Адмиралтейское право Сингапура
Адмиралтейское международное право
Из всей акватории Мирового океана, занимающей 361 млн. км², или 70,8% площади нашей планеты, только внутренние морские воды и территориальные воды (иначе называемые «территориальным морем») входят в состав территорий государств. Остальные пространства морей и океанов составляют открытое море. В отдельных его частях (прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф) прибрежные государства обладают определенными правами, главным образом на живые и неживые ресурсы. Но и сегодня, когда эти права получили значительное развитие, открытое море в целом продолжает оставаться пространством, не подпадающим под чей-либо суверенитет, не подчиняющимся власти какого-либо государства. Оно «открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету» (ст. 2 Женевской конвенции об открытом море 1958 г.).
В этих условиях рациональное, эффективное и безопасное осуществ-ление человеческой деятельности в Мировом океане, будь то мореплавание, рыболовство, добыча минеральных ресурсов с морского дна или морские научные исследования, возможно только при широком и постоянном сотрудничестве государств в определении режима морских пространств и порядка деятельности в них. Это достигается путем согласования государствами норм международного морского права [2,с. 65].
Международное морское право, иначе называемое также «междуна-родным публичным морским правом», регулирует отношения между госу-дарствами по поводу изучения, освоения и эксплуатации Мирового океана. Межгосударственный характер регулируемых им отношений принципиально отличает международное морское право от морского права любого и) государств, в том числе и от советского морского права, т. е. от внутригосударственного морского права, нормы которого адресованы прежде всего внутригосударственным субъектам права — организациям и гражданам. Поэтому международное и внутригосударственное (национальное) морское право это не просто разные отрасли права. Они принадлежат к двум разным системам права: национальное морское право составляет часть права, действующего в государстве, а международное морское право является частью международного права.
Иногда может создаться впечатление, что нормы международного морского права не относятся непосредственно к государствам, а рассчитаны на конкретных лиц. Когда, например, в Международных правилах предупреждения столкновений судов (МППСС) предусматривается, что «каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения...» (правило 6), кажется очевидным, что это предписание адресовано судоводителям. В действительности, однако, дело обстоит иначе. В Конвенции 1972 г., неотъемлемой частью которой являются МППСС, оказано, что участвующие в ней государства «обязуются ввести в действие» эти Правила (ст. I)....