно показать Л.Н. Толстому детям в конце сказки?
Задание 3. Проанализируйте любое стихотворение, вошедшее в круг детского чтения: Ф.Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится» и др.; А.Фета «Кот поет, глаза прищуря...», «Мама! глянь-ка...» и др.; А. Майкова «Спи, дитя мое, усни...»; Н. Некрасова «Крестьянские дети», «Школьник», «Дядюшка Яков», «Плач детей»; «Дедушка Мазай и зайцы»; «Мороз Красный нос» по плану:
а) особенности композиции стихотворения, его тема, поэтика;
б) стихотворный размер, виды рифм, способы рифмовки;
в) центральные образы, их роль в раскрытии идеи произведения;
г) образовательно-воспитательное значение стихотворений.
...