все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В основе педагогической науки, вне зависимости от специфики различных педагогических концепций, лежат идеи о сущности человека, его природе, способности к воспитанию и развитию как индивида, индивидуальности и личности, а также о природе различных социальных групп. Эта фундаментальная основа определяет вектор развития человека на определенном этапе становления общества.
Проблема изучения педагогических идей в контексте нравственного самосовершенствования в наследии философов Древней Греции и их развитии в философско-педагогической трактовке исследователей эпохи Возрождения и Нового Времен важна и современна как для теории, так и для практики. Мораль – есть форма самоутверждения личности, её можно рассматривать как способ реализации возможностей.
Педагогика Классической Греции и эпохи Возрождения небезразлична современности. Многие исследователи, рассматривая педагогические практики данного периода, говорят о преемственности тех или иных современных методов воспитания и образования, методам древним, уходящим корнями в Античность. Актуальность проблемы продиктована новыми социальными запросами общества, изменениями сферы науки и образования. Интерпретация исторического материала античной педагогики и его развития в эпохи Возрождения и Нового времени путём выявления сходства и различия подходов и методов к проблемам нравственности обладает высоким потенциалом для адекватного понимания логики развития фундаментальных образовательных идеалов и прослеживания их внедрения в современную педагогическую практику. Принимая во внимание свойство культуры периодически возвращаться к историческим традициям, истокам, рефлектировать по поводу явлений прошлого, есть смысл поиска этого своеобразного ключа к пониманию современности и дальнейшему развитию.
Исследование представляет практическую ценность при сравнительном анализе дидактических методов воспитания и образования, выведенными античными учителями и философами эпохи Возрождения и Нового Времени. Если охарактеризовать становление педагогической традиции Западной цивилизации в античную эпоху, то следует отметить, что в рамках риторического сознания и вариациях философских учений осуществлялись поиски гуманистически направленных личностных ориентиров для формирования рациональных педагогических методов. Для массового педагогического сознания эти варианты философских теорий были слишком сложны и при отсутствии влияния достаточно сформированных религиозных переживаний они не могли стать основой сознания масс. Процесс воспитания в античном обществе происходил и развивался в условиях критического отношения к традициям, что привело к развитию творческого преобразующего начала в духовной жизни и наложило отпечаток на механизмы социального наследования. Вопросы морали, свободы личности, культурных, социально-политических и педагогических гарантий её независимости, свободы и самодостаточности, возможности соотнести и гармонизировать её интересы с интересами общества обсуждался не только на уровне философско-теоретического сознания, но и в массовом сознании полисов, где уделялось внимание человеческой индивидуальности, развитие которой возможно осуществить только посредством воспитания.
Тема разума явилась ядром педагогических исканий античности, его рассматривали как ключевую высшую часть человеческой души. Несмотря на огромный интерес к эмоциональной сфере человека, развитию воли как необходимого условия добродетельного и разумного поведения так же придавалось большое значение.
В античном сознании укрепились идеи признания зависимости от воспитания и образования процветания и стабильности полисов и всего государства. И как следствие – благополучие и процветание отдельно взятого человека, гражданина.
Эпоха средневековья внесла противоречия в становление базисных педагогических традиций Западной цивилизации. Крушение рабовладельческих отношений обнищание городов, возникновение варварских государств и кризис культуры привел и к крушению школы как института образования и воспитания. Моральные устои изменились. Античное образование за редким исключением перестало существовать. Западная Европа на три столетия погрузилась в «темные века».
При существенном изменении социокультурной ситуации и смене общественного строя начали формироваться новые принципы педагогики, базирующиеся на причинности социальной реальности и особенностях среды окружения человека. Когда на смену рабовладению пришел феодализм и основой духовной жизни стало христианство, то античному идеалу самоутверждения и соревнования пришли сложившиеся на востоке идеалы смирения и самоуничижения и духовной независимости от власти. Христианство получило широкое распространение среди низов общества, так как народные массы все больше утрачивали связь с правящей верхушкой, на место античного полиса пришло тотального бюрократическое государство. В условиях угнетения и разобщенности, которым подвергались народные массы римской империи, стали формироваться новые принципы христианской морали, воспитания и образования. Отношения между учителем и учеником не могли ограничиваться только школой, они переходили в сферу повседневной жизни, так как ученик мог навещать учителя в его доме и выполнять обязанности слуги. А учитель же служил для ученика живым примером, нравственным ориентиром, доказывая истинность своих учений поведением в повседневной жизни. Яркий пример таких отношений содержит древнейший памятник христианства – Евангелия, описывая отношения и методы, с помощью которых Христос общался со своими учениками.
С.С.Аверинцев пишет: «Необходимо помнить, что христианство было сугубо педагогическим движением, некоей морально-религиозной школой человечества; Его некогда грандиозная социальная утопия непонятна без веры в неограниченную «перевоспитуемость» людей, в возможность радикально пересоздать их изнутри». [1]
На дальнейшем историческом промежутке времени получил распространение педагогический идеал, не связанный с античным наследием и базирующийся на присущему христианству идеале монашеской аскезы. Само образование считалось необязательным для христиан, светские науки изучались лишь для углубленного понимания Священного писания. В «тёмные века» с позиции христианского понимания добродетели был решен вопрос, мучивший античных философов – не кого, а как надо воспитывать. И это обусловило интерес к поиску методов и путей достижения реализации педагогических и этических целей.
XIII в. становится переломным рубежом в истории Западной цивилизации. В городах начинает распространяться начальное образование для мирян, в университетских программах обучения начинает преобладать исследовательский, научный подход, базирующийся на знаниях, созданных человеком. Возрастает интерес к самому человеку, к строению его тела. С признанием постулата о признании тела формой одухотворённого существа, красота тела призывает вспомнить о красоте души. Труд из разряда наказания проецируется в позитивную ценность – как деяние, угодное Богу.
В эпоху средневековья лишь наметились качественные изменения в характере базисных педагогических традиций западной Европы которые завершился в эпоху Возрождения и Реформации (XIV – XVI вв.) С началом зарождения раннебуржуазных отношений отмечался расцвет культуры, духовный подъём. Этическими идеалами и нравственными ориентирами деятелей искусства и культура Ренессанса были: гуманизм (как милосердие), духовность, гармония, душа.
Новой эпохе стали соответствовать и новые педагогические идеалы. Н. С. Розов пишет: «маятник качнулся в сторону индивида – его талантов, способностей, личных стремлений…В текстах Рабле, Компанеллы, Монтеня запечатлеваются яркие образы гуманистического образования. Сориентированные на личные интересы и способности учащегося, на его любознательность, на связь с жизнью и самостоятельность мышления.»[2]
Оставаясь в рамках христианской идеологии, которая формировала прочный духовно-нравственный стержень, универсальный для всех носителей Западной культуры, эстетика Возрождения повернулась лицом к человеку, увидела в античном наследии идеал высокой гражданственности, достойный подражания и преумножения. Гуманизм как идеологическое направление философской мысли впервые проявил свои основные черты в эпоху Возрождения. Желание исправить человеческое обществ через систему воспитания и обучения личности под влиянием просветительских теорий великих учителей античности начало приобретать материальность и подтверждаться научными доказательствами. Сформировался гуманистический идеал человека. Он должен быть хорошо образованным, умеющим убеждать собеседника. Уметь воздействовать на ум учащихся, на их сердце, чувства и волю – нравственная цель воспитания гражданина эпохи Возрождения. При необходимом интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии стремиться к содействию с другими людьми - такова социальная цель воспитания данного периода развития общественного сознания. Так же в условиях разделения труда и повышения социальной активности населения гуманистическое воспитание было призвано помочь человеку правильно оценить собственные способности и занять своё место в общественной жизни.
В традиции воспитания и образования эпохи Ренессанс было признано право человека на индивидуальность. Педагогической практикой таких выдающихся мыслителей Ренессанса, как Эразм Роттердамский (1469 – 1538), был создан базис педагогики, основанной на решении задач воспитания счастливого человека и ориентированный на индивидуальность. Эти идеалы были устремлены в будущее и не соответствовали реальной общественной жизни. Так же как и философские воззрения педагогов античности, они оказались по сути недоступны массовому сознанию.
XVI столетие явилось кульминационным в становлении и развитии Западной цивилизации. К этому времени усилиями выдающихся мыслителей своего времени были сформированы базисные педагогические традиции, которые частично легли в основу современной педагогической науки. В педагогике начали преобладать ценностно-рациональные ориентиры, связанные с христианскими добродетелями. Проблема развития разума на основе усвоения знаний снова выходит на авангардные позиции. Человек больше не противопоставлялся обществу, но педагогическая мысль изучала и практиковала развитие его индивидуальности для возможности дальнейшей реализации в жизни своего уникального призвания. Так же возрастало критическое мышление, что позволяло преодолеть традиционализм, характерный для аграрных цивилизаций.
Характеристика педагогического исследования: историко-педагогическая работа
Проблема исследования : необходимость изучения и реконструкции способов античной философско-педагогической мысли, нашедших своё применение в и педагогических практик гуманистов эпохи Возрождения и Нового Времени
Тема. Педагогические идеи в наследии философов Древней Греции
Выбор темы обусловлен данной проблемой.
Объект исследования: Античная педагогика и педагогика эпохи Возрождения и Нового времени
Предмет исследования: Природа нравственно-этических норм. Педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля на проблемы нравственности и их развитие в идеях гуманистов эпохи Возрождения и Нового Времени в контексте достижений современной педагогики.
Цель исследования: Выявить влияние педагогического наследия античных философов Древней Греции и гуманистов эпохи Возрождения, Нового Времени на современное образование.
Задачи исследования:
1) проследить зарождение и развитие античной педагогической мысли в контексте эволюции проблемы морали от архаики до Нового времени;
2) обозначить особенности историко-педагогической интерпретации текстов;
3) охарактеризовать содержание педагогических взглядов античных мыслителей и мыслителей Ренессанса и Нового времени, касающихся нравственного воспитания гражданина;
4) дать сравнительный анализ дидактических систем с целью выявления влияния идей Сократа.
В работе использован комплекс методов исследования, соответствующих предмету изучения и объединяющий общенаучные и специальные общепедагогические методы. Это метод историко-педагогического, логического и системного анализа, позволяющий выстроить общую стратегию понимания педагогических воззрений античных философов и педагогов эпохи Возрождения; метод реконструкции, объяснения и понимания педагогических событий прошлого. А так же биографический, сравнительно-исторический, дающие возможность проследить историко-педагогическую идентификацию эволюции педагогической мысли античных авторов и выявить возможности адаптации её к современной образовательной стратегии.
ГЛАВА I.Античные философы о нравственности человека
Теория воссоздания истории педагогической мысли очень сложна, так как за любым педагогическим учением стоят философия и религия данной эпохи. И успехи истории педагогики напрямую зависят от успехов развития всех исторических наук.
Древнегреческие философы в своём искреннем стремлении понять и оценить всё сущее – Бога, мир и самого себя, таким, каким оно есть, верили в созидательную силу разума человека, который поможет осмысленно формировать представление о природе, о том, как вести себя разумно и жить так, чтобы в полной мере раскрылась его движущая сила. Идея разума имеет различную интерпретацию в многочисленных школах и направлениях античной философской мысли.
Источников, дошедших до наших дней не так много, но, суммируя и обобщая материалы различных исследователей, можно выделить некоторые интересные трактовки интересующей нас проблемы. В частности, Эпедимокл (V в. До н.э.
...
1.1 Педагогическое наследие Сократа
Наука о воспитании – педагогика появилась во времена античности, когда воспитание стало выделяться в общественную функцию и люди начали задумываться над обобщением накопленного педагогического опыта. Территориальные и временные границы Древнего мира огромны – с V тыс. лет до н. э. по V тыс. лет н.э. На четырёх материках начали появляться древние цивилизации, они оставили человечеству драгоценный опыт организации обучения м воспитания детей.
Нельзя не упомянуть об опыте Античного мира Средиземноморья, где в 3-2 тыс. лет до н.э. при господстве греко-римского влияния на некоторых островах Эгейского моря возникла культура со своей письменностью. Жрецы, Дожи, вельможи и состоятельные граждане могли обучиться грамоте при храмах и дворцах. Письменность эволюционировала от пиктограммы через клинопись к слоговому письму. Эгейская культура заложила традиции письменности, которые были приняты последующими цивилизациями и используются в наши дни.
...
1.2 Философское обоснование идей о воспитании Платона
Платон (427 – 347 г. до н.э.) впервые установил связи воспитания с общественным устройством. Общественное воспитание – термин педагогики, обоснованный Платоном. Об этом он упоминал в своих трактатах «Государство» и «Законы». Он считал важным воспитание с раннего детства, чтобы была заложена основа последующего развития. После периода младенчества, как только ребенок научился говорить, наступал период игр и сказок. Через сказку дитя незаметно приобретает элементарные знания о мире. После достижения семилетнего возраста может начинаться систематическое обучение грамоте, поэзии, гимнастике, музыке и военным упражнениям. Философское видение человека и мира по Платону в подготовке слияния человека с «истинным бытиём».
Он видел воспитание как могучий способ формирования личности для постепенного восхождения ученика в мир идей. Это восхождение можно осуществить при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником.
...
1.3 Развитие идей Платона в философско-педагогическом наследии Аристотеля
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) является ближайшим учеником Платона. В платоновской Академии он проучился около 20 лет, поступив туда 18-летним юношей. Первое время он всецело находился под влиянием учителя, но потом он пошел своим собственным путём в развитии философских и педагогический идей итогом которых стало отрицание идей Платона. Это разногласие отражено на одной из Ватиканских фресок кисти Рафаэля – «Афинская школа» ( рис. 1), на которой изображены творцы афинского просвещения, собранные под академическими сводами, уходящими в глубину картины и символизирующими бесконечность познаваемого мира.
...
ГЛАВА II. Сравнительный анализ педагогики Античности и гуманистического наследия педагогики эпохи Возрождения
Общество находится в постоянном развитии, смена общественно-политического строя, экономические процессы подталкивают к изменениям системы образования и воспитания новых людей.
Если рассматривать развитие педагогики как науки в рамках борьбы двух полярных педагогических направлений – авторитарного, основанного на послушании и подавлении личностной свободы ученика, и гуманистической – основанной на понятии свободы личности, то можно выделить некую закономерность. Ввиду того, что педагогическая практика возникла раньше теории, доисторическая педагогика существовала, о чем говорят этнографические данные. И гуманность это педагогики с ненасильственностю воспитания была фактом.
Античность в лице Аристотеля провозгласила гуманистический принцип – природосообразности воспитания. Его цель – в развитии высших сторон души - разумной и животной.
...
2.1 Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения о нравственном воспитании
Источником знаний и образцом для подражания служила античность для деятелей новой культуры, называемых гуманистами. Идеалы античной культуры были близки гуманистам, потому что античные философы так же ставили человека в центр своего мироздания. К теме античности ссылались не только мыслители Эпохи Возрождения , но и другие представители интеллектуальной элиты. Например, фреска Рафаэля Санти (1483-1520) «Афинская Школа», в центре которой изображены Платон и Аристотель. [Приложение]
Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами своеволия, убийства из-за спины, вероломства, борьбы страстей. Пьеса В.Шекспира «Гамлет» являет собой яркий тому пример. Смерть на каждом шагу. Даже в среде гуманистов происходили постоянные соперничества и стычки. Аморальный паразитизм проникал даже в политику – игнорировались моральные принципы.
...
2.2 Гуманистическая педагогика нового и новейшего времени
Дидактическая система Я.А. Каменского, изложенная в «Великой дидактике, является золотым фондом классической педагогической литературы. Новые организационные формы обучения – сколько классов – столько и учебных комнат, оборудование классов должно соответствовать решению учебных задач, четкий регламент времени, соответствие домашних заданий содержанию классных уроков, возрастное соответствие уровню учебных программ. И еще множество рекомендаций по оптимизации учебного процесса и воспитания (умственного, нравственного, физического и эстетического). Его термин «правильное образование» означал развитие при посредстве наук и искусств природных дарований, благонравных нравов в направлении всякой благопристойности согласно всем нравственным устоям. Золотым правилом для учителей Каменский делает наглядность.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История педагогики призвана вносить вклад в дальнейшее развитие методологии, теории, прогностики в рамках соответствующей области знания и в решение конкретных задач соответствующей области деятельности. А изучение истории педагогики при внимательном отношении к источникам, позволяющих увидеть и проанализировать более широкий контекст ключевых для того или иного периода образовательных практик, является одной из главных задач для студентов педагогических ВУЗов.
В исследовании поднимается тема нравственности. Если обозначить её по Сократу, то истина - это нравственность. А истинная нравственность – это знание того, что есть хорошо. Этот постулат был выдвинут античными философами, услышан мыслителями Возрождения, развит, преумножен и интериоризирован педагогами Нового Времени.
...
Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. -256 с.
Розов Н. Ценности и образование // Вестник высшей школы. –1991, №12. – с.20
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В основе педагогической науки, вне зависимости от специфики различных педагогических концепций, лежат идеи о сущности человека, его природе, способности к воспитанию и развитию как индивида, индивидуальности и личности, а также о природе различных социальных групп. Эта фундаментальная основа определяет вектор развития человека на определенном этапе становления общества.
Проблема изучения педагогических идей в контексте нравственного самосовершенствования в наследии философов Древней Греции и их развитии в философско-педагогической трактовке исследователей эпохи Возрождения и Нового Времен важна и современна как для теории, так и для практики. Мораль – есть форма самоутверждения личности, её можно рассматривать как способ реализации возможностей.
Педагогика Классической Греции и эпохи Возрождения небезразлична современности. Многие исследователи, рассматривая педагогические практики данного периода, говорят о преемственности тех или иных современных методов воспитания и образования, методам древним, уходящим корнями в Античность. Актуальность проблемы продиктована новыми социальными запросами общества, изменениями сферы науки и образования. Интерпретация исторического материала античной педагогики и его развития в эпохи Возрождения и Нового времени путём выявления сходства и различия подходов и методов к проблемам нравственности обладает высоким потенциалом для адекватного понимания логики развития фундаментальных образовательных идеалов и прослеживания их внедрения в современную педагогическую практику. Принимая во внимание свойство культуры периодически возвращаться к историческим традициям, истокам, рефлектировать по поводу явлений прошлого, есть смысл поиска этого своеобразного ключа к пониманию современности и дальнейшему развитию.
Исследование представляет практическую ценность при сравнительном анализе дидактических методов воспитания и образования, выведенными античными учителями и философами эпохи Возрождения и Нового Времени. Если охарактеризовать становление педагогической традиции Западной цивилизации в античную эпоху, то следует отметить, что в рамках риторического сознания и вариациях философских учений осуществлялись поиски гуманистически направленных личностных ориентиров для формирования рациональных педагогических методов. Для массового педагогического сознания эти варианты философских теорий были слишком сложны и при отсутствии влияния достаточно сформированных религиозных переживаний они не могли стать основой сознания масс. Процесс воспитания в античном обществе происходил и развивался в условиях критического отношения к традициям, что привело к развитию творческого преобразующего начала в духовной жизни и наложило отпечаток на механизмы социального наследования. Вопросы морали, свободы личности, культурных, социально-политических и педагогических гарантий её независимости, свободы и самодостаточности, возможности соотнести и гармонизировать её интересы с интересами общества обсуждался не только на уровне философско-теоретического сознания, но и в массовом сознании полисов, где уделялось внимание человеческой индивидуальности, развитие которой возможно осуществить только посредством воспитания.
Тема разума явилась ядром педагогических исканий античности, его рассматривали как ключевую высшую часть человеческой души. Несмотря на огромный интерес к эмоциональной сфере человека, развитию воли как необходимого условия добродетельного и разумного поведения так же придавалось большое значение.
В античном сознании укрепились идеи признания зависимости от воспитания и образования процветания и стабильности полисов и всего государства. И как следствие – благополучие и процветание отдельно взятого человека, гражданина.
Эпоха средневековья внесла противоречия в становление базисных педагогических традиций Западной цивилизации. Крушение рабовладельческих отношений обнищание городов, возникновение варварских государств и кризис культуры привел и к крушению школы как института образования и воспитания. Моральные устои изменились. Античное образование за редким исключением перестало существовать. Западная Европа на три столетия погрузилась в «темные века».
При существенном изменении социокультурной ситуации и смене общественного строя начали формироваться новые принципы педагогики, базирующиеся на причинности социальной реальности и особенностях среды окружения человека. Когда на смену рабовладению пришел феодализм и основой духовной жизни стало христианство, то античному идеалу самоутверждения и соревнования пришли сложившиеся на востоке идеалы смирения и самоуничижения и духовной независимости от власти. Христианство получило широкое распространение среди низов общества, так как народные массы все больше утрачивали связь с правящей верхушкой, на место античного полиса пришло тотального бюрократическое государство. В условиях угнетения и разобщенности, которым подвергались народные массы римской империи, стали формироваться новые принципы христианской морали, воспитания и образования. Отношения между учителем и учеником не могли ограничиваться только школой, они переходили в сферу повседневной жизни, так как ученик мог навещать учителя в его доме и выполнять обязанности слуги. А учитель же служил для ученика живым примером, нравственным ориентиром, доказывая истинность своих учений поведением в повседневной жизни. Яркий пример таких отношений содержит древнейший памятник христианства – Евангелия, описывая отношения и методы, с помощью которых Христос общался со своими учениками.
С.С.Аверинцев пишет: «Необходимо помнить, что христианство было сугубо педагогическим движением, некоей морально-религиозной школой человечества; Его некогда грандиозная социальная утопия непонятна без веры в неограниченную «перевоспитуемость» людей, в возможность радикально пересоздать их изнутри». [1]
На дальнейшем историческом промежутке времени получил распространение педагогический идеал, не связанный с античным наследием и базирующийся на присущему христианству идеале монашеской аскезы. Само образование считалось необязательным для христиан, светские науки изучались лишь для углубленного понимания Священного писания. В «тёмные века» с позиции христианского понимания добродетели был решен вопрос, мучивший античных философов – не кого, а как надо воспитывать. И это обусловило интерес к поиску методов и путей достижения реализации педагогических и этических целей.
XIII в. становится переломным рубежом в истории Западной цивилизации. В городах начинает распространяться начальное образование для мирян, в университетских программах обучения начинает преобладать исследовательский, научный подход, базирующийся на знаниях, созданных человеком. Возрастает интерес к самому человеку, к строению его тела. С признанием постулата о признании тела формой одухотворённого существа, красота тела призывает вспомнить о красоте души. Труд из разряда наказания проецируется в позитивную ценность – как деяние, угодное Богу.
В эпоху средневековья лишь наметились качественные изменения в характере базисных педагогических традиций западной Европы которые завершился в эпоху Возрождения и Реформации (XIV – XVI вв.) С началом зарождения раннебуржуазных отношений отмечался расцвет культуры, духовный подъём. Этическими идеалами и нравственными ориентирами деятелей искусства и культура Ренессанса были: гуманизм (как милосердие), духовность, гармония, душа.
Новой эпохе стали соответствовать и новые педагогические идеалы. Н. С. Розов пишет: «маятник качнулся в сторону индивида – его талантов, способностей, личных стремлений…В текстах Рабле, Компанеллы, Монтеня запечатлеваются яркие образы гуманистического образования. Сориентированные на личные интересы и способности учащегося, на его любознательность, на связь с жизнью и самостоятельность мышления.»[2]
Оставаясь в рамках христианской идеологии, которая формировала прочный духовно-нравственный стержень, универсальный для всех носителей Западной культуры, эстетика Возрождения повернулась лицом к человеку, увидела в античном наследии идеал высокой гражданственности, достойный подражания и преумножения. Гуманизм как идеологическое направление философской мысли впервые проявил свои основные черты в эпоху Возрождения. Желание исправить человеческое обществ через систему воспитания и обучения личности под влиянием просветительских теорий великих учителей античности начало приобретать материальность и подтверждаться научными доказательствами. Сформировался гуманистический идеал человека. Он должен быть хорошо образованным, умеющим убеждать собеседника. Уметь воздействовать на ум учащихся, на их сердце, чувства и волю – нравственная цель воспитания гражданина эпохи Возрождения. При необходимом интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии стремиться к содействию с другими людьми - такова социальная цель воспитания данного периода развития общественного сознания. Так же в условиях разделения труда и повышения социальной активности населения гуманистическое воспитание было призвано помочь человеку правильно оценить собственные способности и занять своё место в общественной жизни.
В традиции воспитания и образования эпохи Ренессанс было признано право человека на индивидуальность. Педагогической практикой таких выдающихся мыслителей Ренессанса, как Эразм Роттердамский (1469 – 1538), был создан базис педагогики, основанной на решении задач воспитания счастливого человека и ориентированный на индивидуальность. Эти идеалы были устремлены в будущее и не соответствовали реальной общественной жизни. Так же как и философские воззрения педагогов античности, они оказались по сути недоступны массовому сознанию.
XVI столетие явилось кульминационным в становлении и развитии Западной цивилизации. К этому времени усилиями выдающихся мыслителей своего времени были сформированы базисные педагогические традиции, которые частично легли в основу современной педагогической науки. В педагогике начали преобладать ценностно-рациональные ориентиры, связанные с христианскими добродетелями. Проблема развития разума на основе усвоения знаний снова выходит на авангардные позиции. Человек больше не противопоставлялся обществу, но педагогическая мысль изучала и практиковала развитие его индивидуальности для возможности дальнейшей реализации в жизни своего уникального призвания. Так же возрастало критическое мышление, что позволяло преодолеть традиционализм, характерный для аграрных цивилизаций.
Характеристика педагогического исследования: историко-педагогическая работа
Проблема исследования : необходимость изучения и реконструкции способов античной философско-педагогической мысли, нашедших своё применение в и педагогических практик гуманистов эпохи Возрождения и Нового Времени
Тема. Педагогические идеи в наследии философов Древней Греции
Выбор темы обусловлен данной проблемой.
Объект исследования: Античная педагогика и педагогика эпохи Возрождения и Нового времени
Предмет исследования: Природа нравственно-этических норм. Педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля на проблемы нравственности и их развитие в идеях гуманистов эпохи Возрождения и Нового Времени в контексте достижений современной педагогики.
Цель исследования: Выявить влияние педагогического наследия античных философов Древней Греции и гуманистов эпохи Возрождения, Нового Времени на современное образование.
Задачи исследования:
1) проследить зарождение и развитие античной педагогической мысли в контексте эволюции проблемы морали от архаики до Нового времени;
2) обозначить особенности историко-педагогической интерпретации текстов;
3) охарактеризовать содержание педагогических взглядов античных мыслителей и мыслителей Ренессанса и Нового времени, касающихся нравственного воспитания гражданина;
4) дать сравнительный анализ дидактических систем с целью выявления влияния идей Сократа.
В работе использован комплекс методов исследования, соответствующих предмету изучения и объединяющий общенаучные и специальные общепедагогические методы. Это метод историко-педагогического, логического и системного анализа, позволяющий выстроить общую стратегию понимания педагогических воззрений античных философов и педагогов эпохи Возрождения; метод реконструкции, объяснения и понимания педагогических событий прошлого. А так же биографический, сравнительно-исторический, дающие возможность проследить историко-педагогическую идентификацию эволюции педагогической мысли античных авторов и выявить возможности адаптации её к современной образовательной стратегии.
ГЛАВА I.Античные философы о нравственности человека
Теория воссоздания истории педагогической мысли очень сложна, так как за любым педагогическим учением стоят философия и религия данной эпохи. И успехи истории педагогики напрямую зависят от успехов развития всех исторических наук.
Древнегреческие философы в своём искреннем стремлении понять и оценить всё сущее – Бога, мир и самого себя, таким, каким оно есть, верили в созидательную силу разума человека, который поможет осмысленно формировать представление о природе, о том, как вести себя разумно и жить так, чтобы в полной мере раскрылась его движущая сила. Идея разума имеет различную интерпретацию в многочисленных школах и направлениях античной философской мысли.
Источников, дошедших до наших дней не так много, но, суммируя и обобщая материалы различных исследователей, можно выделить некоторые интересные трактовки интересующей нас проблемы. В частности, Эпедимокл (V в. До н.э.
...
1.1 Педагогическое наследие Сократа
Наука о воспитании – педагогика появилась во времена античности, когда воспитание стало выделяться в общественную функцию и люди начали задумываться над обобщением накопленного педагогического опыта. Территориальные и временные границы Древнего мира огромны – с V тыс. лет до н. э. по V тыс. лет н.э. На четырёх материках начали появляться древние цивилизации, они оставили человечеству драгоценный опыт организации обучения м воспитания детей.
Нельзя не упомянуть об опыте Античного мира Средиземноморья, где в 3-2 тыс. лет до н.э. при господстве греко-римского влияния на некоторых островах Эгейского моря возникла культура со своей письменностью. Жрецы, Дожи, вельможи и состоятельные граждане могли обучиться грамоте при храмах и дворцах. Письменность эволюционировала от пиктограммы через клинопись к слоговому письму. Эгейская культура заложила традиции письменности, которые были приняты последующими цивилизациями и используются в наши дни.
...
1.2 Философское обоснование идей о воспитании Платона
Платон (427 – 347 г. до н.э.) впервые установил связи воспитания с общественным устройством. Общественное воспитание – термин педагогики, обоснованный Платоном. Об этом он упоминал в своих трактатах «Государство» и «Законы». Он считал важным воспитание с раннего детства, чтобы была заложена основа последующего развития. После периода младенчества, как только ребенок научился говорить, наступал период игр и сказок. Через сказку дитя незаметно приобретает элементарные знания о мире. После достижения семилетнего возраста может начинаться систематическое обучение грамоте, поэзии, гимнастике, музыке и военным упражнениям. Философское видение человека и мира по Платону в подготовке слияния человека с «истинным бытиём».
Он видел воспитание как могучий способ формирования личности для постепенного восхождения ученика в мир идей. Это восхождение можно осуществить при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником.
...
1.3 Развитие идей Платона в философско-педагогическом наследии Аристотеля
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) является ближайшим учеником Платона. В платоновской Академии он проучился около 20 лет, поступив туда 18-летним юношей. Первое время он всецело находился под влиянием учителя, но потом он пошел своим собственным путём в развитии философских и педагогический идей итогом которых стало отрицание идей Платона. Это разногласие отражено на одной из Ватиканских фресок кисти Рафаэля – «Афинская школа» ( рис. 1), на которой изображены творцы афинского просвещения, собранные под академическими сводами, уходящими в глубину картины и символизирующими бесконечность познаваемого мира.
...
ГЛАВА II. Сравнительный анализ педагогики Античности и гуманистического наследия педагогики эпохи Возрождения
Общество находится в постоянном развитии, смена общественно-политического строя, экономические процессы подталкивают к изменениям системы образования и воспитания новых людей.
Если рассматривать развитие педагогики как науки в рамках борьбы двух полярных педагогических направлений – авторитарного, основанного на послушании и подавлении личностной свободы ученика, и гуманистической – основанной на понятии свободы личности, то можно выделить некую закономерность. Ввиду того, что педагогическая практика возникла раньше теории, доисторическая педагогика существовала, о чем говорят этнографические данные. И гуманность это педагогики с ненасильственностю воспитания была фактом.
Античность в лице Аристотеля провозгласила гуманистический принцип – природосообразности воспитания. Его цель – в развитии высших сторон души - разумной и животной.
...
2.1 Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения о нравственном воспитании
Источником знаний и образцом для подражания служила античность для деятелей новой культуры, называемых гуманистами. Идеалы античной культуры были близки гуманистам, потому что античные философы так же ставили человека в центр своего мироздания. К теме античности ссылались не только мыслители Эпохи Возрождения , но и другие представители интеллектуальной элиты. Например, фреска Рафаэля Санти (1483-1520) «Афинская Школа», в центре которой изображены Платон и Аристотель. [Приложение]
Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами своеволия, убийства из-за спины, вероломства, борьбы страстей. Пьеса В.Шекспира «Гамлет» являет собой яркий тому пример. Смерть на каждом шагу. Даже в среде гуманистов происходили постоянные соперничества и стычки. Аморальный паразитизм проникал даже в политику – игнорировались моральные принципы.
...
2.2 Гуманистическая педагогика нового и новейшего времени
Дидактическая система Я.А. Каменского, изложенная в «Великой дидактике, является золотым фондом классической педагогической литературы. Новые организационные формы обучения – сколько классов – столько и учебных комнат, оборудование классов должно соответствовать решению учебных задач, четкий регламент времени, соответствие домашних заданий содержанию классных уроков, возрастное соответствие уровню учебных программ. И еще множество рекомендаций по оптимизации учебного процесса и воспитания (умственного, нравственного, физического и эстетического). Его термин «правильное образование» означал развитие при посредстве наук и искусств природных дарований, благонравных нравов в направлении всякой благопристойности согласно всем нравственным устоям. Золотым правилом для учителей Каменский делает наглядность.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История педагогики призвана вносить вклад в дальнейшее развитие методологии, теории, прогностики в рамках соответствующей области знания и в решение конкретных задач соответствующей области деятельности. А изучение истории педагогики при внимательном отношении к источникам, позволяющих увидеть и проанализировать более широкий контекст ключевых для того или иного периода образовательных практик, является одной из главных задач для студентов педагогических ВУЗов.
В исследовании поднимается тема нравственности. Если обозначить её по Сократу, то истина - это нравственность. А истинная нравственность – это знание того, что есть хорошо. Этот постулат был выдвинут античными философами, услышан мыслителями Возрождения, развит, преумножен и интериоризирован педагогами Нового Времени.
...
Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. -256 с.
Розов Н. Ценности и образование // Вестник высшей школы. –1991, №12. – с.20
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую