Введение:
1. Первобытные верования
1.1. Тотемизм
1.2. Анимизм
1.3. Фетишизм
2. Национальные религии
2.1. Древние национальные религии
2.2. Индуизм
2.3. Даосизм
2.4. Конфуцианство
2.5. Синтоизм
2.6. Иудаизм
3. Мировые религии
3.1. Буддизм
3.2. Ислам
3.3. Христианство
3.3.1. Православие
3.3.2. Католицизм
3.3.3. Протестантизм
Заключение
Список использованной литературы и источников 26
1.1. Тотемизм
Одной из самых ранних форм религии является тотемизм, который обычно определяют как веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом растений, животных или иных явлений природы. Источник тотемизма – вера в духовное единство человека и природы. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным родственником. Члены группы, тотемом которой был, например, кенгуру, считали себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы. Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чужих».
Тотемизм – это вера в некую безымянную или безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению и живет после них и остается неизменной.
С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, можно сказать, даже является их определенной стороной, система специфических запретов – табу. Табу – религиозно-магический запрет, нарушение которого карается болезнью или смертью, насылаемыми либо абстрактной сверхъестественной силой, либо конкретными духами и богами. Объектами табу могли быть вещи, слова, действия, места, животные, люди и т. д. Многочисленны пищевые табу – от запрета есть тотемных животных до отработанной системы постов в мировых и ряде национальных религий. Запреты характерны для всех ранних и развитых форм религии. Нарушение их ассоциировалось с понятием греха и следующих за ним разных форм покаяния, искупления и т. п.
Выступая в тотемизме магия жизни и смерти проявляется в обряде повторного рождения, в инициационной реинкарнации (переселении души из одного тела в другое), совершаемой в тесной связи с вселяющимся, вечно живущим тотемом. Представление о реинкарнации, о возможном перевоплощении человека, в частности умершего предка, в его тотем и обратно привело к усилению культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности.
1.2. Анимизм
В качестве другой ранней формы религиозных представлений и верований следует назвать анимизм – веру в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающей им разум и сверхъестественное могущество. Если тотемизм ориентирован на внутренние потребности данной родовой группы, на ее отличия от других, то анимистические представления имеют более широкий и всеобщий характер, понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. ...
1. Характеристика Нагорной проповеди
Нагорная проповедь является ядром учению Иисуса Христа. Кроме того, во времена Ветхого Завета Богом были даны 10 Заповедей, а также, нашла свое применение и Нагорная проповедь, которая выступила в качестве одного из самых приоритетных направлений в христианской жизни для верующих.
Как уже описывалось ранее, «10 заповедей», которые были произнесены Иисусом Христом в Нагорной проповеди принято называть «Заповедями Блаженства».
Десять заповедей, или как еще их называют Декалог, или же Закон Божий являются предписаниями, основными законами, которые согласно Пятикнижию были предоставлены самим главным божеством-Богом для Моисея в присутствии сынов Израиля на горе Синай. В последствии данная гора получила название «гора Блаженств».
В число 10 Заповедей Блаженства входят:
1. Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя богов иных;
2. Не сотвори кумира;
3. Не поминай Имени Божьего всуе;
4. Соблюдай день субботний;
5. Почитай отца и мать;
6. Не убей;
7. Не прелюбодействуй;
8. Не укради;
9. Не лжесвидетельствуй;
10. Не пожелай ничего, что у ближнего твоего
Итак, данные заповеди являются основными в мире религии и веры. Первые четыре заповеди относятся напрямую к отношениям, которые могут возникнуть между человеком и Богом. Последние шесть Заповедей можно с уверенностью отнести к заповедям, которые регулируют непосредственно отношения между людьми. Последние шесть заповедей в Новом Завете передаются единственной заповедью, в которой говорится: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Кроме всего, первые 4 заповеди являлись недоступными для человека вплоть до того момента, пока Господь не даровал их человеку. Можно также констатировать, что последние 6 заповедей являются вполне доступными для человека, а также считаются отголоском совести человека, которые человек может и самостоятельно себе открыть даже без Откровений свыше.
Итак, Нагорная проповедь представляет собой собрание изречений Иисуса Христа, которое представлено в Евангелии от Матфея, а также отражают суть морального учения Иисуса Христа. Одна из самых известных частей Нагорной проповеди – «Заповеди Блаженства», которые были помещены в самом начале писания Нагорной проповеди.
Конечно, стоит отметить, что некоторые христиане считают Нагорную проповедь как комментарий к основным 10 Заповедям.
Итак, Иисус предстает пред нами в качестве истинного толкователя закона Моисея. Многие также отмечают, что Нагорная проповедь накопила в себе непосредственно основную суть от учения Иисуса. Стоит отметить, что такую точку зрения поддерживают многие философы, а также ученые и мыслители практически всех времен из числа тех, кто занимается опросами изучения Нагорной проповеди и Нового Завета....
. Роль религии и права в становлении арабского халифата
В период становления халифата главным регулятором отношений в обществе была только что появившаяся религия - ислам, который и лёг в основу мусульманского права. Поэтому в этом случае важно установить не только роль права в формировании халифата, однако и роль религии, которая возникла почти в одно время с этим государством .
Исследователь из России Почта Ю.М. полагает, что проблему становления арабского общества необходимо рассматривать в диалектическом единстве внутренних и внешних факторов, т.е. в рамках всемирно-исторического процесса. В конечном же результате он приходит к заключению, что «возникновение ислама происходило в рамках перехода арабского общества от разлагавшегося родоплеменного строя к феодализму. Этот переход был частью более об¬щего процесса становления феодализма на Ближнем Востоке, имевшего форму феодального синтеза».
Рассматривая проблему в данном контексте, нужно обратиться к точке зрения иного ученого - арабиста Грязневича П.А., который обращает специальное внимание на потребность исследования самого текста Корана для изучения проблемы “происхождения ислама как религии, как закономерного этапа развития одной из форм общественного сознания родового общества Аравии...”. Он полагает, что “зарождение и распространение ислама происходило в рамках общества, которое проживало общинно-родовым строем” и “в результате завоевательного движения, включившего “арабский элемент” в раннефеодальную структуру государств Ближнего Востока и Средиземноморья, установились общие тенденции и суть исторического развития Аравийского полуострова. Только с данного времени возможно аргументировано квалифицировать социальную идеологию и практику мусульманского общества”.
Принимая во внимание сказанное выше мнение ученых, можно прийти к заключению, что проблему формирования Арабского халифата, нужно рассматривать принимая в внимание особенности возникновения и влияния на него фактора религии и как производного от него мусульманского права.
Важно обратить внимание, что не лишь становления Арабского халифата проходило под влиянием фактора , однако был и обратный процесс. Как уже было отмечено, сам ислам зарождался и создавался в процессе становления халифата.
Изначальное целью пророка было создание уммы - религиозной общины. Значение понятия «умма» формировалось в процессе проповеднической деятельности Мухаммеда, и понималось как отдельное сообщество людей, которых объединяет общая религия.
Необходимо сказать, что к тому времени представители двух главных племён Йасриба - ауса и хазраджа, были последователями религии Мухаммеда. Именно это явилось причиной того, что жители Йасриба, первыми признали Мухаммеда верховным вождем и вероучителем, и дали ему и мухаджирам право поселиться в их городе и оказали помимо всего другого и материальную поддержку....
Характеристика религиозной картинымира славян до принятия христианства
Восточные славяне - это общность славян, которые говорили на древнеславянском языке. По мнению большинства, ученых восточнославянские племена успели слиться в одну древнерусскую народность, составляли основное население Киевской Руси. Впоследствии произошло расслоение восточных славян на народы: русский, украинский и белорусский. Это расслоение происходило до 18 века.
У древних славян был семейно- родовой культ, патриахально- родовой строй, т.е. люди с почитанием относились к умершим, и старались максимально правильно проводить тех в последний путь. Умершие люди в их веровании делились на две категории: умершие насильственной смертью и умершие естественной смертью. Умерших насильственной смертью боялись и старались их обезвредить после смерти, а тех, кто умер своей смертью, почитали [7, с. 63].
До принятия христианства древние славяне поклонялись множеству духов и богов, для этого сооружались специальные места, где молились и приносили жертвы богам, прося о помощи в той или иной ситуации. Возле деревни Кутузово Загорского района Московской области есть холм, который называется «Белые боги», ученые считают, что на нем в древности стояли идолы языческих богов, это было святилище до 14 века, которое было разрушено священнослужителями христианства. Они на это место после разрушения поставили христианский крест. Многие из священных мест славян были уничтожены еще в 10 веке, после принятия христианства. Это происходило во многих городах Киевской Руси.
Церковники яростно разрушали все то, что было связано с верованиями древних славян, они сбрасывали идолы богов в реку, а святилища уничтожали. Одного из них удалось обнаружить в 1848г. На дне реки Збруч, который был притоком Днестра. Это был четырехгранный столб из серого известняка, он в высоту был примерно 2,7 метра. На всех четырех гранях была изображена голова, она смотрела в четыре конца света. На каждой грани были рельефные изображения трех миров: земном, подземном и небесном, в которые верили древние славяне. В большинстве случаев идолы богов имели человеческий лик.
Одним из главных богов пантеона богов древних славян был Перун, который считался богом грома и молний, а также как покровитель земледелия и природы. После того как на Руси произошло образование классового общества, Перуна стали считать покровителем дружины и князя. При заключении мирного договора с греками, князья Святослав и Олег клялись именем Перуна.
Святилища, в которых поклонялись Перуну, находились в разных городах. В основном их сооружали площадку круглой формы диаметром21 метр, в центре него находилось деревянное изображение Перуна, по периметру был сделан кольцеобразный ров в форме восьмилепесткого цветка, с дугообразными выступами с внешней стороны. Эти выступы использовали для разжигания ритуальных костров, которые озаряли идол Перуна....
2. В X веке до н. э. после распада Израильского царства Саула, Давида и Соломона возникло одно из двух еврейских государств древности - Северное Израильское царство. В результате государственных переворотов правящие династии неоднократно менялись.
Первая династия Израильского царства началась с царя Иеровоама I. Время правления Иеровоама оценивается разными источниками от 975—954 до н. э. до 922—901 до н. э. 928—907 до н. э.
Иеровоам всячески стремился к отчуждению своего народа от Иерусалима. Чтобы избавиться от необходимости религиозного общения между двумя государствами устраивал собственные культовые центры. Для освобождения от религиозного авторитета и укрепления своего государства Иерусалима использовал старые представления. Были отлиты две золотые статуи тельцов в Вефиле и Дане. Вефиль знаменит тем, что Иакову там было великое богоявление, а теперь именно там было устроено место беззаконного жертвоприношения.
В 926 году фараон Сусаким (Шешонк) совершил опустошительное нашествие на Израиль и Иудею, за прямое и явное отступление от Завета Божия, за нечестие, и за попытки своими силами и средствами утвердиться на царстве, Иеровоам получает от Бога приговор о своем отвержении. Несмотря на все, Иеровоам остается непреклонен в своей политике.
Второй династией, воцарившейся над Израилем, стала династия царя Вааса (Бааша) и его сына Ила из колена Иссахарова. Время правления оценивается также по разным источникам с 906—883 до н.э., 955—932 до н. э., 909/8—886/5 до н. э.. О прошлом Бааша мало что известно. Библии лишь известно, что во время осады города Гавафон он возглавил заговор с целью убийства израильского царя Надава (Навата), благодаря успешному заговору Баша сел на пристол. Первым делом Бааша принялся строить город Рам, завладевал богатыми и плодородными равнинами, землями к западу от Галилейского озера, вел тотальный контроль над доходными торговыми караванными путями, ведущими в Акко на финикийском побережье. Вааса покинул Раму, почувствовав опасность с севера, прекратив в ней строительство и устранив тем самым угрозу для Иерусалима. Ила пришел на смену своему отцу Ваасе и процарствовал менее чем два года (886-885). Однажды он гостил у дворцового управляющего Арцы (Арсы), и некто Замврием, командующий половиной царских колесниц, вошёл в комнату и убил царя, после чего провозгласил себя царем Израиля. Так и исполнилось пророчество Иуя: Замврий убил всех мужчин из числа родственников и друзей семьи Ваасы и Илы. Царствование самого Замврия было наспех учреждено и внезапно оборвалось спустя семь дней, путем казни начальником израильского войска Амврием, который и воцарился, положив начало новой, третьей династии в Израильском царстве.
Из этой, уже третьей, династии, родоначальником которой стал Амврий, мы знаем четырех царей – самого Амврия, его сына Ахава – наиболее знаменитого, Охозию и Иорама. Царствование Амврия (Омри – имя в оригинале) – одно из самых ярких царствований Израиля в политическом и военном смысле....
Глава 1. Олимпийские боги и герои в эллинской мифологии
Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты.
Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, с тем или иным божеством соединяются те или другие общие или мифологические представления. Известны разные сочетания, иерархии генеалогии античных божественных существ — «Олимп», различные системы "двенадцатибожия" (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов.
Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс. Зевс, который борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на его месте святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что, едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и, вероятно, царством самого Зевса. Персей убивает медузу. Совершает свои 12 подвигов Геракл. Тесей убивает минотавра.
Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера становится покровительницей брака и семьи, Деметра - земледелия, Афина - честной, открытой войны (в отличие от Ареса), Афродита - богиня любви и красоты, Гестия - домашнего очага. Артемида приобрела красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога - Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес из прежнего примитивного существа стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю.
Природа получает теперь умиротворение и поэтизацию. Нимфы рек и озер, океаниды, нимфы морей нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей раньше представлялись в диком, ужасном виде....