все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тяжелые нарушения речи выступают острым негативным фактором в развитии любого ребёнка, недоразвитие или поражение речевой системы приводит к возникновению ряда вторичных отклонений: ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений, недостатки памяти, целенаправленности и концентрации внимания, снижения уровня обобщений, недостаточное развитие умения строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания современной развивающей предметно-пространственной среды для коррекции ТНР, внесения разнообразия в образовательный процесс, повышения интереса учащихся к выполнению заданий педагог должен находиться в постоянном поиске новых методов, приёмов и средств обучения. Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальной группе учащихся с ТНР является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Все это обусловило актуальность исследования современных научных подходов к поиску средств развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Степень научной разработанности. В научной литературе проблемам обучения детей с ТНР уделяется много внимания, на что указывает большое количество учебных пособий, научных статей. Среди наиболее значимых следует выделить работы А.И. Сергеевой, Л.А. Огородниковой, так как в них помимо теоретических основ, предлагаются авторские методики развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с ТНР. Также выделяются научные статьи Н.С. Баулиной, Т.В. Бабий, Д.А. Климец, Е.А. Хватынец, в которых рассмотрены особенности коррекционной работы в рассматриваемом направлении.
Цель курсовой работы – определить теоретические основы методической работы в сфере диагностики и коррекции развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи работы:
− исследовать понятие и психологические особенности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи;
− определить понятие моторики и значение её развития в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи;
− рассмотреть методы диагностики моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи;
− изучить методы коррекционной работы развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования – процесс овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – развитие моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследования, применённые в курсовой работе:
1) обобщение и систематизация – данные методы использовались в ходе поиска научной литературы по теме исследования, группирования научных источников по категориям и пр.;
2) анализ и синтез использовались в ходе рассмотрения научных подходов к понятию моторики и её развитию в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи;
3) системно-структурный метод использовался при построении структуры курсовой работы, её содержания.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в возможности применения материалов в дальнейшем учебном процессе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников. Общий объём работы составляет 23 страницы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
5
1.1. Понятие и психологические особенности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
5
1.2. Понятие моторики и значение её развития в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи
10
Выводы к главе 1 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
14
2.1. Методы диагностики моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи
14
2.2. Методы коррекционной работы развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи
17
Выводы к главе 2 20
Заключение 22
Список использованных источников 24
Реферат по дисциплине педагогика. Теория, методика. Эмпирического исследования в работе нет.
Оригинальность работы по Антиплагиат.ру (бесплатная версия) 84,27% (проверен 30.06.2023)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баулина, Н.С. Теоретические основы развития речевой коммуникации детей с нарушениями речи / Н.С. Баулина, О.Б. Широких // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского, Рязань, 24–25 марта 2022 года. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2022. – С. 206-211
2. Бабий, Т.В. Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Т. В. Бабий // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного: Сборник статей по материалам Всероссийской студенческой конференции, Нижний Новгород, 25 апреля 2019 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019. – С. 12-15
3. Бекташева, С.Р. Особенности психического нарушения детей с тяжелыми нарушениями речи / С. Р. Бекташева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 3-2. – С. 29-32.
4. Демидова, А. П. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / А. П. Демидова, В. Н. Зиновьева, Н. К. Слыш // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-3. – С. 73-75.
5. Климец, Д.А. Зрительно-моторная координация как основа формирования навыка письма у учащихся с тяжелыми нарушениями речи /
Д. А. Климец; науч. рук. Н. В. Крюковская // Научный поиск - 2022: сб. науч. работ студентов / ГрГУ им. Янки Купалы ; гл. ред. Н. В. Крюковская ; редкол.:
Н. В. Крюковская [и др.]. – Гродно: ГрГУ им. Янки Купалы, 2022. – С. 67-70
6. Катаева, Д. М. Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Д. М. Катаева. // Молодой ученый. – 2021. – № 40 (382). – С. 181-183.
7. Лахина, Н. А. Теоретические основы развития мелкой моторики руки младших школьников / Н. А. Лахина, Л. Х. Аблямитова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2019. – № 1(26). – С. 34-36
8. Маркувинас, И.В. Мелкая моторика как средство развития речи // НИР/S&R. – 2021. – №2 (6). – С.105-110
9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С.И. Ожегов; под общ. ред.
Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва: Мир и образование, 2015. – 1375, с.
10. Огородникова, Л.А. Методы диагностики и развития психомоторных способностей младших школьников / Л.А. Огородникова // Ярославский педагогический вестник. 2022. – №2 (125) – С. 105-109.
11. Родионова, О.О. Актуализация проблемы формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи /
О. О. Родионова, М. Г. Ходова // The Newman in Foreign Policy. – 2020. – Т. 3, № 54(98). – С. 63-67
12. Сергеева, А.И. Логопедические технологии: технология обследования моторных функций: учебно-методическое пособие /
А.И. Сергеева; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. – 60 с.
13. Спирина, А.В. Особенности крупной, мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией / А. В. Спирина // Аллея науки. – 2018. – № 4(51). – С. 71-73
14. Федорова, О.А. Игры для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей с нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования / О.А. Федорова – Инновационная наука. 2017. – №7. – С.108-112.
15. Хватынец, Е.А. Изучение уровня развития общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Хватынец // Мир детства в современном образовательном пространстве: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12 - Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. – С. 218-220
16. Щербакова, Т.С. Игры Марблс — инновационный прием в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми /
Т.С. Щербакова. // Молодой ученый. –2022. – № 1 (396). – С. 63-68.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тяжелые нарушения речи выступают острым негативным фактором в развитии любого ребёнка, недоразвитие или поражение речевой системы приводит к возникновению ряда вторичных отклонений: ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений, недостатки памяти, целенаправленности и концентрации внимания, снижения уровня обобщений, недостаточное развитие умения строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания современной развивающей предметно-пространственной среды для коррекции ТНР, внесения разнообразия в образовательный процесс, повышения интереса учащихся к выполнению заданий педагог должен находиться в постоянном поиске новых методов, приёмов и средств обучения. Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальной группе учащихся с ТНР является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Все это обусловило актуальность исследования современных научных подходов к поиску средств развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Степень научной разработанности. В научной литературе проблемам обучения детей с ТНР уделяется много внимания, на что указывает большое количество учебных пособий, научных статей. Среди наиболее значимых следует выделить работы А.И. Сергеевой, Л.А. Огородниковой, так как в них помимо теоретических основ, предлагаются авторские методики развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с ТНР. Также выделяются научные статьи Н.С. Баулиной, Т.В. Бабий, Д.А. Климец, Е.А. Хватынец, в которых рассмотрены особенности коррекционной работы в рассматриваемом направлении.
Цель курсовой работы – определить теоретические основы методической работы в сфере диагностики и коррекции развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи работы:
− исследовать понятие и психологические особенности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи;
− определить понятие моторики и значение её развития в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи;
− рассмотреть методы диагностики моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи;
− изучить методы коррекционной работы развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования – процесс овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – развитие моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследования, применённые в курсовой работе:
1) обобщение и систематизация – данные методы использовались в ходе поиска научной литературы по теме исследования, группирования научных источников по категориям и пр.;
2) анализ и синтез использовались в ходе рассмотрения научных подходов к понятию моторики и её развитию в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи;
3) системно-структурный метод использовался при построении структуры курсовой работы, её содержания.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в возможности применения материалов в дальнейшем учебном процессе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников. Общий объём работы составляет 23 страницы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
5
1.1. Понятие и психологические особенности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
5
1.2. Понятие моторики и значение её развития в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи
10
Выводы к главе 1 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
14
2.1. Методы диагностики моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи
14
2.2. Методы коррекционной работы развития моторики в процессе овладения письмом учащимися с тяжелыми нарушениями речи
17
Выводы к главе 2 20
Заключение 22
Список использованных источников 24
Реферат по дисциплине педагогика. Теория, методика. Эмпирического исследования в работе нет.
Оригинальность работы по Антиплагиат.ру (бесплатная версия) 84,27% (проверен 30.06.2023)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баулина, Н.С. Теоретические основы развития речевой коммуникации детей с нарушениями речи / Н.С. Баулина, О.Б. Широких // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского, Рязань, 24–25 марта 2022 года. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2022. – С. 206-211
2. Бабий, Т.В. Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Т. В. Бабий // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного: Сборник статей по материалам Всероссийской студенческой конференции, Нижний Новгород, 25 апреля 2019 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019. – С. 12-15
3. Бекташева, С.Р. Особенности психического нарушения детей с тяжелыми нарушениями речи / С. Р. Бекташева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 3-2. – С. 29-32.
4. Демидова, А. П. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / А. П. Демидова, В. Н. Зиновьева, Н. К. Слыш // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-3. – С. 73-75.
5. Климец, Д.А. Зрительно-моторная координация как основа формирования навыка письма у учащихся с тяжелыми нарушениями речи /
Д. А. Климец; науч. рук. Н. В. Крюковская // Научный поиск - 2022: сб. науч. работ студентов / ГрГУ им. Янки Купалы ; гл. ред. Н. В. Крюковская ; редкол.:
Н. В. Крюковская [и др.]. – Гродно: ГрГУ им. Янки Купалы, 2022. – С. 67-70
6. Катаева, Д. М. Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Д. М. Катаева. // Молодой ученый. – 2021. – № 40 (382). – С. 181-183.
7. Лахина, Н. А. Теоретические основы развития мелкой моторики руки младших школьников / Н. А. Лахина, Л. Х. Аблямитова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2019. – № 1(26). – С. 34-36
8. Маркувинас, И.В. Мелкая моторика как средство развития речи // НИР/S&R. – 2021. – №2 (6). – С.105-110
9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С.И. Ожегов; под общ. ред.
Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва: Мир и образование, 2015. – 1375, с.
10. Огородникова, Л.А. Методы диагностики и развития психомоторных способностей младших школьников / Л.А. Огородникова // Ярославский педагогический вестник. 2022. – №2 (125) – С. 105-109.
11. Родионова, О.О. Актуализация проблемы формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи /
О. О. Родионова, М. Г. Ходова // The Newman in Foreign Policy. – 2020. – Т. 3, № 54(98). – С. 63-67
12. Сергеева, А.И. Логопедические технологии: технология обследования моторных функций: учебно-методическое пособие /
А.И. Сергеева; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. – 60 с.
13. Спирина, А.В. Особенности крупной, мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией / А. В. Спирина // Аллея науки. – 2018. – № 4(51). – С. 71-73
14. Федорова, О.А. Игры для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей с нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования / О.А. Федорова – Инновационная наука. 2017. – №7. – С.108-112.
15. Хватынец, Е.А. Изучение уровня развития общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Хватынец // Мир детства в современном образовательном пространстве: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12 - Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. – С. 218-220
16. Щербакова, Т.С. Игры Марблс — инновационный прием в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми /
Т.С. Щербакова. // Молодой ученый. –2022. – № 1 (396). – С. 63-68.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
499 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую