все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В процессе использования речи при осуществлении познавательной деятельности ребенка происходит перестройка его основных психических процессов. К примеру, такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция формируются и развиваются в процессе усвоения речи.
Однако имеются нарушения в психическом развитии некоторых детей, которые являются достаточно разнообразными. Они могут быть связаны с различными сторонами психофизического развития зрительного восприятия детей, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой областей, двигательной сферы. Подобные нарушения могут вызываться и иными причинами. Так, для детей с задержкой психического развития свойственна низкая работоспособность и продуктивность, нестабильность памяти, недостаточная сформированность опосредованного запоминания.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития 5
1.2. Методы изучения устной речи младших школьников с задержкой психического развития 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования 16
2.2. Содержание исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
1.1. Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития
Речь детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет качественные отличия как от речи детей с нормальным развитием, так и детей с умственной отсталостью. Рассматривая речь детей с задержкой психического развития можно отметить, что ее развитие находится в рамках повседневного общения, они не имеют серьезных нарушений звукопроизношения, лексического и грамматического строя. Вместе с тем, она оставляет впечатление смазанности, недостаточной отчетливости, что находится в непосредственной взаимосвязи с малой подвижностью артикуляторного аппарата [11, с. 102]
Существует классификация детей с задержкой психического развития в зависимости от характера нарушений речи:
1. К первой группе относятся дети с изолированным недостатком, который выражается только в неправильном произношении одной фонетической категории.
...
1.2. Методы изучения устной речи младших школьников с задержкой психического развития
Речевое развитие – это первое и основное, что всегда проверяется логопедами и педагогами при вступительном собеседовании с будущими первоклассниками. Особое внимание уделяется проверке правильности произношения, а также наличия у ребенка необходимого для работы по программе первого класса словарного запаса. Его собственная речь должна быть грамматически правильной. Диагностируя речевое развитие ребенка, необходимо понять: им усвоены многочисленные стандартные речевые обороты или же основные правила построения речи.
Т.Б.
...
2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования
Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №78» города Барнаула. В эксперименте приняли участие младшие школьники восьмилетнего возраста, посещающие коррекционный класс для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Цель экспериментального исследования — выявление особенностей устной речи младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
• подобрать необходимый диагностический инструментарий для обследования детей;
• сформировать экспериментальную группу младших школьников;
• провести обследование устной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
2.2. Содержание исследования
Диагностическое исследование проводилось в естественной, привычной для школьников обстановке в форме метода индивидуального констатирующего эксперимента. Обследование проводилось в первой половине дня в свободное от занятий время.
Диагностические мероприятия были проведены до начала занятий специальными упражнениями с целью того, чтобы можно было в процессе последующей работы установить отличия в подготовке детей и разработать индивидуальную программу для каждого воспитанника.
До начала диагностических мероприятий проводилось тщательное знакомство с характеристикой на ребенка от школьного психолога. Исследование начиналось со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время занятий, перемен, при выполнении трудовых поручений и т.д.).
Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения ребенка к экспериментатору, расположения к себе, проводилась беседа.
...
2.3. Анализ результатов исследования
В ходе исследования устной речи детей фиксировались все ошибки и затруднения школьников при выполнении заданий. Большинство детей путались в незнакомых понятиях и быстро теряли интерес к заданию, часто отвлекались, а потом тяжело включались в работу снова, допускали большое число ошибок и не могли их исправить. Большая часть школьников нуждалась в помощи взрослого, им тяжело было реагировать на наводящие вопросы.
Большинство учащихся затруднялись при назывании инструментов, они не могут дифференцировать понятия «стая» и «стадо», «кейс» и «сумка». Много ошибок наблюдалось и при выполнении задания на классификацию понятий. Это было связано с тем, что дети не знают большинство инструментов и они не знали, в какую группу их следует отнести. В том случае, если им удавалось с помощью наводящих вопросов взрослого создать соответствующую группу картинок, они не могли назвать одним словом все находящиеся в ней предметы.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при данной аномалии развития часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития вызывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения.
...
1. Антипова, Ж.В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения [Текст] / Ж.В. Антипова, Е.В. Крылова // Школьный логопед. - 2013. – № 1. - С. 31-33.
2. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. Монография [Текст] / Т.В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013. - 157 с.
3. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Монография [Текст] / О.В. Защиринская. - М.: Речь, 2013. - 168 с.
4. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 112 с.
5. Кисова, В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях [Текст] / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. – №2. - С. 348-352.
6. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 64 с.
7. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И.Д. Коненкова. - М.: Гном, 2012. — 85 с.
8. Крылова, Е.В. Анализ связных речевых высказываний учащихся с ЗПР [Текст] / Е.В. Крылова // Школьный логопед. - 2012. – № 3. - С. 14-32.
9. Ларина, Л.Ю. Особенности речевых компетенций у детей с ЗПР / Л.Ю. Ларина [Текст] // Специальное образование. - 2016. – №2. - С. 84-86.
10. Логинова, Е.А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева // Специальное образование. - 2014. – №10. - С. 136-139.
11. Макаров, И.В. Нарушения речевого развития у детей с ЗПР [Текст] / И.В. Макаров, Д.А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. - 2017. – №4. - С. 101-105.
12. Нефедова, О.В. Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс [Текст] / О.В. Нефедова // Молодой ученый. - 2016. – №21. - С. 901-905.
13. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. Метод. пособие [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: Владос, 2013. - 89 с.
14. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
15. Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР. Метод. пособие [Текст] / Е.В. Шамарина. - М.: Гном, 2013. - 80 с.
16. Шевченко, С.Г. Дети с ЗПР. Монография [Текст] / С.В. Шевченко. - М.: Школьная пресса, 2015. - 96 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В процессе использования речи при осуществлении познавательной деятельности ребенка происходит перестройка его основных психических процессов. К примеру, такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция формируются и развиваются в процессе усвоения речи.
Однако имеются нарушения в психическом развитии некоторых детей, которые являются достаточно разнообразными. Они могут быть связаны с различными сторонами психофизического развития зрительного восприятия детей, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой областей, двигательной сферы. Подобные нарушения могут вызываться и иными причинами. Так, для детей с задержкой психического развития свойственна низкая работоспособность и продуктивность, нестабильность памяти, недостаточная сформированность опосредованного запоминания.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития 5
1.2. Методы изучения устной речи младших школьников с задержкой психического развития 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования 16
2.2. Содержание исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
1.1. Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития
Речь детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет качественные отличия как от речи детей с нормальным развитием, так и детей с умственной отсталостью. Рассматривая речь детей с задержкой психического развития можно отметить, что ее развитие находится в рамках повседневного общения, они не имеют серьезных нарушений звукопроизношения, лексического и грамматического строя. Вместе с тем, она оставляет впечатление смазанности, недостаточной отчетливости, что находится в непосредственной взаимосвязи с малой подвижностью артикуляторного аппарата [11, с. 102]
Существует классификация детей с задержкой психического развития в зависимости от характера нарушений речи:
1. К первой группе относятся дети с изолированным недостатком, который выражается только в неправильном произношении одной фонетической категории.
...
1.2. Методы изучения устной речи младших школьников с задержкой психического развития
Речевое развитие – это первое и основное, что всегда проверяется логопедами и педагогами при вступительном собеседовании с будущими первоклассниками. Особое внимание уделяется проверке правильности произношения, а также наличия у ребенка необходимого для работы по программе первого класса словарного запаса. Его собственная речь должна быть грамматически правильной. Диагностируя речевое развитие ребенка, необходимо понять: им усвоены многочисленные стандартные речевые обороты или же основные правила построения речи.
Т.Б.
...
2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования
Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №78» города Барнаула. В эксперименте приняли участие младшие школьники восьмилетнего возраста, посещающие коррекционный класс для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Цель экспериментального исследования — выявление особенностей устной речи младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
• подобрать необходимый диагностический инструментарий для обследования детей;
• сформировать экспериментальную группу младших школьников;
• провести обследование устной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
2.2. Содержание исследования
Диагностическое исследование проводилось в естественной, привычной для школьников обстановке в форме метода индивидуального констатирующего эксперимента. Обследование проводилось в первой половине дня в свободное от занятий время.
Диагностические мероприятия были проведены до начала занятий специальными упражнениями с целью того, чтобы можно было в процессе последующей работы установить отличия в подготовке детей и разработать индивидуальную программу для каждого воспитанника.
До начала диагностических мероприятий проводилось тщательное знакомство с характеристикой на ребенка от школьного психолога. Исследование начиналось со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время занятий, перемен, при выполнении трудовых поручений и т.д.).
Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения ребенка к экспериментатору, расположения к себе, проводилась беседа.
...
2.3. Анализ результатов исследования
В ходе исследования устной речи детей фиксировались все ошибки и затруднения школьников при выполнении заданий. Большинство детей путались в незнакомых понятиях и быстро теряли интерес к заданию, часто отвлекались, а потом тяжело включались в работу снова, допускали большое число ошибок и не могли их исправить. Большая часть школьников нуждалась в помощи взрослого, им тяжело было реагировать на наводящие вопросы.
Большинство учащихся затруднялись при назывании инструментов, они не могут дифференцировать понятия «стая» и «стадо», «кейс» и «сумка». Много ошибок наблюдалось и при выполнении задания на классификацию понятий. Это было связано с тем, что дети не знают большинство инструментов и они не знали, в какую группу их следует отнести. В том случае, если им удавалось с помощью наводящих вопросов взрослого создать соответствующую группу картинок, они не могли назвать одним словом все находящиеся в ней предметы.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при данной аномалии развития часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития вызывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения.
...
1. Антипова, Ж.В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения [Текст] / Ж.В. Антипова, Е.В. Крылова // Школьный логопед. - 2013. – № 1. - С. 31-33.
2. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. Монография [Текст] / Т.В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013. - 157 с.
3. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Монография [Текст] / О.В. Защиринская. - М.: Речь, 2013. - 168 с.
4. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 112 с.
5. Кисова, В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях [Текст] / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. – №2. - С. 348-352.
6. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 64 с.
7. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И.Д. Коненкова. - М.: Гном, 2012. — 85 с.
8. Крылова, Е.В. Анализ связных речевых высказываний учащихся с ЗПР [Текст] / Е.В. Крылова // Школьный логопед. - 2012. – № 3. - С. 14-32.
9. Ларина, Л.Ю. Особенности речевых компетенций у детей с ЗПР / Л.Ю. Ларина [Текст] // Специальное образование. - 2016. – №2. - С. 84-86.
10. Логинова, Е.А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева // Специальное образование. - 2014. – №10. - С. 136-139.
11. Макаров, И.В. Нарушения речевого развития у детей с ЗПР [Текст] / И.В. Макаров, Д.А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. - 2017. – №4. - С. 101-105.
12. Нефедова, О.В. Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс [Текст] / О.В. Нефедова // Молодой ученый. - 2016. – №21. - С. 901-905.
13. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. Метод. пособие [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: Владос, 2013. - 89 с.
14. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
15. Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР. Метод. пособие [Текст] / Е.В. Шамарина. - М.: Гном, 2013. - 80 с.
16. Шевченко, С.Г. Дети с ЗПР. Монография [Текст] / С.В. Шевченко. - М.: Школьная пресса, 2015. - 96 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
550 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую