все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Процесс письма представляет собой достаточно сложный психофизиологический процесс, в осуществлении которого принимают участие самые различные отделы коры головного мозга. Для того, чтобы овладеть письмом необходима достаточная сформированность большого количества психических процессов, например, таких как внимание, память и мышление. В отличие от устной речи, усвоение которой ребенком происходит непроизвольно, по подражанию, усвоение письменной речи происходит достаточно сознательно и только в процессе специального обучения. Однако если ребенок недостаточно овладел произносительной стороной речи, то процесс овладения грамотой будет для него достаточно затруднительным.
Установлено, что эффективное обучения детей грамоте достигается лишь в том случае, если у ребенка достаточно сильно сформировано познавательное отношение к речи, а в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Овладение грамотой основывается на умении человека слышать звуки речи, разлагать слова на слоги и слоги на звуки.
Основными исследователями данной области являются такие знаменитые ученые, как Д.Б. Эльконина, Г.П. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и многие другие. Они выявили то, что успешность обучения грамоте во многом определяется именно тем, насколько для ребенка разделены звуковая и смысловая стороны слова. Узловым образованием, которое связывает различные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова является основной предпосылкой обучения грамоте младших школьников.
Звуковая структура слова является одним из основных компонентов речевой функции. Речевая функция представляет собой важнейшую психическую функцию человека. В процессе речевого развития происходит становление высших форм познавательной деятельности, а также способности к понятийному мышлению. Значение слова является обобщением и в связи с этим является не только единицей речи, но и единицей мышления. В процессе психического развития ребенка появляется сложное, совершенно новое единство, такое как речевое мышление.
Постижение способности к речевому общению формирует предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, с помощью которых формируются представления ребенка об окружающей действительности, а также усовершенствуются формы ее отражения.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи в какой либо степени (в зависимости от характера речевых расстройств) негативно влияет на все психическое развитие ребенка. Помимо этого, оно сказывается на его поведении и деятельности. Тяжелые нарушения речи могут оказать отрицательное влиять и на умственное развитие, особенно на развитие высших уровней познавательной деятельности, что связано с довольно тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых происходит познание ребенком окружающей действительности.
1.1 Процесс овладения грамотой
Освоение детьми письменной речи начинается с поступлением ребенка в школу, а также в процессе обучения в детском саду, где начинают формироваться первые предпосылки к письменной речи.
Процесс письма включает в себя довольно четко структурированные звенья, которыми необходимо научиться оперировать ребенку в процессе школьного обучения необходимо научиться оперировать.
Первой из специальных операций, входящих в состав самого процесса письма, которую выделяет А. Р. Лурия, является анализ звукового состава слова, которое подлежит написанию. Из звукового потока, воспринимаемого и мысленного представляемого пишущим под диктовку человеком, должна быть выделена серия звучаний, - сначала тех, с которых начинается нужное слово, а затем и последующих.
Выделение последовательности звуков, составляющих слово, является первым условием для расчленения речевого потока, иначе говоря, для превращения его в серию членораздельных звуков.
Вторым условием тесно связанным с предыдущим, является уточнение звуков, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие, обобщенные речевые звуки - фонемы. Задачей ребенка на этом этапе является различение нужной фонемы, отделив ее от близкой по звучанию, так как согласные звуки могут входить то в мягкие, то в твердые слоги и для ребенка оказывается сложным выделение нужной фонемы.
Итак, звуковой анализ и уточнение звуков это второе существенное условие для процесса письма, т. к. только эти фонемы, абстрагированные от случайных звучаний и выделенные из общего комплекса звуков, составляющих слово, и могут стать предметом дальнейшей записи.
На начальных этапах развития навыка письма указанные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они почти перестают осознаваться и осуществляются автоматизированно.
В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.
Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.
Объект исследования является процесс овладения грамотой младшими школьниками.
Предмет исследования: влияние нарушений звукопроизносительной стороны речи на процесс овладения грамотой.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать процесс овладения грамотой;
2. Выявить факторы, которые влияют на процесс овладения грамотой;
3. Определить основные особенности звукопроизносительной стороны речи;
4. Рассмотреть особенности организации развития речи в период обучения грамоте;
5. Исследовать уровень развития звукопроизносительной речи младших школьников;
6. Дать определенные рекомендации для коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 2001.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 1999.
Исправление звукопроизношения у детей. В. М. Акименко. Сердце отдаю детям– М.: Просвещение, 2001.
Краузе Е. Логопедия. - СПб.: «Корона», 2002. – 208 с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2003.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997. - 304с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб.: «Детство пресс», 2003.
Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г. В. - М.: «Аркти», 2002. – 240 с.
Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - М.: Издательство АСТ, 2002. – 333 с.
Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1999. – 221 с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
Астапов В.М. Определение готовности детей к школе/ В.М. Астапов. - М, 1991. - 31 с.
Горецкий В.Г. Теоретические основы развивающего обучения грамоте/ В.Г. Горецкий, В.А Кирюшкин.- М:Начальная школа, 1989.
Парамонова Л.Г. Логопедия./ Л.Г. Парамонова – СПб.: Речь, 2004.
Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2010.
Хватцев, М. Е. Логопедия: в 2 кн.: книга для преподавателей и студентов пед. вузов. Кн. 1 / М.Е. Хватцев; под науч. ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009
Ковригина, Л. В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций: учебное пособие / Л.В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2006.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т.В. Волосовец.– М.:ACADEMA, 2002
Дружинина Г.М. Фонетическое лото: эффективно, занимательно, интересно // Нач. шк.+ - 2003. - №11.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Процесс письма представляет собой достаточно сложный психофизиологический процесс, в осуществлении которого принимают участие самые различные отделы коры головного мозга. Для того, чтобы овладеть письмом необходима достаточная сформированность большого количества психических процессов, например, таких как внимание, память и мышление. В отличие от устной речи, усвоение которой ребенком происходит непроизвольно, по подражанию, усвоение письменной речи происходит достаточно сознательно и только в процессе специального обучения. Однако если ребенок недостаточно овладел произносительной стороной речи, то процесс овладения грамотой будет для него достаточно затруднительным.
Установлено, что эффективное обучения детей грамоте достигается лишь в том случае, если у ребенка достаточно сильно сформировано познавательное отношение к речи, а в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Овладение грамотой основывается на умении человека слышать звуки речи, разлагать слова на слоги и слоги на звуки.
Основными исследователями данной области являются такие знаменитые ученые, как Д.Б. Эльконина, Г.П. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и многие другие. Они выявили то, что успешность обучения грамоте во многом определяется именно тем, насколько для ребенка разделены звуковая и смысловая стороны слова. Узловым образованием, которое связывает различные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова является основной предпосылкой обучения грамоте младших школьников.
Звуковая структура слова является одним из основных компонентов речевой функции. Речевая функция представляет собой важнейшую психическую функцию человека. В процессе речевого развития происходит становление высших форм познавательной деятельности, а также способности к понятийному мышлению. Значение слова является обобщением и в связи с этим является не только единицей речи, но и единицей мышления. В процессе психического развития ребенка появляется сложное, совершенно новое единство, такое как речевое мышление.
Постижение способности к речевому общению формирует предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, с помощью которых формируются представления ребенка об окружающей действительности, а также усовершенствуются формы ее отражения.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи в какой либо степени (в зависимости от характера речевых расстройств) негативно влияет на все психическое развитие ребенка. Помимо этого, оно сказывается на его поведении и деятельности. Тяжелые нарушения речи могут оказать отрицательное влиять и на умственное развитие, особенно на развитие высших уровней познавательной деятельности, что связано с довольно тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых происходит познание ребенком окружающей действительности.
1.1 Процесс овладения грамотой
Освоение детьми письменной речи начинается с поступлением ребенка в школу, а также в процессе обучения в детском саду, где начинают формироваться первые предпосылки к письменной речи.
Процесс письма включает в себя довольно четко структурированные звенья, которыми необходимо научиться оперировать ребенку в процессе школьного обучения необходимо научиться оперировать.
Первой из специальных операций, входящих в состав самого процесса письма, которую выделяет А. Р. Лурия, является анализ звукового состава слова, которое подлежит написанию. Из звукового потока, воспринимаемого и мысленного представляемого пишущим под диктовку человеком, должна быть выделена серия звучаний, - сначала тех, с которых начинается нужное слово, а затем и последующих.
Выделение последовательности звуков, составляющих слово, является первым условием для расчленения речевого потока, иначе говоря, для превращения его в серию членораздельных звуков.
Вторым условием тесно связанным с предыдущим, является уточнение звуков, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие, обобщенные речевые звуки - фонемы. Задачей ребенка на этом этапе является различение нужной фонемы, отделив ее от близкой по звучанию, так как согласные звуки могут входить то в мягкие, то в твердые слоги и для ребенка оказывается сложным выделение нужной фонемы.
Итак, звуковой анализ и уточнение звуков это второе существенное условие для процесса письма, т. к. только эти фонемы, абстрагированные от случайных звучаний и выделенные из общего комплекса звуков, составляющих слово, и могут стать предметом дальнейшей записи.
На начальных этапах развития навыка письма указанные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они почти перестают осознаваться и осуществляются автоматизированно.
В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.
Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.
Объект исследования является процесс овладения грамотой младшими школьниками.
Предмет исследования: влияние нарушений звукопроизносительной стороны речи на процесс овладения грамотой.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать процесс овладения грамотой;
2. Выявить факторы, которые влияют на процесс овладения грамотой;
3. Определить основные особенности звукопроизносительной стороны речи;
4. Рассмотреть особенности организации развития речи в период обучения грамоте;
5. Исследовать уровень развития звукопроизносительной речи младших школьников;
6. Дать определенные рекомендации для коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 2001.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 1999.
Исправление звукопроизношения у детей. В. М. Акименко. Сердце отдаю детям– М.: Просвещение, 2001.
Краузе Е. Логопедия. - СПб.: «Корона», 2002. – 208 с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2003.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997. - 304с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб.: «Детство пресс», 2003.
Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г. В. - М.: «Аркти», 2002. – 240 с.
Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - М.: Издательство АСТ, 2002. – 333 с.
Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1999. – 221 с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
Астапов В.М. Определение готовности детей к школе/ В.М. Астапов. - М, 1991. - 31 с.
Горецкий В.Г. Теоретические основы развивающего обучения грамоте/ В.Г. Горецкий, В.А Кирюшкин.- М:Начальная школа, 1989.
Парамонова Л.Г. Логопедия./ Л.Г. Парамонова – СПб.: Речь, 2004.
Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2010.
Хватцев, М. Е. Логопедия: в 2 кн.: книга для преподавателей и студентов пед. вузов. Кн. 1 / М.Е. Хватцев; под науч. ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009
Ковригина, Л. В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций: учебное пособие / Л.В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2006.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т.В. Волосовец.– М.:ACADEMA, 2002
Дружинина Г.М. Фонетическое лото: эффективно, занимательно, интересно // Нач. шк.+ - 2003. - №11.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую