Роль режиссерского искусства Таирова для современного театра и современной режиссуры
1 Режиссерское искусство: понятие, сущность
Рассмотрение исторического материала дает возможность вывить обобщенную генетическую и историческую схему эволюции образования в сфере культуры и искусств, которое заложило основу формирования системы подготовки режиссёров в области праздничной культуры, а также определить основные этапы, в которых отражается эволюция системы образования в дореволюционный, советский и постсоветский периоды развития общества, связанная с развитием учебных заведений культуры и искусств по профессиональной подготовке режиссеров и по подготовке праздничной культуры .
Первый (допрофессиональный – XI век – 1918 годы) этап связан со становлением режиссерского искусства и режиссуры как профессии. Это время расцвета театрального искусства и актерского творчества, возникновения профессиональных театров, открытия актерских школ. Роль режиссера в театре сводилась к тому, что он был «разводящим» и необходимость в подготовке таких «разводящих» отсутствовала. Начиная со второй половины XIX века и, особенно к его концу, профессия «режиссер» как на Западе, так и в России, начинает занимать ведущее место в театре, а затем в кинематографе. Следовательно, с появлением профессии режиссера возникает необходимость в подготовке специалистов данного профиля.
Следующий этап (профессиональный – 1918-1990 годы) включает в себя длительный период становления и развития профессиональной подготовки режиссеров как в культурно-просветительской сфере театра и кино. Обучение первых генераций режиссёров строилось по принципу обучения мастеров Средневековья.
На третьем (профессиональный – реформа высшей школы – девяностые годы ХХ столетия – настоящее время) этапе происходящие изменения в обществе оказали больше влияние на деятельность вузов культуры, потребовали новых подходов к подготовке специалистов в области праздничной культуры. Этот период, как и все в стране, отметился угасанием интереса к празднику как социально-художественному явлению. Упал интерес к научному исследованию праздника, сократился конкурс в ВУЗы, ослабло государственное регулирование учебными заведениями и праздниками как таковыми. Вместе с тем стабильным оставалось содержание учебного процесса. В России, как и во многих странах мира, в 90-е годы происходит интенсивный поиск новой парадигмы образования, в основу которой положены фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. В настоящее время более 25 ВУЗов ведут подготовку режиссёров театрализованных представлений и праздников, среди них 19 ВУЗов культуры и искусств.
Искусство режиссера охватывает три вида трудовой деятельности. А именно :
-труд физический. Физический труд, согласно марксистской идеологии, направлен на производство материальных благ, на создание определённого материального продукта....