все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
На сегодняшний день главной задачей школы и общества является воспитание подлинно духовной, интеллигентной личности. Образование, более чем прежде должно быть направлено на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, ее социализацию.
Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от «17» декабря 2010 г. № 1897. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике [9]. Эти характеристики предъявляют к личности повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и в основе их лежит стремление к активному познанию и самореализации личности.
Актуальность постановки проблемы познавательного развития младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Цель: изучить педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Задачи: В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему развития познавательной активности в научно-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия «познавательная активность».
3. Выявить уровень влияния некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника.
4. Рассмотреть педагогические условия развития и пути формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Данная проблема в различных аспектах изучалась в трудах педагогов и психологов. Наиболее полное освещение проблемы формирования познавательной активности получили в трудах Щукиной Г.И. [11] и Шамовой Т.И. [10].
Психологической основой для развития, теории познавательной активности послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов Леонтьева А.Н., Рубинштейна Л.С., Демина М.В., Божович Л.И. и другие.
Психологические аспекты познавательной деятельности изучались Ананьевым Б.Г., Леонтъевым А.Н., Рубинштейном Л.С., Выготским А.С., Зинченко В.П., и другими.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (Давыдов В.В., Зинченко В.П., Талызина Н.Ф., Шадриков В.Д., Якиманская И.С. и др.).
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Александровой Э.И., Давыдовым В.В., Занковым Л.В., Истоминой Н.Б., Колягиным Ю.М., Петерсон Л.Г. [8], Пышкало A.M., Стойловой Л.П., Скаткиным М.Н., Элькониным Д.Б. [12] и др.
Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Ананьева Б.Г., Аристовой Л.А., Данилова М.А., Есипова Б.И., Лернера И.Я., Пидкасистого П.И., Чехловой З.Ф.и др.
Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется противоречием: между возросшими требованиями к уровню развития познавательной активности личности и недостаточным использованием педагогом – практиком уникальных возможностей детства в развитии познавательной активности школьников; между необходимостью реализации личностно-ориентированной модели образования и уровнем подготовки педагога, не владеющего активными методами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике школы определили выбор темы курсовой работы: «Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего школьного возраста».
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности младших школьников.
Введение 3
1. Основы развития познавательной активности младшего школьника 6
1.1. Сущность понятия «познавательная активность» 6
1.2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности школьника 10
2. Педагогические Условия и пути формирования познавательной активности школьников 15
2.1. Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников 15
2.2. Роль педагога в развитии познавательной активности школьников 16
2.3. Пути формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование навыков познавательной деятельности у младшего школьника - это целенаправленный процесс развития устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения
2. Познавательная активность - результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности, а также фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
4. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника, носят комплексный характер и включают: учебно-методическое обеспечение образовательной процесса; оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний; ориентация учебного процесса и внеурочной деятельности младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию.
А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2012.
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013.
3. Буддизм. Четыре благородных истины. – М., 2001.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвeдения. В 2-х т. - М., Педагогика, 1982 - Т.1
5. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2010.
6. Локк Д. Мысли о воспитании. / Пед.наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н.Джуринский. – М., Педагогика, 2011.
7. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2012.
8. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А., Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2011.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2013.
10. Шамова. Т. И. , Воровщиков С. Г. , Новожилова М. М. \ Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения, М.: «5 за знания», 2014.
11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Просвещение, 2013.
12. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П.Зинченко. - М., 2012.
13. Ямвлих. Жизнь Пифагора // Человек. –1991. – № 3. – С. 83-96.14. http:\www.kravmv.narod.ru.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
На сегодняшний день главной задачей школы и общества является воспитание подлинно духовной, интеллигентной личности. Образование, более чем прежде должно быть направлено на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, ее социализацию.
Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от «17» декабря 2010 г. № 1897. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике [9]. Эти характеристики предъявляют к личности повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и в основе их лежит стремление к активному познанию и самореализации личности.
Актуальность постановки проблемы познавательного развития младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Цель: изучить педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Задачи: В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему развития познавательной активности в научно-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия «познавательная активность».
3. Выявить уровень влияния некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника.
4. Рассмотреть педагогические условия развития и пути формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Данная проблема в различных аспектах изучалась в трудах педагогов и психологов. Наиболее полное освещение проблемы формирования познавательной активности получили в трудах Щукиной Г.И. [11] и Шамовой Т.И. [10].
Психологической основой для развития, теории познавательной активности послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов Леонтьева А.Н., Рубинштейна Л.С., Демина М.В., Божович Л.И. и другие.
Психологические аспекты познавательной деятельности изучались Ананьевым Б.Г., Леонтъевым А.Н., Рубинштейном Л.С., Выготским А.С., Зинченко В.П., и другими.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (Давыдов В.В., Зинченко В.П., Талызина Н.Ф., Шадриков В.Д., Якиманская И.С. и др.).
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Александровой Э.И., Давыдовым В.В., Занковым Л.В., Истоминой Н.Б., Колягиным Ю.М., Петерсон Л.Г. [8], Пышкало A.M., Стойловой Л.П., Скаткиным М.Н., Элькониным Д.Б. [12] и др.
Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Ананьева Б.Г., Аристовой Л.А., Данилова М.А., Есипова Б.И., Лернера И.Я., Пидкасистого П.И., Чехловой З.Ф.и др.
Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется противоречием: между возросшими требованиями к уровню развития познавательной активности личности и недостаточным использованием педагогом – практиком уникальных возможностей детства в развитии познавательной активности школьников; между необходимостью реализации личностно-ориентированной модели образования и уровнем подготовки педагога, не владеющего активными методами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике школы определили выбор темы курсовой работы: «Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего школьного возраста».
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности младших школьников.
Введение 3
1. Основы развития познавательной активности младшего школьника 6
1.1. Сущность понятия «познавательная активность» 6
1.2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности школьника 10
2. Педагогические Условия и пути формирования познавательной активности школьников 15
2.1. Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников 15
2.2. Роль педагога в развитии познавательной активности школьников 16
2.3. Пути формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование навыков познавательной деятельности у младшего школьника - это целенаправленный процесс развития устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения
2. Познавательная активность - результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности, а также фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
4. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника, носят комплексный характер и включают: учебно-методическое обеспечение образовательной процесса; оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний; ориентация учебного процесса и внеурочной деятельности младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию.
А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2012.
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013.
3. Буддизм. Четыре благородных истины. – М., 2001.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвeдения. В 2-х т. - М., Педагогика, 1982 - Т.1
5. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2010.
6. Локк Д. Мысли о воспитании. / Пед.наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н.Джуринский. – М., Педагогика, 2011.
7. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2012.
8. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А., Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2011.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2013.
10. Шамова. Т. И. , Воровщиков С. Г. , Новожилова М. М. \ Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения, М.: «5 за знания», 2014.
11. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Просвещение, 2013.
12. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П.Зинченко. - М., 2012.
13. Ямвлих. Жизнь Пифагора // Человек. –1991. – № 3. – С. 83-96.14. http:\www.kravmv.narod.ru.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
300 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую