все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования основана на требованиях ФГОС к современному учителю, который должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и основывать свою деятельность на принципе гуманизма, вниманию к детям, дифференциации и индивидуализации обучения. При этом учитель выступает не только в качестве человека, передающего информацию, а в качестве наставника, поэтому одним из требований к учителю является овладение педагогическим тактом.
Раньше учитель рассматривался в качестве человека, который имеет профессиональную подготовку и занимающийся обучающей деятельностью профессионально. Ученые в области педагогики и психологии говорят о том, что непрофессионально своей деятельностью занимаются все оставшиеся категории работающих, лишь педагоги знают, как и что в своей деятельности необходимо менять, чтобы ее последствия были эффективные и качественные. Однако педагогическая наука не принимала во внимание отдаленность проявления формируемых качеств личности, а также вероятностный характер результатов педагогического процесса.
Учитель же является тем человеком, поступки которого оцениваются другими в большей степени, деятельность которого не безразлична обществу, при этом при оценке поступков учителей и результатов деятельность происходит применение понятия морали.
ФГОС НО № 373 приводит большое количество терминов, относящихся к педагогической морали, на основе которых педагог должен обучать детей. В числе одних из первых компетенций учителя лежит не профессиональная, а именно коммуникативная, предполагающая умение работать с детьми так, чтобы они чувствовали себя не ниже учителя, доверяли учителю и чувствовали в нем наставника. Однако современные учителя не могут отойти от системы традиционных уроков, так как отсутствуют возможности формировании педагогического такта и развития личности учителя. Учителя продолжают уделять внимание обучению детей, редко задумываясь об их воспитании, из-за чего личность учителя не является столь интересной и значимой для ученика.
Именно проблема развития личности учителя, как воспитателя, как наставник, понимающего психологию ученика является столь актуальной в современной системе образования.
Противоречия исследования проявляются между:
• Требованиями ФГОС и спецификой традиционной системы образования;
• Творческой личность педагога и отсутствием возможности привлекать детей к деятельности без документальных согласий.
Проблема исследования заключается в особенностях формирования педагогического такта как основы педагогической деятельности.
Степень изученности проблемы. Проблема исследования занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Написаны статьи В.Г. Зинченко, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, B.К. Зарецкого, Б.М. Теплова и др.
Изучению различных вопросов проблемы формирования личности учителя и развитию педагогического такта уделяли внимание зарубежные ученые, как А. Маслоу, А. Адлер, Г. Олпорт, М. Монтессори, 3. Фрейд, и другие.
Ряд исследований отечественных ученых напрямую связан с изучением педагогического такта: В.И. Андреев, В.А. Афанасьев, Л.И. Антропова, А.В. Машляковская, М.В Богуславский, О.С. Газман, Т.А. Ветошкина, А.С. Макаренко, Л.Н. Куликова, Л.Н. Коган, С.Т. Шацкий.
Защищены докторские и диссертации ученых Д.Г. Сорокова, М.В. Богуславского, Г.А. Любиной, Л.Р. Гребенникова, Е.А. Хилтунен, Т.И. Лобачевой, К.Д. Сумнительного и др.
Цель работы – рассмотреть особенности педагогического такта, представляющего собой основу педагогической деятельности.
Объектом исследования является педагогическая деятельность.
Предметом исследования являются особенности педагогического такта как основы педагогической деятельности.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитания личности педагога;
2. Выявить требования к современному педагогу, согласно ФГОС;
3. Определить педагогический такт как часть мастерства педагога;
4. Систематизировать элементы и принципы педагогического такта;
5. Выделить условия овладения педагогическим тактом и тактика ведения урока.
Гипотеза исследования заключается в том, что создание специальных условий ведет к овладению педагогическим тактом и успешностью педагогической деятельности.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды ученых, взятых за основу для систематизации теоретического материла.
Методами исследования являются поисковый, описательный и сравнительно-сопоставительный.
Теоретическая значимость исследуемой проблемы заключается в обосновании новых требований ФГОС и педагогического стандарта, направленных на развитие личности педагога. Причем в работе новые понятия, согласно современному этапу развития системы образования, которые не были рассмотрены ранее.
Практическая значимость предоставляет возможность систематизации условий и принципов развития педагогического такта, которые могут быть применены для повышения квалификации педагогов или переподготовки. К тому же, полученные в ходе работы данные, могут быть использованы для проведения научно-практических конференций, написания новых трудов, а также составления новых требований к системе образования.
Вышесказанное определяет новизну исследования: появление ФГОС, Педагогического стандарта нового поколения, рассчитанных до 2020 года приводит к новым требованиям развития педагога и овладения им профессиональных и личностных компетенций, которые не были исследованы ранее, но удовлетворяют особенностям развития современной системы образования.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение и список литературы.
На основе изложенного материала будет сделан систематизированный анализ, изложенный в заключительной части работы.
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования педагогического такта 7
1.1 Воспитание личности педагога 7
1.2 Требования к современному педагогу, согласно ФГОС 12
1.3 Педагогический такт как часть мастерства педагога 18
Вывод к главе 1 23
Глава 2. Выявление основных аспектов (особенностей) формирования педагогического такта в педагогической деятельности 25
2.1 Методы и методики выявления уровня педагогического такта 25
2.2 Условия формирования педагогического такта 36
Вывод к главе 2 41
Заключение 42
Список литературы 44
Работа посвящена изучению особенностей формирования педагогического такта учителей в контексте современных федеральных требований, доминирующему принципу гуманизма и особенностям современных учащихся.
В ходе работы были достигнуты все ранее поставленные задачи, а именно:
1. Рассмотрены особенности воспитания личности педагога;
2. Выявлены требования к современному педагогу, согласно ФГОС;
3. Определен педагогический такт как часть мастерства педагога;
4. Систематизированы элементы и принципы педагогического такта;
5. Выделены условия овладения педагогическим тактом и тактика ведения урока.
Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он - результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.
Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И конечно же, необходимы знания способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в умения.
Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство.
Следует иметь в виду, что конфликты как несоответствие позиций учителя и ученика - частое явление в педагогической деятельности. Поэтому педагогу, особенно молодому, надо учитывать уже апробированные правила поведения в конфликтных ситуациях, которые могут помочь в перестройке создавшихся сложных условий целесообразно педагогическим замыслам.
Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что одна из причин их - бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей юных собеседников.
Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьников затруднениях.
На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута.
Нормативно-правовые документы
1. Программа развития воспитания в системе образования России на 2012-2017 годы[Текст] // Вестник образования. – 2012. – №12. – С. 16-49.
2. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н[Текст] // Вестник образования. – 2017. – №10. – С. 3-26.
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Образования, утвержденный приказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот « 6 » октября 2009 г. № 373[Текст] // Вестник образования. – 2017. – №6. – С. 39-92.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)», утвержденный Министерством образования науки Российской Федерации от 2013 г. № 16277 [Текст] // Вестник образования. – 2017. – №12. – С. 112-153.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)», зарегистрированный в Министерстве юстиции России от 19.12.2014 N 35263 [Текст] // Вестник образования. – 2017. – №6. – С. 39-92.
Основная литература
6. Авдонин В.Н. Практическая педагогика [Текст] // История университета. - №3, 2015. – С. 63-72
7. Амонашвили Ш. А. Культура педагогического общения. Профессия учитель [Текст]/ под ред. В. П. Олавкина. – М.: Просвещение, 2015. – 414 с.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст]// Образование в школе. – 2015. – № 7. – С. 35-104
9. Бутенко Н.А., Девятых С.Ю. Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях[Текст] // Материалы II международной научно-практической конференции 1–2 декабря 2011 года. – Пенза – Сургут – Витебск: Социосфера, 2011. – 149 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М: Издательский Дом «Восток», 1991. – 32с.
11. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий [Текст] /П.Я. Гальперин. – Минск: Минский ин-тут упр-ния, 2011. – 63 с.
12. Горький А.М. Воспитание детей. Спорные проблемы марксистской педагогики: сб. статей[Текст] / под ред. А. З. Иоанисиани. – М., Изд-во Работник просвещения, 2013. – 452 с.
13. Девятых С.Ю., Кулик С.П. Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях[Текст] // Материалы международной научно-практической конференции 1-2 декабря 2012 года. – Пенза – Ереван – Прага: Социосфера, 2012. – 96 с.
14. Калинина Р.Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников[Текст]// Дошкольное воспитание. – 2015. – № 13. – С. 17-178 с.
15. Каменская А.Я. Прогрессивный характер педагогики [Текст]/ пер. с нем., под ред. А.С. Лейниной. – М.: Арт-Р, 2016. – 219 с.
16. Макаренко А.С. Нравственное становление личности [Текст] / А.С. Макаренко. – М: 1985. – 15 с.
17. Роджерс К. Гуманистическая психология / под ред. А.С. Ефимовой. – М.: Деловая книга, 2003. – 219 с.
18. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст] / О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский. – М: Просвещение, 1985. – 431 с.
Словари
20. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. – М: Просвещение, 2008. – 528 с.
21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования основана на требованиях ФГОС к современному учителю, который должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и основывать свою деятельность на принципе гуманизма, вниманию к детям, дифференциации и индивидуализации обучения. При этом учитель выступает не только в качестве человека, передающего информацию, а в качестве наставника, поэтому одним из требований к учителю является овладение педагогическим тактом.
Раньше учитель рассматривался в качестве человека, который имеет профессиональную подготовку и занимающийся обучающей деятельностью профессионально. Ученые в области педагогики и психологии говорят о том, что непрофессионально своей деятельностью занимаются все оставшиеся категории работающих, лишь педагоги знают, как и что в своей деятельности необходимо менять, чтобы ее последствия были эффективные и качественные. Однако педагогическая наука не принимала во внимание отдаленность проявления формируемых качеств личности, а также вероятностный характер результатов педагогического процесса.
Учитель же является тем человеком, поступки которого оцениваются другими в большей степени, деятельность которого не безразлична обществу, при этом при оценке поступков учителей и результатов деятельность происходит применение понятия морали.
ФГОС НО № 373 приводит большое количество терминов, относящихся к педагогической морали, на основе которых педагог должен обучать детей. В числе одних из первых компетенций учителя лежит не профессиональная, а именно коммуникативная, предполагающая умение работать с детьми так, чтобы они чувствовали себя не ниже учителя, доверяли учителю и чувствовали в нем наставника. Однако современные учителя не могут отойти от системы традиционных уроков, так как отсутствуют возможности формировании педагогического такта и развития личности учителя. Учителя продолжают уделять внимание обучению детей, редко задумываясь об их воспитании, из-за чего личность учителя не является столь интересной и значимой для ученика.
Именно проблема развития личности учителя, как воспитателя, как наставник, понимающего психологию ученика является столь актуальной в современной системе образования.
Противоречия исследования проявляются между:
• Требованиями ФГОС и спецификой традиционной системы образования;
• Творческой личность педагога и отсутствием возможности привлекать детей к деятельности без документальных согласий.
Проблема исследования заключается в особенностях формирования педагогического такта как основы педагогической деятельности.
Степень изученности проблемы. Проблема исследования занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Написаны статьи В.Г. Зинченко, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, B.К. Зарецкого, Б.М. Теплова и др.
Изучению различных вопросов проблемы формирования личности учителя и развитию педагогического такта уделяли внимание зарубежные ученые, как А. Маслоу, А. Адлер, Г. Олпорт, М. Монтессори, 3. Фрейд, и другие.
Ряд исследований отечественных ученых напрямую связан с изучением педагогического такта: В.И. Андреев, В.А. Афанасьев, Л.И. Антропова, А.В. Машляковская, М.В Богуславский, О.С. Газман, Т.А. Ветошкина, А.С. Макаренко, Л.Н. Куликова, Л.Н. Коган, С.Т. Шацкий.
Защищены докторские и диссертации ученых Д.Г. Сорокова, М.В. Богуславского, Г.А. Любиной, Л.Р. Гребенникова, Е.А. Хилтунен, Т.И. Лобачевой, К.Д. Сумнительного и др.
Цель работы – рассмотреть особенности педагогического такта, представляющего собой основу педагогической деятельности.
Объектом исследования является педагогическая деятельность.
Предметом исследования являются особенности педагогического такта как основы педагогической деятельности.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитания личности педагога;
2. Выявить требования к современному педагогу, согласно ФГОС;
3. Определить педагогический такт как часть мастерства педагога;
4. Систематизировать элементы и принципы педагогического такта;
5. Выделить условия овладения педагогическим тактом и тактика ведения урока.
Гипотеза исследования заключается в том, что создание специальных условий ведет к овладению педагогическим тактом и успешностью педагогической деятельности.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды ученых, взятых за основу для систематизации теоретического материла.
Методами исследования являются поисковый, описательный и сравнительно-сопоставительный.
Теоретическая значимость исследуемой проблемы заключается в обосновании новых требований ФГОС и педагогического стандарта, направленных на развитие личности педагога. Причем в работе новые понятия, согласно современному этапу развития системы образования, которые не были рассмотрены ранее.
Практическая значимость предоставляет возможность систематизации условий и принципов развития педагогического такта, которые могут быть применены для повышения квалификации педагогов или переподготовки. К тому же, полученные в ходе работы данные, могут быть использованы для проведения научно-практических конференций, написания новых трудов, а также составления новых требований к системе образования.
Вышесказанное определяет новизну исследования: появление ФГОС, Педагогического стандарта нового поколения, рассчитанных до 2020 года приводит к новым требованиям развития педагога и овладения им профессиональных и личностных компетенций, которые не были исследованы ранее, но удовлетворяют особенностям развития современной системы образования.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение и список литературы.
На основе изложенного материала будет сделан систематизированный анализ, изложенный в заключительной части работы.
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования педагогического такта 7
1.1 Воспитание личности педагога 7
1.2 Требования к современному педагогу, согласно ФГОС 12
1.3 Педагогический такт как часть мастерства педагога 18
Вывод к главе 1 23
Глава 2. Выявление основных аспектов (особенностей) формирования педагогического такта в педагогической деятельности 25
2.1 Методы и методики выявления уровня педагогического такта 25
2.2 Условия формирования педагогического такта 36
Вывод к главе 2 41
Заключение 42
Список литературы 44
Работа посвящена изучению особенностей формирования педагогического такта учителей в контексте современных федеральных требований, доминирующему принципу гуманизма и особенностям современных учащихся.
В ходе работы были достигнуты все ранее поставленные задачи, а именно:
1. Рассмотрены особенности воспитания личности педагога;
2. Выявлены требования к современному педагогу, согласно ФГОС;
3. Определен педагогический такт как часть мастерства педагога;
4. Систематизированы элементы и принципы педагогического такта;
5. Выделены условия овладения педагогическим тактом и тактика ведения урока.
Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он - результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.
Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И конечно же, необходимы знания способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в умения.
Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство.
Следует иметь в виду, что конфликты как несоответствие позиций учителя и ученика - частое явление в педагогической деятельности. Поэтому педагогу, особенно молодому, надо учитывать уже апробированные правила поведения в конфликтных ситуациях, которые могут помочь в перестройке создавшихся сложных условий целесообразно педагогическим замыслам.
Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что одна из причин их - бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей юных собеседников.
Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьников затруднениях.
На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута.
Нормативно-правовые документы
1. Программа развития воспитания в системе образования России на 2012-2017 годы[Текст] // Вестник образования. – 2012. – №12. – С. 16-49.
2. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н[Текст] // Вестник образования. – 2017. – №10. – С. 3-26.
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Образования, утвержденный приказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот « 6 » октября 2009 г. № 373[Текст] // Вестник образования. – 2017. – №6. – С. 39-92.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)», утвержденный Министерством образования науки Российской Федерации от 2013 г. № 16277 [Текст] // Вестник образования. – 2017. – №12. – С. 112-153.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)», зарегистрированный в Министерстве юстиции России от 19.12.2014 N 35263 [Текст] // Вестник образования. – 2017. – №6. – С. 39-92.
Основная литература
6. Авдонин В.Н. Практическая педагогика [Текст] // История университета. - №3, 2015. – С. 63-72
7. Амонашвили Ш. А. Культура педагогического общения. Профессия учитель [Текст]/ под ред. В. П. Олавкина. – М.: Просвещение, 2015. – 414 с.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст]// Образование в школе. – 2015. – № 7. – С. 35-104
9. Бутенко Н.А., Девятых С.Ю. Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях[Текст] // Материалы II международной научно-практической конференции 1–2 декабря 2011 года. – Пенза – Сургут – Витебск: Социосфера, 2011. – 149 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М: Издательский Дом «Восток», 1991. – 32с.
11. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий [Текст] /П.Я. Гальперин. – Минск: Минский ин-тут упр-ния, 2011. – 63 с.
12. Горький А.М. Воспитание детей. Спорные проблемы марксистской педагогики: сб. статей[Текст] / под ред. А. З. Иоанисиани. – М., Изд-во Работник просвещения, 2013. – 452 с.
13. Девятых С.Ю., Кулик С.П. Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях[Текст] // Материалы международной научно-практической конференции 1-2 декабря 2012 года. – Пенза – Ереван – Прага: Социосфера, 2012. – 96 с.
14. Калинина Р.Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников[Текст]// Дошкольное воспитание. – 2015. – № 13. – С. 17-178 с.
15. Каменская А.Я. Прогрессивный характер педагогики [Текст]/ пер. с нем., под ред. А.С. Лейниной. – М.: Арт-Р, 2016. – 219 с.
16. Макаренко А.С. Нравственное становление личности [Текст] / А.С. Макаренко. – М: 1985. – 15 с.
17. Роджерс К. Гуманистическая психология / под ред. А.С. Ефимовой. – М.: Деловая книга, 2003. – 219 с.
18. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст] / О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский. – М: Просвещение, 1985. – 431 с.
Словари
20. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. – М: Просвещение, 2008. – 528 с.
21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
380 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую