Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психологическое сопровождение процесса адаптации школьников

  • 41 страниц
  • 2017 год
  • 213 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Elena120812

Пишу только качественные работы. На данном ресурсе занимаю первое место по гуманитарным предметам :)

600 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к обучению в школе 5
1.1. Содержание понятия «адаптация» 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет 9
1.3 Формы и содержание психологического сопровождения на этапе адаптации учащихся первого класса к школе ……………………………....15
Глава 2. Исследование школьной адаптации первоклассников к школе 25
2.1 Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе……………………….. 25
2.2 Проектирование системы психологической поддержки в период адаптации первоклассников к школьной жизни 30
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников 35
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение ……………………………………………………………………...41

1.1. Содержание понятия «адаптация»

Понятие «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptio», которое понимается как приспособление, и широко использовалось первоначально в биологических науках для описания механизмов и феномена приспособительного поведения индивидов в мире, эволюции разных форм жизни.
Общая приспособленность живого организма к условиям существования в биологии складывается из большого количества адаптации самого разного масштаба. В ходе эволюции все адаптации возникают в результате естественного отбора мутаций (наследственных вариаций) и их комбинаций. Данные мутации возникают всегда и в любой популяции живых организмов в огромнейшем количестве, причем их большая часть не проявляется, а находится только в скрытом виде в генофонде. Из поколения в поколение, шаг за шагом при помощи преимущественного размножения особей – носителей подобных полезных изменений становятся такие новые свойства характерными для вида.
...

1.3 Формы и содержание психологического сопровождения на этапе адаптации учащихся первого класса к школе

Первый год обучения ребенка в школе рассматривается как период естественной адаптации, причем первое полугодие условно можно назвать этапом первичной адаптации. Его особенность состоит в том, что все дети первые полгода пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Однако к середине 1-го класса большинство детей, так или иначе, выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, в общении в школьной среде, во внутреннем психическом или физическом самочувствии [10].
...

2.1 Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школьной жизни, как мы уже выяснили, в себя включает:
- адаптацию ребенка к коллективу школы (эмоциональное благополучие школьника в межличностном взаимодействии);
- адаптацию организма ребенка к изменившимся условиям жизни (более напряженный режим дня, смена сферы деятельности, физические нагрузки на организм и т д.);
- адаптацию ребенка к новой для него деятельности (изменение деятельности игровой на учебную).
В связи с этим мы решили выделить три основные критерии, по которым можно судить об имеющемся уровне адаптации первоклассников к обучению в школе: эмоциональный, деятельностный, физиологический. Показатели и критерии уровня адаптации рассмотрен в табл. 1.

Таблица 1.
Критерии и показатели уровня адаптации младшего школьника
Критерии
Показатели
Методы диагностики
1. Физиологический
1. заболеваемость в период адаптации
2. работоспособность

2.2 Проектирование системы психологической поддержки в период адаптации первоклассников к школьной жизни

Во время формирующего эксперимента основные задачи педагога-психолога в процессе сопровождения процесса адаптации были следующие:
- Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.
- Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.
- Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
...

2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников

Для анализа эффективности проделанной работы мы провели повторную диагностику первоклассников. Дети диагностировались по тесту, который был предложен перед началом формирующего эксперимента. Родителям был предложен тест.
Результаты тестирования представлены в таблице 2
Таблица 2.
Статистическая характеристика
уровня адаптации учеников 1 класса А
Критерий
Высокий
Средний
Низкий

Кол.
%
Кол.
%
Кол.
%
Физиологический
3
30%
7
70%
0
0%
Деятельностный
3
30%
6
60%
1
10%
Эмоциональный
3
30%
6
60%
1
10%

Рисунок 2.
Сравнительная характеристика
уровня адаптации учеников

Проведенная повторная диагностика, таким образом, показала улучшение результатов у детей исследуемой группы. Таким образом, мы можем заключить, что выбранная нами адаптационная программа для учащихся первых классов является эффективной.
Таким образом, диагностика показала улучшение результатов у детей.
...

Заключение

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования показало, что под адаптацией младшего школьника понимается постепенное приспособление ребенка к его новой жизни в социуме в соответствии с новой в его жизни ситуацией обучения в школе. Педагогическая сущность процесса адаптации сожжет быть осуществлена с учетом того, что личность, по сути, является членом общества, в отношении которого педагогическая поддержка состоит в том, чтобы ученик смог успешно адаптироваться к условиям современного общества и активно включиться в его жизнедеятельность.
Педагог и психолог должны школьнику оказывать помощь в овладении учебными навыками, обращая при этом внимание на сложность перестройки ребенка на новый для него вид деятельности.
...

Всего: 27 источников.
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие Ч.1 [Текст] / Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова //Журнал прикладной психологии, 2000.
2. Алмазова, И. Г. Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития субъектов образования [Текст] / И. Г. Алмазова // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 91-96.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2002. – 364с.
4. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] /Л. П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 12. - С. 59-62.
5. Басова, Е. Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход [Текст] / Е. Д. Басова // Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - С. 48-54.
..........

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к обучению в школе 5
1.1. Содержание понятия «адаптация» 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет 9
1.3 Формы и содержание психологического сопровождения на этапе адаптации учащихся первого класса к школе ……………………………....15
Глава 2. Исследование школьной адаптации первоклассников к школе 25
2.1 Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе……………………….. 25
2.2 Проектирование системы психологической поддержки в период адаптации первоклассников к школьной жизни 30
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников 35
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение ……………………………………………………………………...41

1.1. Содержание понятия «адаптация»

Понятие «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptio», которое понимается как приспособление, и широко использовалось первоначально в биологических науках для описания механизмов и феномена приспособительного поведения индивидов в мире, эволюции разных форм жизни.
Общая приспособленность живого организма к условиям существования в биологии складывается из большого количества адаптации самого разного масштаба. В ходе эволюции все адаптации возникают в результате естественного отбора мутаций (наследственных вариаций) и их комбинаций. Данные мутации возникают всегда и в любой популяции живых организмов в огромнейшем количестве, причем их большая часть не проявляется, а находится только в скрытом виде в генофонде. Из поколения в поколение, шаг за шагом при помощи преимущественного размножения особей – носителей подобных полезных изменений становятся такие новые свойства характерными для вида.
...

1.3 Формы и содержание психологического сопровождения на этапе адаптации учащихся первого класса к школе

Первый год обучения ребенка в школе рассматривается как период естественной адаптации, причем первое полугодие условно можно назвать этапом первичной адаптации. Его особенность состоит в том, что все дети первые полгода пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Однако к середине 1-го класса большинство детей, так или иначе, выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, в общении в школьной среде, во внутреннем психическом или физическом самочувствии [10].
...

2.1 Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школьной жизни, как мы уже выяснили, в себя включает:
- адаптацию ребенка к коллективу школы (эмоциональное благополучие школьника в межличностном взаимодействии);
- адаптацию организма ребенка к изменившимся условиям жизни (более напряженный режим дня, смена сферы деятельности, физические нагрузки на организм и т д.);
- адаптацию ребенка к новой для него деятельности (изменение деятельности игровой на учебную).
В связи с этим мы решили выделить три основные критерии, по которым можно судить об имеющемся уровне адаптации первоклассников к обучению в школе: эмоциональный, деятельностный, физиологический. Показатели и критерии уровня адаптации рассмотрен в табл. 1.

Таблица 1.
Критерии и показатели уровня адаптации младшего школьника
Критерии
Показатели
Методы диагностики
1. Физиологический
1. заболеваемость в период адаптации
2. работоспособность

2.2 Проектирование системы психологической поддержки в период адаптации первоклассников к школьной жизни

Во время формирующего эксперимента основные задачи педагога-психолога в процессе сопровождения процесса адаптации были следующие:
- Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.
- Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.
- Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
...

2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников

Для анализа эффективности проделанной работы мы провели повторную диагностику первоклассников. Дети диагностировались по тесту, который был предложен перед началом формирующего эксперимента. Родителям был предложен тест.
Результаты тестирования представлены в таблице 2
Таблица 2.
Статистическая характеристика
уровня адаптации учеников 1 класса А
Критерий
Высокий
Средний
Низкий

Кол.
%
Кол.
%
Кол.
%
Физиологический
3
30%
7
70%
0
0%
Деятельностный
3
30%
6
60%
1
10%
Эмоциональный
3
30%
6
60%
1
10%

Рисунок 2.
Сравнительная характеристика
уровня адаптации учеников

Проведенная повторная диагностика, таким образом, показала улучшение результатов у детей исследуемой группы. Таким образом, мы можем заключить, что выбранная нами адаптационная программа для учащихся первых классов является эффективной.
Таким образом, диагностика показала улучшение результатов у детей.
...

Заключение

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования показало, что под адаптацией младшего школьника понимается постепенное приспособление ребенка к его новой жизни в социуме в соответствии с новой в его жизни ситуацией обучения в школе. Педагогическая сущность процесса адаптации сожжет быть осуществлена с учетом того, что личность, по сути, является членом общества, в отношении которого педагогическая поддержка состоит в том, чтобы ученик смог успешно адаптироваться к условиям современного общества и активно включиться в его жизнедеятельность.
Педагог и психолог должны школьнику оказывать помощь в овладении учебными навыками, обращая при этом внимание на сложность перестройки ребенка на новый для него вид деятельности.
...

Всего: 27 источников.
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие Ч.1 [Текст] / Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова //Журнал прикладной психологии, 2000.
2. Алмазова, И. Г. Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития субъектов образования [Текст] / И. Г. Алмазова // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 91-96.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2002. – 364с.
4. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] /Л. П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 12. - С. 59-62.
5. Басова, Е. Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход [Текст] / Е. Д. Басова // Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - С. 48-54.
..........

Купить эту работу

Психологическое сопровождение процесса адаптации школьников

600 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Elena120812
4.6
Пишу только качественные работы. На данном ресурсе занимаю первое место по гуманитарным предметам :)
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
600 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

«Психолого-педагогические основы развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Психолого-педагогические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Марина [email protected] об авторе Elena120812 2015-10-28
Курсовая работа

все отлично, спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Lespoir об авторе Elena120812 2015-11-18
Курсовая работа

Спасибо автору, сделал раньше срока.

Общая оценка 5
Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе Elena120812 2014-11-17
Курсовая работа

отличный автор! отличная работа! спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе Elena120812 2018-03-07
Курсовая работа

автор молодец. Сделал работу раньше срока, все аккуратно, в тему

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Методические основы изучения величин в ДОУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Подготовка руки к письму детей 6- 7 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽