Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Изучение особенностей устной речи младших школьников с ЗПР

  • 35 страниц
  • 2018 год
  • 113 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

mic94

Я преподавал более 20 лет в различных ВУЗах города Иркутска

550 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

В процессе использования речи при осуществлении познавательной деятельности ребенка происходит перестройка его основных психических процессов. К примеру, такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция формируются и развиваются в процессе усвоения речи.
Однако имеются нарушения в психическом развитии некоторых детей, которые являются достаточно разнообразными. Они могут быть связаны с различными сторонами психофизического развития зрительного восприятия детей, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой областей, двигательной сферы. Подобные нарушения могут вызываться и иными причинами. Так, для детей с задержкой психического развития свойственна низкая работоспособность и продуктивность, нестабильность памяти, недостаточная сформированность опосредованного запоминания.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития 5
1.2. Методы изучения устной речи младших школьников с задержкой психического развития 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования 16
2.2. Содержание исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

1.1. Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития

Речь детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет качественные отличия как от речи детей с нормальным развитием, так и детей с умственной отсталостью. Рассматривая речь детей с задержкой психического развития можно отметить, что ее развитие находится в рамках повседневного общения, они не имеют серьезных нарушений звукопроизношения, лексического и грамматического строя. Вместе с тем, она оставляет впечатление смазанности, недостаточной отчетливости, что находится в непосредственной взаимосвязи с малой подвижностью артикуляторного аппарата [11, с. 102]
Существует классификация детей с задержкой психического развития в зависимости от характера нарушений речи:
1. К первой группе относятся дети с изолированным недостатком, который выражается только в неправильном произношении одной фонетической категории.
...

1.2. Методы изучения устной речи младших школьников с задержкой психического развития

Речевое развитие – это первое и основное, что всегда проверяется логопедами и педагогами при вступительном собеседовании с будущими первоклассниками. Особое внимание уделяется проверке правильности произношения, а также наличия у ребенка необходимого для работы по программе первого класса словарного запаса. Его собственная речь должна быть грамматически правильной. Диагностируя речевое развитие ребенка, необходимо понять: им усвоены многочисленные стандартные речевые обороты или же основные правила построения речи.
Т.Б.
...

2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования

Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №78» города Барнаула. В эксперименте приняли участие младшие школьники восьмилетнего возраста, посещающие коррекционный класс для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Цель экспериментального исследования — выявление особенностей устной речи младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
• подобрать необходимый диагностический инструментарий для обследования детей;
• сформировать экспериментальную группу младших школьников;
• провести обследование устной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:

2.2. Содержание исследования

Диагностическое исследование проводилось в естественной, привычной для школьников обстановке в форме метода индивидуального констатирующего эксперимента. Обследование проводилось в первой половине дня в свободное от занятий время.
Диагностические мероприятия были проведены до начала занятий специальными упражнениями с целью того, чтобы можно было в процессе последующей работы установить отличия в подготовке детей и разработать индивидуальную программу для каждого воспитанника.
До начала диагностических мероприятий проводилось тщательное знакомство с характеристикой на ребенка от школьного психолога. Исследование начиналось со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время занятий, перемен, при выполнении трудовых поручений и т.д.).
Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения ребенка к экспериментатору, расположения к себе, проводилась беседа.
...

2.3. Анализ результатов исследования

В ходе исследования устной речи детей фиксировались все ошибки и затруднения школьников при выполнении заданий. Большинство детей путались в незнакомых понятиях и быстро теряли интерес к заданию, часто отвлекались, а потом тяжело включались в работу снова, допускали большое число ошибок и не могли их исправить. Большая часть школьников нуждалась в помощи взрослого, им тяжело было реагировать на наводящие вопросы.
Большинство учащихся затруднялись при назывании инструментов, они не могут дифференцировать понятия «стая» и «стадо», «кейс» и «сумка». Много ошибок наблюдалось и при выполнении задания на классификацию понятий. Это было связано с тем, что дети не знают большинство инструментов и они не знали, в какую группу их следует отнести. В том случае, если им удавалось с помощью наводящих вопросов взрослого создать соответствующую группу картинок, они не могли назвать одним словом все находящиеся в ней предметы.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при данной аномалии развития часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития вызывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения.
...

1. Антипова, Ж.В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения [Текст] / Ж.В. Антипова, Е.В. Крылова // Школьный логопед. - 2013. – № 1. - С. 31-33.
2. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. Монография [Текст] / Т.В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013. - 157 с.
3. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Монография [Текст] / О.В. Защиринская. - М.: Речь, 2013. - 168 с.
4. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 112 с.
5. Кисова, В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях [Текст] / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. – №2. - С. 348-352.
6. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 64 с.
7. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И.Д. Коненкова. - М.: Гном, 2012. — 85 с.
8. Крылова, Е.В. Анализ связных речевых высказываний учащихся с ЗПР [Текст] / Е.В. Крылова // Школьный логопед. - 2012. – № 3. - С. 14-32.
9. Ларина, Л.Ю. Особенности речевых компетенций у детей с ЗПР / Л.Ю. Ларина [Текст] // Специальное образование. - 2016. – №2. - С. 84-86.
10. Логинова, Е.А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева // Специальное образование. - 2014. – №10. - С. 136-139.
11. Макаров, И.В. Нарушения речевого развития у детей с ЗПР [Текст] / И.В. Макаров, Д.А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. - 2017. – №4. - С. 101-105.
12. Нефедова, О.В. Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс [Текст] / О.В. Нефедова // Молодой ученый. - 2016. – №21. - С. 901-905.
13. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. Метод. пособие [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: Владос, 2013. - 89 с.
14. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
15. Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР. Метод. пособие [Текст] / Е.В. Шамарина. - М.: Гном, 2013. - 80 с.
16. Шевченко, С.Г. Дети с ЗПР. Монография [Текст] / С.В. Шевченко. - М.: Школьная пресса, 2015. - 96 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

В процессе использования речи при осуществлении познавательной деятельности ребенка происходит перестройка его основных психических процессов. К примеру, такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция формируются и развиваются в процессе усвоения речи.
Однако имеются нарушения в психическом развитии некоторых детей, которые являются достаточно разнообразными. Они могут быть связаны с различными сторонами психофизического развития зрительного восприятия детей, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой областей, двигательной сферы. Подобные нарушения могут вызываться и иными причинами. Так, для детей с задержкой психического развития свойственна низкая работоспособность и продуктивность, нестабильность памяти, недостаточная сформированность опосредованного запоминания.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития 5
1.2. Методы изучения устной речи младших школьников с задержкой психического развития 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования 16
2.2. Содержание исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

1.1. Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития

Речь детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет качественные отличия как от речи детей с нормальным развитием, так и детей с умственной отсталостью. Рассматривая речь детей с задержкой психического развития можно отметить, что ее развитие находится в рамках повседневного общения, они не имеют серьезных нарушений звукопроизношения, лексического и грамматического строя. Вместе с тем, она оставляет впечатление смазанности, недостаточной отчетливости, что находится в непосредственной взаимосвязи с малой подвижностью артикуляторного аппарата [11, с. 102]
Существует классификация детей с задержкой психического развития в зависимости от характера нарушений речи:
1. К первой группе относятся дети с изолированным недостатком, который выражается только в неправильном произношении одной фонетической категории.
...

1.2. Методы изучения устной речи младших школьников с задержкой психического развития

Речевое развитие – это первое и основное, что всегда проверяется логопедами и педагогами при вступительном собеседовании с будущими первоклассниками. Особое внимание уделяется проверке правильности произношения, а также наличия у ребенка необходимого для работы по программе первого класса словарного запаса. Его собственная речь должна быть грамматически правильной. Диагностируя речевое развитие ребенка, необходимо понять: им усвоены многочисленные стандартные речевые обороты или же основные правила построения речи.
Т.Б.
...

2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования

Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №78» города Барнаула. В эксперименте приняли участие младшие школьники восьмилетнего возраста, посещающие коррекционный класс для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Цель экспериментального исследования — выявление особенностей устной речи младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
• подобрать необходимый диагностический инструментарий для обследования детей;
• сформировать экспериментальную группу младших школьников;
• провести обследование устной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:

2.2. Содержание исследования

Диагностическое исследование проводилось в естественной, привычной для школьников обстановке в форме метода индивидуального констатирующего эксперимента. Обследование проводилось в первой половине дня в свободное от занятий время.
Диагностические мероприятия были проведены до начала занятий специальными упражнениями с целью того, чтобы можно было в процессе последующей работы установить отличия в подготовке детей и разработать индивидуальную программу для каждого воспитанника.
До начала диагностических мероприятий проводилось тщательное знакомство с характеристикой на ребенка от школьного психолога. Исследование начиналось со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время занятий, перемен, при выполнении трудовых поручений и т.д.).
Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения ребенка к экспериментатору, расположения к себе, проводилась беседа.
...

2.3. Анализ результатов исследования

В ходе исследования устной речи детей фиксировались все ошибки и затруднения школьников при выполнении заданий. Большинство детей путались в незнакомых понятиях и быстро теряли интерес к заданию, часто отвлекались, а потом тяжело включались в работу снова, допускали большое число ошибок и не могли их исправить. Большая часть школьников нуждалась в помощи взрослого, им тяжело было реагировать на наводящие вопросы.
Большинство учащихся затруднялись при назывании инструментов, они не могут дифференцировать понятия «стая» и «стадо», «кейс» и «сумка». Много ошибок наблюдалось и при выполнении задания на классификацию понятий. Это было связано с тем, что дети не знают большинство инструментов и они не знали, в какую группу их следует отнести. В том случае, если им удавалось с помощью наводящих вопросов взрослого создать соответствующую группу картинок, они не могли назвать одним словом все находящиеся в ней предметы.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при данной аномалии развития часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития вызывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения.
...

1. Антипова, Ж.В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения [Текст] / Ж.В. Антипова, Е.В. Крылова // Школьный логопед. - 2013. – № 1. - С. 31-33.
2. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. Монография [Текст] / Т.В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013. - 157 с.
3. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Монография [Текст] / О.В. Защиринская. - М.: Речь, 2013. - 168 с.
4. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 112 с.
5. Кисова, В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях [Текст] / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. – №2. - С. 348-352.
6. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 64 с.
7. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И.Д. Коненкова. - М.: Гном, 2012. — 85 с.
8. Крылова, Е.В. Анализ связных речевых высказываний учащихся с ЗПР [Текст] / Е.В. Крылова // Школьный логопед. - 2012. – № 3. - С. 14-32.
9. Ларина, Л.Ю. Особенности речевых компетенций у детей с ЗПР / Л.Ю. Ларина [Текст] // Специальное образование. - 2016. – №2. - С. 84-86.
10. Логинова, Е.А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева // Специальное образование. - 2014. – №10. - С. 136-139.
11. Макаров, И.В. Нарушения речевого развития у детей с ЗПР [Текст] / И.В. Макаров, Д.А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. - 2017. – №4. - С. 101-105.
12. Нефедова, О.В. Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс [Текст] / О.В. Нефедова // Молодой ученый. - 2016. – №21. - С. 901-905.
13. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. Метод. пособие [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: Владос, 2013. - 89 с.
14. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
15. Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР. Метод. пособие [Текст] / Е.В. Шамарина. - М.: Гном, 2013. - 80 с.
16. Шевченко, С.Г. Дети с ЗПР. Монография [Текст] / С.В. Шевченко. - М.: Школьная пресса, 2015. - 96 с.

Купить эту работу

Изучение особенностей устной речи младших школьников с ЗПР

550 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

30 марта 2019 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
mic94
5
Я преподавал более 20 лет в различных ВУЗах города Иркутска
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
550 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

«Психолого-педагогические основы развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Психолого-педагогические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Марина [email protected] об авторе mic94 2015-10-28
Курсовая работа

все отлично, спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Lespoir об авторе mic94 2015-11-18
Курсовая работа

Спасибо автору, сделал раньше срока.

Общая оценка 5
Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе mic94 2014-11-17
Курсовая работа

отличный автор! отличная работа! спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе mic94 2018-03-07
Курсовая работа

автор молодец. Сделал работу раньше срока, все аккуратно, в тему

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽