все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.
Большое количество детей в младших классах уже владеют многими речевыми компонентами в норме. Но не все дети по тем или иным причинам могут овладеть фонематическим слухом, препятствием для чего являются нарушения речи различной степени тяжести. В особенности проблема развития фонематического слуха выражена у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи – для данной категории детей требуется особый педагогический подход и коррекционная работа.
В настоящее время проблема развития фонематического слуха и восприятия в целом является актуальной, поскольку нарушения рискуют привести к осложнениям в дальнейшем развитии ребенка, поэтому необходимо устранение проблем развития фонематического слуха на ранних этапах выявления и выработка мер по их преодолению. Решение педагогических проблем в области преодоления психофизического недуга у детей должно быть научно-обоснованным и комплексным. Чтобы коррекционная работа была более точной и правильной, необходимо изучить современные научные подходы к развитию фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения. Это подчёркивает актуальность избранной темы.
Степень научной разработанности темы исследования характеризуется исходя из обзора научной литературы, посвящённой процессу развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения. В настоящее время науке педагогики выработано множество авторских подходов, посвящённых теоретическим и методологическим аспектам избранной темы. Наиболее значимы работы ведущих исследователей науки педагогики, таких как Н.В. Бордовская,
Б.Д. Эльконин, В.В. Князева. Кроме этого, методические аспекты процесса развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения часто рассматриваются учёными в современных научных публикациях. Это работы Д.Г. Кнюдде, И.К. Слободняк и др. Тем не менее, существующие исследования не в полной мере освещают проблему процесса развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Цель работы – определить теоретические и методические подходы к процессу развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Задачи работы:
− исследовать понятие и сущность развития фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения;
− изучить психологические особенности учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи;
− определить методы диагностики фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения;
− описать методы коррекционной работы по развитию фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения;
Объект исследования – процесс развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Предмет исследования – теоретические основы, методы диагностики и коррекционной работы по развитию фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Методы исследования обусловлены поставленной целью и задачами. К общенаучным методам относятся обобщение и систематизация, при помощи которых вёлся поиск научной литературы, формирования списка использованных источников. Анализ и синтез применялся при изучении научных подходов исследователей относительно процесса развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения. Системно-структурный метод использовался в ходе построения содержания и последовательного расположения пунктов курсовой работы.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в возможности применения материалов в дальнейшем учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе, посвящённой процессу развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников. Общий объём работы составляет 25 страниц печатного текста.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
7
1.1. Понятие и сущность развития фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения
7
1.2. Психологические особенности учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
9
Выводы к главе 1 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
15
2.1. Диагностика фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения
15
2.2. Методы коррекционной работы по развитию фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения
19
Выводы к главе 2 22
Заключение 24
Список использованных источников 26
Курсовая по дисциплине педагогика. Теория, методика. Эмпирического исследования в работе нет.
Оригинальность работы по Антиплагиат.ру (бесплатная версия) 75,59% (проверен 30.06.2023)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баулина, Н.С. Теоретические основы развития речевой коммуникации детей с нарушениями речи / Н.С. Баулина, О.Б. Широких // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского, Рязань, 24–25 марта 2022 года. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2022. – С. 206-211.
2. Горбель, П.А. Дидактические игры для развития фонематического восприятия у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения в Ⅲ классе / П.А. Горбель // Аллея науки – 2022. – С. 35-36.
3. Грибова, О.Е. К проблеме определения понятия «тяжелые нарушения речи» / О.Е. Грибова, С.В. Батяева // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – № 1(39). – С. 59-74.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624 c.
5. Васильева, В.П. Сравнительный анализ методик обследования фонематического восприятия младших школьников / В.П. Васильева // Аллея науки – 2022. – № 11-2. – С. 23-26.
6. Дмитрук, Г.О. Важность сформированности фонематического слуха у младших школьников / Г.О. Дмитрук, Т.И. Прудникова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Симферополь, 21 апреля 2022 года. Том Выпуск 13. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», 2022. – С. 116-119.
7. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.
8. Кнюдде, Д.Г. Аудистимуляция как эффективное средство коррекции фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста / Д. Г. Кнюдде // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования: Материалы XV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ставрополь, 28 февраля 2022 года. Том Часть 1. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф» 2022. – С. 162-167.
9. Менендес-Пидал, И. Фонематическое восприятие детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью / И. Менендес-Пидал,
Е.В. Шереметьева, А.В. Калугина // Образование: традиции и инновации: материалы XI международной научно-практической конференции, Прага, 28 апреля 2016 года. – Прага: World Press, 2016. – С. 207-210.
10. Рахманова, З.Г. Психолого-медико - педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи / З.Г. Рахманова // Проблемы научно-практической деятельности. Поиск и выбор инновационных решений: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 декабря 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2020. – С. 150-153.
11. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник /
Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 687 c.
12. Слободняк, И.К. Формирование фонематических процессов у младших школьников с дисграфией / И. К. Слободняк // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале, Екатеринбург, 21–22 апреля 2022 года / Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 317-323.
13. Соловетская, Н.Н. Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Соловетская // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: Сборник статей по материалам VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 15 октября 2021 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 353-356.
14. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие /
Т.А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2007. – 172, с.
15. Шереметьева, Е.В. Коррекция фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения /
Е.В. Шереметьева // Чтение в цифровую эпоху: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии, Москва, 15 мая 2018 года. – Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2018. – С. 108-112.
16. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2008. – 141 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.
Большое количество детей в младших классах уже владеют многими речевыми компонентами в норме. Но не все дети по тем или иным причинам могут овладеть фонематическим слухом, препятствием для чего являются нарушения речи различной степени тяжести. В особенности проблема развития фонематического слуха выражена у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи – для данной категории детей требуется особый педагогический подход и коррекционная работа.
В настоящее время проблема развития фонематического слуха и восприятия в целом является актуальной, поскольку нарушения рискуют привести к осложнениям в дальнейшем развитии ребенка, поэтому необходимо устранение проблем развития фонематического слуха на ранних этапах выявления и выработка мер по их преодолению. Решение педагогических проблем в области преодоления психофизического недуга у детей должно быть научно-обоснованным и комплексным. Чтобы коррекционная работа была более точной и правильной, необходимо изучить современные научные подходы к развитию фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения. Это подчёркивает актуальность избранной темы.
Степень научной разработанности темы исследования характеризуется исходя из обзора научной литературы, посвящённой процессу развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения. В настоящее время науке педагогики выработано множество авторских подходов, посвящённых теоретическим и методологическим аспектам избранной темы. Наиболее значимы работы ведущих исследователей науки педагогики, таких как Н.В. Бордовская,
Б.Д. Эльконин, В.В. Князева. Кроме этого, методические аспекты процесса развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения часто рассматриваются учёными в современных научных публикациях. Это работы Д.Г. Кнюдде, И.К. Слободняк и др. Тем не менее, существующие исследования не в полной мере освещают проблему процесса развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Цель работы – определить теоретические и методические подходы к процессу развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Задачи работы:
− исследовать понятие и сущность развития фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения;
− изучить психологические особенности учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи;
− определить методы диагностики фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения;
− описать методы коррекционной работы по развитию фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения;
Объект исследования – процесс развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Предмет исследования – теоретические основы, методы диагностики и коррекционной работы по развитию фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Методы исследования обусловлены поставленной целью и задачами. К общенаучным методам относятся обобщение и систематизация, при помощи которых вёлся поиск научной литературы, формирования списка использованных источников. Анализ и синтез применялся при изучении научных подходов исследователей относительно процесса развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения. Системно-структурный метод использовался в ходе построения содержания и последовательного расположения пунктов курсовой работы.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в возможности применения материалов в дальнейшем учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе, посвящённой процессу развития фонематического слуха у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников. Общий объём работы составляет 25 страниц печатного текста.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
7
1.1. Понятие и сущность развития фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения
7
1.2. Психологические особенности учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
9
Выводы к главе 1 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
15
2.1. Диагностика фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения
15
2.2. Методы коррекционной работы по развитию фонематического слуха у учащихся младших классов на уроках чтения
19
Выводы к главе 2 22
Заключение 24
Список использованных источников 26
Курсовая по дисциплине педагогика. Теория, методика. Эмпирического исследования в работе нет.
Оригинальность работы по Антиплагиат.ру (бесплатная версия) 75,59% (проверен 30.06.2023)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баулина, Н.С. Теоретические основы развития речевой коммуникации детей с нарушениями речи / Н.С. Баулина, О.Б. Широких // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского, Рязань, 24–25 марта 2022 года. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2022. – С. 206-211.
2. Горбель, П.А. Дидактические игры для развития фонематического восприятия у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения в Ⅲ классе / П.А. Горбель // Аллея науки – 2022. – С. 35-36.
3. Грибова, О.Е. К проблеме определения понятия «тяжелые нарушения речи» / О.Е. Грибова, С.В. Батяева // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – № 1(39). – С. 59-74.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624 c.
5. Васильева, В.П. Сравнительный анализ методик обследования фонематического восприятия младших школьников / В.П. Васильева // Аллея науки – 2022. – № 11-2. – С. 23-26.
6. Дмитрук, Г.О. Важность сформированности фонематического слуха у младших школьников / Г.О. Дмитрук, Т.И. Прудникова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Симферополь, 21 апреля 2022 года. Том Выпуск 13. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», 2022. – С. 116-119.
7. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.
8. Кнюдде, Д.Г. Аудистимуляция как эффективное средство коррекции фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста / Д. Г. Кнюдде // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования: Материалы XV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ставрополь, 28 февраля 2022 года. Том Часть 1. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф» 2022. – С. 162-167.
9. Менендес-Пидал, И. Фонематическое восприятие детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью / И. Менендес-Пидал,
Е.В. Шереметьева, А.В. Калугина // Образование: традиции и инновации: материалы XI международной научно-практической конференции, Прага, 28 апреля 2016 года. – Прага: World Press, 2016. – С. 207-210.
10. Рахманова, З.Г. Психолого-медико - педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи / З.Г. Рахманова // Проблемы научно-практической деятельности. Поиск и выбор инновационных решений: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 декабря 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2020. – С. 150-153.
11. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник /
Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 687 c.
12. Слободняк, И.К. Формирование фонематических процессов у младших школьников с дисграфией / И. К. Слободняк // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале, Екатеринбург, 21–22 апреля 2022 года / Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 317-323.
13. Соловетская, Н.Н. Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Соловетская // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: Сборник статей по материалам VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 15 октября 2021 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 353-356.
14. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие /
Т.А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2007. – 172, с.
15. Шереметьева, Е.В. Коррекция фонематических процессов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения /
Е.В. Шереметьева // Чтение в цифровую эпоху: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии, Москва, 15 мая 2018 года. – Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2018. – С. 108-112.
16. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2008. – 141 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
499 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую