все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения старших школьников приемам
композиции выразительными средствами коллажа………………………... 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты обучения приемам композиции:
формирование композиционных умений как проблема в художественной
педагогике……………………………………………………………………... 7
1.2. Композиция как средство художественной выразительности в
произведениях декоративно-прикладного искусства………………………. 14
1.3. Условия эффективного обучения старших школьников приемам
композиции выразительными средствами коллажа……………………… 22
Глава 2. Методика обучения приемам композиции выразительными
средствами коллажа старших школьников на кружковых занятиях
«Мифы народов мира»……………………………………………………….. 27
2.1. Рабочая программа «Мифы народов мира»……………………………. 27
2.2. Методическая разработка занятия программы «Мифы народов
мира»…………………………………………………………………………... 39
Заключение…………………………………………………………………….. 46
Список литературы……………………………………………………………. 48
Приложение…………………………………………………………………… 52
Важной задачей современного общества является воспитание
подрастающего поколения. Одним из средств духовного и нравственного
воспитания школьников, его гармоничного развития является искусство. Оно
оказывает влияние на эстетический уровень учащихся, воздействует на такие
психологические процессы, как мышление, память, воображение и внимание.
Чтобы понимать искусство и работать творчески, необходимо знать его
художественно-образный язык, важным компонентом которого является
композиция.
Декоративно-прикладное искусство наиболее доступно для понимания
школьниками. Оно привлекает яркостью цвета, простотой изображения,
контрастностью, целостностью восприятия и, конечно же, своей
необычностью.
На уроках предметной области «Искусство» в школе обучающиеся
осваивают законы композиции, которые помогают в понимании образного
языка различных видов искусства, в том числе и декоративно-прикладного,
но из-за ограниченного количества часов на предмет (1 час в неделю) -
полноценное освоение его невозможно. Внеурочные занятия позволяют в
значительной степени восполнить этот пробел.
Мы считаем, что использование техники «коллаж» на внеурочных
занятиях по декоративному искусству, является наиболее приемлемой для
развития композиционных умений и в целом обучения приемам композиции
старших школьников. Выбор данного средства обусловлен тем, что при
работе с отдельными элементами, прикрепляемыми на плоскость легче
складывать и оформлять какие-либо композиционные решения. А также
постоянное взаимодействие с материалом помогает школьникам развивать
эти способности в дальнейшем.
Проблемой исследования является поиск эффективных средсвт
обучения старших школьников приемам композиции.
4
Основой для методологических и теоретической базы исследования
явились труды психологов, педагогов, методистов о оптимальных условиях,
необходимых для развития композиционных умений школьников средствами
техники «коллаж».
Коллаж – сочетание различных материалов (бумага, текстиль, дерево,
металл, стекло и т.д.), гармонично дополняющих друг друга, которые могут
располагаться и в плоскости, и в объеме. В результате чего образуется
композиционное единство, представляющее собой образную идею
созданного художественного произведения.
Композиция здесь представлена объединением или сочетанием
различных частей в единое целое под знаком какой-либо идеи, мысли
автора. Мы имеем в виду продуманное выстраивание композиции
изображения, поиск гармоничного соотношения отдельных его компонентов,
которые должны, в конечном итоге, образовать законченное, единое по
линейному, тональному, световому и колористическому строю произведение.
Задача педагога предметной области «Искусство» состоит в том, чтобы
способствовать развитию умений у школьников создавать красивые,
ритмичные, эмоционально насыщенные композиции, которые бы легли в
«фундамент» работы с предназначенным – конкретным материалом.
Познавая теорию искусства в практической деятельности по созданию
изделий декоративно-прикладного искусства, учащиеся в процессе занятий в
кружке знакомятся и с рядом других особенностей композиционного
решения декоративного образа.
Коллажем, в настоящее время, все сильнее начинают пользоваться
художники профессионалы в разных видах декоративного творчества в
качестве технического приёма создания изобразительных и декоративных
художественных произведений. Это достаточно быстрый и удобный метод
эскизирования при выполнении поиска композиционных решений, способ
оформления различных помещений (школ, детских учреждений и пр.), метод
создания театральных декораций, проектирования костюма и конечно же при
5
обучении в школе, детском саду и других образовательных учреждениях. Он,
как самостоятельное художественное произведение обладает
специфическими выразительными свойствами, а процесс его создания -
многими художественно развивающими, образовательными и
воспитательными функциями, особенно в работе с дошкольниками,
школьниками.
Выбор же темы коллажа и в целом направления программы «Мифы
народов мира» отчасти обусловлен интересом к различным стилистическим
приемам, которые используются в различных культурах как ведущие
средства выразительности. Изучение многообразия культурных кодов через
искусство разных стран и эпох, позволит разнообразить художественноэстетический опыт обучающихся, сформировать представление о
композиции, как о динамической структуре, которая подвержена влиянию
представления о прекрасном конкретного народа или страны.
Цель исследования – обосновать и выявить педагогический потенциал
коллажа как средства обучений старших школьников приемам композиции, а
также как средства развития их композиционных умений.
Объектом исследования является учебный процесс на внеурочных
занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования – процесс обучения приемам композиции
выразительными средствами коллажа на внеурочных занятиях «Мифы
народов мира».
Гипотеза исследования: обучение старших школьников приемам
композиции выразительными средствами коллажа будет проходить
эффективно, если:
- изучить теоретические основы обучения старших школьников
приемам композиции, в т.ч. психолого-педагогические аспекты развития
композиционных умений;
- выявить особенности композиции как средства художественной
выразительности в декоративно-прикладном искусстве, в т.ч. - коллаже;
6
- определить условия эффективного обучения старших школьников
приемам композиции средствами коллажа в рамках освоения программы
«Мифы народов мира»;
- разработать программу внеурочной деятельности «Мифы народов
мира» и методическую разработку одного из занятий по данной программе.
Исходя из названной цели, предмета, объекта, гипотезы были
определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты обучения
приемам композиции, в т.ч. аспекты развития композиционных
умений старших школьников;
2. Выявить особенности композиции как средства художественной
выразительности в произведениях декоративно-прикладного
искусства;
3. Определить условия эффективного обучения старших
школьников приемам композиции выразительными средствами
коллажа;
4. Разработать программу внеурочной деятельности «Мифы
народов мира»;
5. Предложить методическую разработку занятия программы
«Мифы народов мира».
В своей работе мы применяли следующие методы исследования:
- Анализ литературных источников по проблеме исследования;
- Метод историко-культурного анализа;
- анализ и обработка полученных результатов;
- систематизация;
- обобщение.
Данный курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Работу защитил в 2019 году на отлично. Материал не утратил свою оригинальность.Проверку проходит на etxt. и антиплагиат. Список литературы в файле больше чем представлено на сайте
1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия / Ю. Аксенов, М. Левидова.
– М.: Советский художник, 1986. - 326 с.
2. Алехин А.Д, Изобразительное искусство: Художник. Педагог.
Школа: книга для учителя / А.Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984. -
160 с.
3. Алпатов М.В. Композиция в живописи / М.В. Алпатов. – М.-Л.:
Искусство, 1940. – 132 с.
4. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая
диагностика / Б.Г. Ананьев // Вопр. психол. – 1968. - № 5. С. 26-27.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Сокращенный
перевод с англ, Самохина B.П. / общ. ред. В. Н. Шестакова. - М.:
Прогресс, 1974. - 392 с.
6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись.
Композиция / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1969. – 239 с.,ил.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.
– М.: Питер, 2000. - 304 с.
8. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве / В.В. Ванслов. – М.:
Искусство, 1956. – 370 с.
9. Величковский Б.М., Зинченко В.Л., Лурия А.Р. Психология
восприятия / под ред. Б.М. Величковского. – М.: изд-во МГУ, 1973. -
245 с.
10.Виппер Б.Д. Введение в историческое изучение искусства/ Б.Р.
Виппер. – М.: Изобразительное искусство, 1985 – 228с.
11.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. проф.
Петровского А.В. Учеб. 3 пособие для студентов пед. ин-тов; - М.:
Просвещение, 1973. - 288 с.
49
12.Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х томах / Н.Н. Волков. –
М.: Искусство, 1977 – 264с., ил.
13.Волкова Е.В. Произведения искусства – предмет эстетического
анализа / Е.В. Волкова. – М.: изд-во МГУ, 1976. - 288с.
14.Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – М.:
Искусство, 2004. – 120 с
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения старших школьников приемам
композиции выразительными средствами коллажа………………………... 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты обучения приемам композиции:
формирование композиционных умений как проблема в художественной
педагогике……………………………………………………………………... 7
1.2. Композиция как средство художественной выразительности в
произведениях декоративно-прикладного искусства………………………. 14
1.3. Условия эффективного обучения старших школьников приемам
композиции выразительными средствами коллажа……………………… 22
Глава 2. Методика обучения приемам композиции выразительными
средствами коллажа старших школьников на кружковых занятиях
«Мифы народов мира»……………………………………………………….. 27
2.1. Рабочая программа «Мифы народов мира»……………………………. 27
2.2. Методическая разработка занятия программы «Мифы народов
мира»…………………………………………………………………………... 39
Заключение…………………………………………………………………….. 46
Список литературы……………………………………………………………. 48
Приложение…………………………………………………………………… 52
Важной задачей современного общества является воспитание
подрастающего поколения. Одним из средств духовного и нравственного
воспитания школьников, его гармоничного развития является искусство. Оно
оказывает влияние на эстетический уровень учащихся, воздействует на такие
психологические процессы, как мышление, память, воображение и внимание.
Чтобы понимать искусство и работать творчески, необходимо знать его
художественно-образный язык, важным компонентом которого является
композиция.
Декоративно-прикладное искусство наиболее доступно для понимания
школьниками. Оно привлекает яркостью цвета, простотой изображения,
контрастностью, целостностью восприятия и, конечно же, своей
необычностью.
На уроках предметной области «Искусство» в школе обучающиеся
осваивают законы композиции, которые помогают в понимании образного
языка различных видов искусства, в том числе и декоративно-прикладного,
но из-за ограниченного количества часов на предмет (1 час в неделю) -
полноценное освоение его невозможно. Внеурочные занятия позволяют в
значительной степени восполнить этот пробел.
Мы считаем, что использование техники «коллаж» на внеурочных
занятиях по декоративному искусству, является наиболее приемлемой для
развития композиционных умений и в целом обучения приемам композиции
старших школьников. Выбор данного средства обусловлен тем, что при
работе с отдельными элементами, прикрепляемыми на плоскость легче
складывать и оформлять какие-либо композиционные решения. А также
постоянное взаимодействие с материалом помогает школьникам развивать
эти способности в дальнейшем.
Проблемой исследования является поиск эффективных средсвт
обучения старших школьников приемам композиции.
4
Основой для методологических и теоретической базы исследования
явились труды психологов, педагогов, методистов о оптимальных условиях,
необходимых для развития композиционных умений школьников средствами
техники «коллаж».
Коллаж – сочетание различных материалов (бумага, текстиль, дерево,
металл, стекло и т.д.), гармонично дополняющих друг друга, которые могут
располагаться и в плоскости, и в объеме. В результате чего образуется
композиционное единство, представляющее собой образную идею
созданного художественного произведения.
Композиция здесь представлена объединением или сочетанием
различных частей в единое целое под знаком какой-либо идеи, мысли
автора. Мы имеем в виду продуманное выстраивание композиции
изображения, поиск гармоничного соотношения отдельных его компонентов,
которые должны, в конечном итоге, образовать законченное, единое по
линейному, тональному, световому и колористическому строю произведение.
Задача педагога предметной области «Искусство» состоит в том, чтобы
способствовать развитию умений у школьников создавать красивые,
ритмичные, эмоционально насыщенные композиции, которые бы легли в
«фундамент» работы с предназначенным – конкретным материалом.
Познавая теорию искусства в практической деятельности по созданию
изделий декоративно-прикладного искусства, учащиеся в процессе занятий в
кружке знакомятся и с рядом других особенностей композиционного
решения декоративного образа.
Коллажем, в настоящее время, все сильнее начинают пользоваться
художники профессионалы в разных видах декоративного творчества в
качестве технического приёма создания изобразительных и декоративных
художественных произведений. Это достаточно быстрый и удобный метод
эскизирования при выполнении поиска композиционных решений, способ
оформления различных помещений (школ, детских учреждений и пр.), метод
создания театральных декораций, проектирования костюма и конечно же при
5
обучении в школе, детском саду и других образовательных учреждениях. Он,
как самостоятельное художественное произведение обладает
специфическими выразительными свойствами, а процесс его создания -
многими художественно развивающими, образовательными и
воспитательными функциями, особенно в работе с дошкольниками,
школьниками.
Выбор же темы коллажа и в целом направления программы «Мифы
народов мира» отчасти обусловлен интересом к различным стилистическим
приемам, которые используются в различных культурах как ведущие
средства выразительности. Изучение многообразия культурных кодов через
искусство разных стран и эпох, позволит разнообразить художественноэстетический опыт обучающихся, сформировать представление о
композиции, как о динамической структуре, которая подвержена влиянию
представления о прекрасном конкретного народа или страны.
Цель исследования – обосновать и выявить педагогический потенциал
коллажа как средства обучений старших школьников приемам композиции, а
также как средства развития их композиционных умений.
Объектом исследования является учебный процесс на внеурочных
занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования – процесс обучения приемам композиции
выразительными средствами коллажа на внеурочных занятиях «Мифы
народов мира».
Гипотеза исследования: обучение старших школьников приемам
композиции выразительными средствами коллажа будет проходить
эффективно, если:
- изучить теоретические основы обучения старших школьников
приемам композиции, в т.ч. психолого-педагогические аспекты развития
композиционных умений;
- выявить особенности композиции как средства художественной
выразительности в декоративно-прикладном искусстве, в т.ч. - коллаже;
6
- определить условия эффективного обучения старших школьников
приемам композиции средствами коллажа в рамках освоения программы
«Мифы народов мира»;
- разработать программу внеурочной деятельности «Мифы народов
мира» и методическую разработку одного из занятий по данной программе.
Исходя из названной цели, предмета, объекта, гипотезы были
определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты обучения
приемам композиции, в т.ч. аспекты развития композиционных
умений старших школьников;
2. Выявить особенности композиции как средства художественной
выразительности в произведениях декоративно-прикладного
искусства;
3. Определить условия эффективного обучения старших
школьников приемам композиции выразительными средствами
коллажа;
4. Разработать программу внеурочной деятельности «Мифы
народов мира»;
5. Предложить методическую разработку занятия программы
«Мифы народов мира».
В своей работе мы применяли следующие методы исследования:
- Анализ литературных источников по проблеме исследования;
- Метод историко-культурного анализа;
- анализ и обработка полученных результатов;
- систематизация;
- обобщение.
Данный курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Работу защитил в 2019 году на отлично. Материал не утратил свою оригинальность.Проверку проходит на etxt. и антиплагиат. Список литературы в файле больше чем представлено на сайте
1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия / Ю. Аксенов, М. Левидова.
– М.: Советский художник, 1986. - 326 с.
2. Алехин А.Д, Изобразительное искусство: Художник. Педагог.
Школа: книга для учителя / А.Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984. -
160 с.
3. Алпатов М.В. Композиция в живописи / М.В. Алпатов. – М.-Л.:
Искусство, 1940. – 132 с.
4. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая
диагностика / Б.Г. Ананьев // Вопр. психол. – 1968. - № 5. С. 26-27.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Сокращенный
перевод с англ, Самохина B.П. / общ. ред. В. Н. Шестакова. - М.:
Прогресс, 1974. - 392 с.
6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись.
Композиция / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1969. – 239 с.,ил.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.
– М.: Питер, 2000. - 304 с.
8. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве / В.В. Ванслов. – М.:
Искусство, 1956. – 370 с.
9. Величковский Б.М., Зинченко В.Л., Лурия А.Р. Психология
восприятия / под ред. Б.М. Величковского. – М.: изд-во МГУ, 1973. -
245 с.
10.Виппер Б.Д. Введение в историческое изучение искусства/ Б.Р.
Виппер. – М.: Изобразительное искусство, 1985 – 228с.
11.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. проф.
Петровского А.В. Учеб. 3 пособие для студентов пед. ин-тов; - М.:
Просвещение, 1973. - 288 с.
49
12.Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х томах / Н.Н. Волков. –
М.: Искусство, 1977 – 264с., ил.
13.Волкова Е.В. Произведения искусства – предмет эстетического
анализа / Е.В. Волкова. – М.: изд-во МГУ, 1976. - 288с.
14.Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – М.:
Искусство, 2004. – 120 с
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149302 Курсовой работы — поможем найти подходящую