все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Данная работа направлена на изучение коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с детскими церебральными параличами; с последствиями полиомиелита; с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.); с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (до 89 %) - это дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Термин «детский церебральный паралич» объединяет ряд синдромов, возникающих вследствие поражения мозга. Согласно определению ВОЗ, детский церебральный паралич - это непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, отвечающие за движения и положение тела. В клинической картине ДЦП основным является двигательный дефект, но при этом у детей могут наблюдаться интеллектуальные или речевые нарушения. Именно специфика интеллектуальной и речевой деятельности оказывает влияние на развитие коммуникативных навыков.
Изучением данной категории детей в разное время занимались Е. Ф. Архипова, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Л. М. Шипицына и др. Специфика общения и коммуникативные возможности таких детей изучались многими учеными (Даниловой Л. А., Ипполитовой М. В., Мастюковой Е.М., Шипициной Л. М. и др.). Е. М. Мастюкова указывает на то, что коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 - 80 % детей с ДЦП [29]. Однако проблема развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в зарубежной и отечественной литературе отображена неполно, в большинстве случаев дается общая характеристики детей с данным дефектом.
Изучение психологических особенностей коммуникативных навыков крайне важно, поскольку высокий уровень коммуникации способствует полноценному развитию ребенка (повышает любознательность, самостоятельность, доброжелательность, уменьшает его зависимость от взрослых, снижает конфликтность). Несформированность этих навыков отрицательно сказывается на всей личности ребенка, отражается на его поведении и деятельности. В связи с этим проблема изучения коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата остается очень актуальной.
В психологии под коммуникативными навыками принято понимать способность взаимодействовать с другими людьми, правильно передавать и адекватно интерпретировать получаемую информацию. С. Л. Рубинштейн и Б. М. Теплов «коммуникативными умениями» и «коммуникативными навыками» определяют отражение коммуникативной способности. По их мнению, коммуникативная способность формируется, проявляется и совершенствуется в практическом общении [38.].
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что вследствие двигательного дефекта у детей зачастую недостаточно опыта взаимодействия, ограничены контакты, а коммуникативная деятельность является одним из основных условий развития ребенка, поскольку именно в ней происходит формирование личности, развиваются самооценка и самопознание (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.). Для гармоничного развития ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо уметь общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Объект: коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет: психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель: выявление психологических особенностей коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии, на основании которого раскрыть психологическую сущность изучаемого феномена.
2. Изучить психологические особенности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Рассмотреть специфику развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в отличие от старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, преобладает средний уровень развития коммуникативных навыков, и в большей степени развиты регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные навыки.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ психолого-педагогической и социально-психологической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение, наблюдение,методы математической статистики. В ходе исследования для изучения психологических особенностей коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата мы использовали следующие методики: «Рукавички» (Г. А. Цукерман), «Узор под диктовку» (Г. А. Цукерман) и «Совместная сортировка» (Г. В. Бурменская).
Наше исследование осуществлялось на базе КОУ «АШДС №301». В исследовании приняли участие 7 младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 7 старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В общей сложности в исследовании участвовали 14 детей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы при диагностике коммуникативных навыков, при подготовке научно-методических материалов, направленных на совершенствование работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, при решении задач психологического консультирования, при разработке коррекционных и профилактических программ в работе с детьми с данным нарушением.
Содержание
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыкову младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата................................................................................................................. 8
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению коммуникациив зарубежной и отечественной психологии.............................. 8
1.2. Психологическая природа феномена «коммуникативные навыки» ......... 19
1.3. Психологические особенности развития младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………….. 25
1.4. Специфика коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата...…………….. 29
Выводы по первой главе……………………………………………...….…….. 35
Глава 2. Эмпирическое исследованиепсихологических особенностей коммуникативных навыкову младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата…...…………....……………........................... 38
2.1. Организация и методы эмпирического исследования….……………….. 38
2.2. Результаты эмпирического исследования психологических особенностей коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………...... 41
Выводы по второй главе…………………………….………………………….. 46
Заключение…………………………………………..…………………………... 47
Список литературы.……………………………………...……………………… 50
Приложения………………………………………………….………………….. 56
Курсовая работа на тему: "Психологические особенности коммуникативных навыков
у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
1. Айвазян О. О. Коммуникация и речь[Электронный ресурс].- 2012. - №3. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18328002 (дата обращения 08.02.2021).
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 324 с.
4. Аухадеева Л. А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза// Педагогика: Научно-теоретический журнал. - 2007. - №4. - С. 63-67.
5. Аюпова Э. И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков.- 2007. - №2. [Электронный ресурс]-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-aktsentuirovannyh-podrostkov/viewer (дата обращения 04.04.2021).
6. Бабудоржиева Э. Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии. - 2012. - №5. [Электронный ресурс]-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemy-kommunikativnyh-i-organizatorskih-sposobnostey-v-psihologii/viewer (дата обращения 04.04.2021).
7. Белянина М. В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультетов начальных классов педвузов средствами иностранного языка: дис.кан.пед.наук. - М., 1996. - 168 с.
8. Васильев Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: автореф. дис.кан.пс.наук. - М., 1977. - 21 с.
9. Вебрилович О. Е. Теория коммуникативного действия: ключевые категории и познавательный потенциал // Публичная сфера: теория, методология. - 2013. - С. 35 - 52.
10. Волкова А. И. Психология общения: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 368 с.
11. Горбачева Н. Б. Межпоколенная коммуникация сквозь призму символического интеракционизма.- 2015. - №1. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpokolennaya-kommunikatsiya-skvoz-prizmu-simvolicheskogo-interaktsionizma/viewer (дата обращения: 23.03.2021).
12. Грибенко Е. А. Развитие коммуникативных способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис.канд.психол.наук. - Омск: 2006. -21 с.
13. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
14. Дридзе Т. М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1979. - 281 с.
15. Дудко Я. О. Подходы к определению категорий «коммуникация» и «общение» в современных исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - №5 - Том 6. - С. 73 - 82.
16. Евдокишина О. В. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста. - 2014. - №4. [Электронный ресурс]-URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-dou-i-semi-v-voproseformirovaniya-kommunikativnoy-gotovnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 20.03.2021).
17. Жирных М. А. Особенности развития общения у детей с ДЦП // Гуманитарные научные исследования.- 2019. - С. 7-15.
18. Забродина Л. А., Мухина Ю. Р. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков. - 2018. - №4. [Электронный ресурс] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-podrostkov/viewer (дата обращения 14.04.2021).
19. Зотова И. В., Лукьянова А. С. Экспериментальная работа по определению актуального уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности. - 2019. - №2. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnaya-rabota-po-opredeleniyu-aktualnogo-urovnya-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v/viewer (дата обращения 30.04.2021).
20. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.
21. Каляева Ю. А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната:дис.кан.пед.наук. - Магнитогорск, 2002. - 144 с.
22. Козлова К. М, Алпатова В. В., Сюникова А. В. Проблема понимания терминов «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в современной психолого-педагогической литературе // Психология и педагогика: научные приоритеты ученых. - 2016. - С. 26-32.
23. Корнилова Е. Н. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с церебральным параличом / Е. Н. Корнилова // Cоциализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста, 2015. – С. 378–380.
24. Краснянский Д.Е. Основы теории коммуникации. - М.: МГТУ ГА, 2009. - 154 с.
25. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 480 с.
26. Кукуев Е. А. К вопросу об определении понятия «Коммуникативные способности личности».- 2004. - №3. [Электронный ресурс] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-kommunikativnye-sposobnosti-lichnosti (дата обращения 02.04.2021).
27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
28. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении.-М.: Мысль, 1985.- 621с.
29. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детейсцеребральнымпараличом: Кн. для логопеда. -М.: Просвещение, 1985
30. Мехнецова С. С., Борисова Н. А., Мехнецова С. С. Особенности продуктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом. - Череп. гос. ун-т. Череповец, 2016. - 36 с.
31. Мовсесян Л. С. Анализ подходов в зарубежной и отечественной психологии к определению понятия коммуникативных способностей личности // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - №2. - С. 167 - 170.
32. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
33. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Заваденко Н. Н., Курбатов Ю. Н. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (структура, диагностика, лечение). 2012. - №3. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-narusheniya-u-detey-s-tserebralnym-paralichom-struktura-diagnostika-lechenie/viewer (дата обращения 15.04.2021).
34. Пономарева Е. А. Универсальные учебные действия или умение учиться. - 2010. - №2. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-ili-umenie-uchitsya/viewer (дата обращения: 17.04.2021)
35. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] / https://www.garant.ru / (дата обращения 07.05.2021)
36. Пушкарев Р.О. Из опыта работы по обучению детей с детским церебральным параличом в младших классах средней общеобразовательной школы // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №3. - С. 14-17.
37. Реутова Л.П., Хакунова Ф.П. Многоаспектность коммуникации как источник происхождения коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. - 2016. - №2. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoaspektnost-kommunikatsii-kakistochnik-proishozhdeniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uchaschihsya/viewer(дата обращения 27.04.2021).
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Изд. «Питер»,2010. - 713 с.
39. Свойкина Л. Ф. Современный коммуникативный процесс и подходы к его изучению. - 2012. - №16. [Электронный ресурс] - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-kommunikativnyy-protsess-i-podhody-k-ego-izucheniyu/viewer (дата обращения 27.04.2021).
40. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
41. Скорлыгина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Скорлыгина, С. Д. Кириенко. - Челябинск, 2017. - 125 с.
42. Стернин И. А. Модели описания коммуникативного поведения. - Воронеж: Изд. «Гарант», 2015. - 52 с.
43. Трофимова Н. Е. Сущность понятия «Коммуникативные навыки» в современных теоретических исследованиях. - ФГБОУ ВО ««Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»», 2017. - 11 с.
44. Трофимова О. В. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности. - 2019. - №2. [Электронныйресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-problemy-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-spetsifika/viewer (дата обращения 28.05.2021).
45. Трунова А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации // Молодой ученый. - 2018. - №30. - С. 76 - 79.
46. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. - М.: Изд. «Дашков и К0», 2010. - 592 с.
47. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 368 с.
48. Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. - Екатеринбург: Изд. Урал. гос. пед. ун-т., 1994. – 128 с.
49. Яковлева Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Яковлева; СПб. академ. постдипл. пед. образ. – СПб., 2012. – 21 с.
50. Якупов П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Социальные структуры, институты и процессы. - 2016. - №10. - С. 261 - 266.
51. Ясвин В. А.Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Данная работа направлена на изучение коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с детскими церебральными параличами; с последствиями полиомиелита; с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.); с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (до 89 %) - это дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Термин «детский церебральный паралич» объединяет ряд синдромов, возникающих вследствие поражения мозга. Согласно определению ВОЗ, детский церебральный паралич - это непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, отвечающие за движения и положение тела. В клинической картине ДЦП основным является двигательный дефект, но при этом у детей могут наблюдаться интеллектуальные или речевые нарушения. Именно специфика интеллектуальной и речевой деятельности оказывает влияние на развитие коммуникативных навыков.
Изучением данной категории детей в разное время занимались Е. Ф. Архипова, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Л. М. Шипицына и др. Специфика общения и коммуникативные возможности таких детей изучались многими учеными (Даниловой Л. А., Ипполитовой М. В., Мастюковой Е.М., Шипициной Л. М. и др.). Е. М. Мастюкова указывает на то, что коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 - 80 % детей с ДЦП [29]. Однако проблема развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в зарубежной и отечественной литературе отображена неполно, в большинстве случаев дается общая характеристики детей с данным дефектом.
Изучение психологических особенностей коммуникативных навыков крайне важно, поскольку высокий уровень коммуникации способствует полноценному развитию ребенка (повышает любознательность, самостоятельность, доброжелательность, уменьшает его зависимость от взрослых, снижает конфликтность). Несформированность этих навыков отрицательно сказывается на всей личности ребенка, отражается на его поведении и деятельности. В связи с этим проблема изучения коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата остается очень актуальной.
В психологии под коммуникативными навыками принято понимать способность взаимодействовать с другими людьми, правильно передавать и адекватно интерпретировать получаемую информацию. С. Л. Рубинштейн и Б. М. Теплов «коммуникативными умениями» и «коммуникативными навыками» определяют отражение коммуникативной способности. По их мнению, коммуникативная способность формируется, проявляется и совершенствуется в практическом общении [38.].
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что вследствие двигательного дефекта у детей зачастую недостаточно опыта взаимодействия, ограничены контакты, а коммуникативная деятельность является одним из основных условий развития ребенка, поскольку именно в ней происходит формирование личности, развиваются самооценка и самопознание (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.). Для гармоничного развития ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо уметь общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Объект: коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет: психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель: выявление психологических особенностей коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной психологии, на основании которого раскрыть психологическую сущность изучаемого феномена.
2. Изучить психологические особенности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Рассмотреть специфику развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в отличие от старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, преобладает средний уровень развития коммуникативных навыков, и в большей степени развиты регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные навыки.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ психолого-педагогической и социально-психологической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение, наблюдение,методы математической статистики. В ходе исследования для изучения психологических особенностей коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата мы использовали следующие методики: «Рукавички» (Г. А. Цукерман), «Узор под диктовку» (Г. А. Цукерман) и «Совместная сортировка» (Г. В. Бурменская).
Наше исследование осуществлялось на базе КОУ «АШДС №301». В исследовании приняли участие 7 младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 7 старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В общей сложности в исследовании участвовали 14 детей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы при диагностике коммуникативных навыков, при подготовке научно-методических материалов, направленных на совершенствование работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, при решении задач психологического консультирования, при разработке коррекционных и профилактических программ в работе с детьми с данным нарушением.
Содержание
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативных навыкову младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата................................................................................................................. 8
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению коммуникациив зарубежной и отечественной психологии.............................. 8
1.2. Психологическая природа феномена «коммуникативные навыки» ......... 19
1.3. Психологические особенности развития младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………….. 25
1.4. Специфика коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата...…………….. 29
Выводы по первой главе……………………………………………...….…….. 35
Глава 2. Эмпирическое исследованиепсихологических особенностей коммуникативных навыкову младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата…...…………....……………........................... 38
2.1. Организация и методы эмпирического исследования….……………….. 38
2.2. Результаты эмпирического исследования психологических особенностей коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………...... 41
Выводы по второй главе…………………………….………………………….. 46
Заключение…………………………………………..…………………………... 47
Список литературы.……………………………………...……………………… 50
Приложения………………………………………………….………………….. 56
Курсовая работа на тему: "Психологические особенности коммуникативных навыков
у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
1. Айвазян О. О. Коммуникация и речь[Электронный ресурс].- 2012. - №3. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18328002 (дата обращения 08.02.2021).
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 324 с.
4. Аухадеева Л. А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза// Педагогика: Научно-теоретический журнал. - 2007. - №4. - С. 63-67.
5. Аюпова Э. И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков.- 2007. - №2. [Электронный ресурс]-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-aktsentuirovannyh-podrostkov/viewer (дата обращения 04.04.2021).
6. Бабудоржиева Э. Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии. - 2012. - №5. [Электронный ресурс]-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemy-kommunikativnyh-i-organizatorskih-sposobnostey-v-psihologii/viewer (дата обращения 04.04.2021).
7. Белянина М. В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультетов начальных классов педвузов средствами иностранного языка: дис.кан.пед.наук. - М., 1996. - 168 с.
8. Васильев Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: автореф. дис.кан.пс.наук. - М., 1977. - 21 с.
9. Вебрилович О. Е. Теория коммуникативного действия: ключевые категории и познавательный потенциал // Публичная сфера: теория, методология. - 2013. - С. 35 - 52.
10. Волкова А. И. Психология общения: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 368 с.
11. Горбачева Н. Б. Межпоколенная коммуникация сквозь призму символического интеракционизма.- 2015. - №1. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpokolennaya-kommunikatsiya-skvoz-prizmu-simvolicheskogo-interaktsionizma/viewer (дата обращения: 23.03.2021).
12. Грибенко Е. А. Развитие коммуникативных способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис.канд.психол.наук. - Омск: 2006. -21 с.
13. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
14. Дридзе Т. М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1979. - 281 с.
15. Дудко Я. О. Подходы к определению категорий «коммуникация» и «общение» в современных исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - №5 - Том 6. - С. 73 - 82.
16. Евдокишина О. В. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста. - 2014. - №4. [Электронный ресурс]-URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-dou-i-semi-v-voproseformirovaniya-kommunikativnoy-gotovnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 20.03.2021).
17. Жирных М. А. Особенности развития общения у детей с ДЦП // Гуманитарные научные исследования.- 2019. - С. 7-15.
18. Забродина Л. А., Мухина Ю. Р. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков. - 2018. - №4. [Электронный ресурс] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-podrostkov/viewer (дата обращения 14.04.2021).
19. Зотова И. В., Лукьянова А. С. Экспериментальная работа по определению актуального уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности. - 2019. - №2. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnaya-rabota-po-opredeleniyu-aktualnogo-urovnya-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v/viewer (дата обращения 30.04.2021).
20. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.
21. Каляева Ю. А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната:дис.кан.пед.наук. - Магнитогорск, 2002. - 144 с.
22. Козлова К. М, Алпатова В. В., Сюникова А. В. Проблема понимания терминов «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в современной психолого-педагогической литературе // Психология и педагогика: научные приоритеты ученых. - 2016. - С. 26-32.
23. Корнилова Е. Н. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с церебральным параличом / Е. Н. Корнилова // Cоциализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста, 2015. – С. 378–380.
24. Краснянский Д.Е. Основы теории коммуникации. - М.: МГТУ ГА, 2009. - 154 с.
25. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 480 с.
26. Кукуев Е. А. К вопросу об определении понятия «Коммуникативные способности личности».- 2004. - №3. [Электронный ресурс] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-kommunikativnye-sposobnosti-lichnosti (дата обращения 02.04.2021).
27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
28. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении.-М.: Мысль, 1985.- 621с.
29. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детейсцеребральнымпараличом: Кн. для логопеда. -М.: Просвещение, 1985
30. Мехнецова С. С., Борисова Н. А., Мехнецова С. С. Особенности продуктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом. - Череп. гос. ун-т. Череповец, 2016. - 36 с.
31. Мовсесян Л. С. Анализ подходов в зарубежной и отечественной психологии к определению понятия коммуникативных способностей личности // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - №2. - С. 167 - 170.
32. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
33. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Заваденко Н. Н., Курбатов Ю. Н. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (структура, диагностика, лечение). 2012. - №3. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-narusheniya-u-detey-s-tserebralnym-paralichom-struktura-diagnostika-lechenie/viewer (дата обращения 15.04.2021).
34. Пономарева Е. А. Универсальные учебные действия или умение учиться. - 2010. - №2. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-ili-umenie-uchitsya/viewer (дата обращения: 17.04.2021)
35. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] / https://www.garant.ru / (дата обращения 07.05.2021)
36. Пушкарев Р.О. Из опыта работы по обучению детей с детским церебральным параличом в младших классах средней общеобразовательной школы // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №3. - С. 14-17.
37. Реутова Л.П., Хакунова Ф.П. Многоаспектность коммуникации как источник происхождения коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. - 2016. - №2. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoaspektnost-kommunikatsii-kakistochnik-proishozhdeniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uchaschihsya/viewer(дата обращения 27.04.2021).
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Изд. «Питер»,2010. - 713 с.
39. Свойкина Л. Ф. Современный коммуникативный процесс и подходы к его изучению. - 2012. - №16. [Электронный ресурс] - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-kommunikativnyy-protsess-i-podhody-k-ego-izucheniyu/viewer (дата обращения 27.04.2021).
40. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
41. Скорлыгина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Скорлыгина, С. Д. Кириенко. - Челябинск, 2017. - 125 с.
42. Стернин И. А. Модели описания коммуникативного поведения. - Воронеж: Изд. «Гарант», 2015. - 52 с.
43. Трофимова Н. Е. Сущность понятия «Коммуникативные навыки» в современных теоретических исследованиях. - ФГБОУ ВО ««Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»», 2017. - 11 с.
44. Трофимова О. В. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности. - 2019. - №2. [Электронныйресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-problemy-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-spetsifika/viewer (дата обращения 28.05.2021).
45. Трунова А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации // Молодой ученый. - 2018. - №30. - С. 76 - 79.
46. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. - М.: Изд. «Дашков и К0», 2010. - 592 с.
47. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 368 с.
48. Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. - Екатеринбург: Изд. Урал. гос. пед. ун-т., 1994. – 128 с.
49. Яковлева Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Яковлева; СПб. академ. постдипл. пед. образ. – СПб., 2012. – 21 с.
50. Якупов П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Социальные структуры, институты и процессы. - 2016. - №10. - С. 261 - 266.
51. Ясвин В. А.Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3500 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую