все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение…….............……………………...................................................3
Глава I Теоретические основы исследования коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития………………………………………………
7
1.2 Особенности общения детей с
ЗПР………………………………..16
Глава II Коррекция навыков коммуникации детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
2.1 Этапы и организация исследования развития коммуникативных
навыков у младших школьников с ЗПР…………………………………………
26
2.2 Коррекционные занятия по коррекции навыков коммуникации
детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития…………39
Заключение…….....................……………………………........................51
Список литературы……………………………………...........................56
Введение
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной
деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального
положения, территориальной и национальной принадлежности и многих
других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно
запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся
коммуникативной деятельность (Алифанова Е.М.).
Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства,
в котором существует личность. В современных условиях, когда
напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы
жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная
деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере
коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные
планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку
и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей.
Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые
обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме
того, конструктивное общение является показателем культуры личности в
целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения,
в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит
от ситуации.
Важным фактором психического развития дошкольника является его
общение со взрослыми и сверстниками. В исследованиях Гойхман О.Я.,
Жукова Ю.М., Леонтьева А.А., Лисиной М.И., Марковой А.К. отмечается,
что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как
специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают
свои личностные качества. Лисина М.И., Маркова А.К. подчеркивают, что в
4
процессе общения важным является не только проявление личностных
качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это
объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает
общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким
образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект
деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором
развития личности.
В психологической науке установлено, что коммуникативная
деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском
возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и
др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в
различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в
дошкольном возрасте.
Обратившись к словарю русского языка, мы получили следующие
определения коммуникации. В словаре русского языка С.И. Ожегова
«коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как
средство коммуникации (прил. – коммуникабельный). В словаре синонимов
понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие
синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами.
Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения
с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста,
образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также
имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга
коммуникативными способностями.
Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей
ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень
адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых
доминант) коммуникатора (Т.М. Дридзе).
Задержка психического развития является одной из наиболее
распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с
5
задержкой психического развития составляют в настоящее время почти
четвертую часть детской популяции. Специальное изучение психологами и
педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно
недавно - около 15 лет назад. Причины возникновения задержки
психического развития рассматриваются в работах М.С. Певзнер, Т.А.
Власовой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени, З.И. Калмыковой и др.
Многие авторы (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В.
Ульенкова и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР,
его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения.
Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с
задержкой психического развития, как отмечает Р.Д. Триггер в своей работе
«Психологические особенности социализации детей с задержкой
психического развития», немного. Несмотря на постоянный интерес
исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической
работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного
представления о закономерностях становления у них навыков общения;
недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному
формированию основных операциональных компонентов их
коммуникативного акта.
Целью исследования явилась коррекция навыков коммуникации детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития
средствами игры.
Предмет исследования: особенности навыков коммуникации детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объектом исследования явилась коммуникативная деятельность
детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования;
6
2. Исследовать особенности развития коммуникативных навыков
детей пятого года жизни с ЗПР и в норме.
3. Разработать рекомендации для педагогов логопедических групп
по развитию коммуникативных навыков детей пятого года жизни с ЗПР.
Методы исследования:
теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной
проблеме;
эмпирические: для изучения уровня развития коммуникативных
навыков использована методика Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской,
педагогический эксперимент;
количественный и качественный анализ полученных данных,
статистическая обработка результатов.
База исследования: ОКОУ "Курская школа "Ступени". В исследовании
участвовало 10 детей младшего школьного возраста с ЗПР. Контрольную
группу составили дети с речевой нормой пятого года жизни в количестве 10
человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и
уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы
исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
коррекционной программы по развитию навыков коммуникации детей
младшего школьного возраста с ЗПР.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Работу защитил в 2019 году на отлично. Материал не утратил свою оригинальность.Проверку проходит на etxt. и антиплагиат. Список литературы в файле больше чем представлено на сайте
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. М., 2007. - 400с.
2. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции
детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами
театрализованных игр. Волгоград, 2001. - 168 с.
3. Бавыкина, Г.Н. Речевое развитие. Комсомольск-на-Амуре:
Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2006. -160 с.
4. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М.: ТЦ
Сфера, 2005. - 128 с.
5. Воспитание детей в средней группе детского сада. М.:
Просвещение, 1982. - 162 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004.
- 512 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2007. - 472 с.
8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе
детского сада. М.: Просвещение, 2003. - 89 с.
56
9. Гойхман, О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфа,
2001. - 272 с.
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у
детей. М.: Аркти, 2001. - 224 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение…….............……………………...................................................3
Глава I Теоретические основы исследования коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития………………………………………………
7
1.2 Особенности общения детей с
ЗПР………………………………..16
Глава II Коррекция навыков коммуникации детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
2.1 Этапы и организация исследования развития коммуникативных
навыков у младших школьников с ЗПР…………………………………………
26
2.2 Коррекционные занятия по коррекции навыков коммуникации
детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития…………39
Заключение…….....................……………………………........................51
Список литературы……………………………………...........................56
Введение
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной
деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального
положения, территориальной и национальной принадлежности и многих
других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно
запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся
коммуникативной деятельность (Алифанова Е.М.).
Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства,
в котором существует личность. В современных условиях, когда
напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы
жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная
деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере
коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные
планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку
и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей.
Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые
обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме
того, конструктивное общение является показателем культуры личности в
целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения,
в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит
от ситуации.
Важным фактором психического развития дошкольника является его
общение со взрослыми и сверстниками. В исследованиях Гойхман О.Я.,
Жукова Ю.М., Леонтьева А.А., Лисиной М.И., Марковой А.К. отмечается,
что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как
специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают
свои личностные качества. Лисина М.И., Маркова А.К. подчеркивают, что в
4
процессе общения важным является не только проявление личностных
качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это
объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает
общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким
образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект
деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором
развития личности.
В психологической науке установлено, что коммуникативная
деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском
возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и
др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в
различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в
дошкольном возрасте.
Обратившись к словарю русского языка, мы получили следующие
определения коммуникации. В словаре русского языка С.И. Ожегова
«коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как
средство коммуникации (прил. – коммуникабельный). В словаре синонимов
понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие
синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами.
Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения
с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста,
образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также
имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга
коммуникативными способностями.
Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей
ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень
адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых
доминант) коммуникатора (Т.М. Дридзе).
Задержка психического развития является одной из наиболее
распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с
5
задержкой психического развития составляют в настоящее время почти
четвертую часть детской популяции. Специальное изучение психологами и
педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно
недавно - около 15 лет назад. Причины возникновения задержки
психического развития рассматриваются в работах М.С. Певзнер, Т.А.
Власовой, В.И. Лубовского, Л.И. Переслени, З.И. Калмыковой и др.
Многие авторы (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В.
Ульенкова и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР,
его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения.
Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с
задержкой психического развития, как отмечает Р.Д. Триггер в своей работе
«Психологические особенности социализации детей с задержкой
психического развития», немного. Несмотря на постоянный интерес
исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической
работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного
представления о закономерностях становления у них навыков общения;
недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному
формированию основных операциональных компонентов их
коммуникативного акта.
Целью исследования явилась коррекция навыков коммуникации детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития
средствами игры.
Предмет исследования: особенности навыков коммуникации детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объектом исследования явилась коммуникативная деятельность
детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования;
6
2. Исследовать особенности развития коммуникативных навыков
детей пятого года жизни с ЗПР и в норме.
3. Разработать рекомендации для педагогов логопедических групп
по развитию коммуникативных навыков детей пятого года жизни с ЗПР.
Методы исследования:
теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной
проблеме;
эмпирические: для изучения уровня развития коммуникативных
навыков использована методика Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской,
педагогический эксперимент;
количественный и качественный анализ полученных данных,
статистическая обработка результатов.
База исследования: ОКОУ "Курская школа "Ступени". В исследовании
участвовало 10 детей младшего школьного возраста с ЗПР. Контрольную
группу составили дети с речевой нормой пятого года жизни в количестве 10
человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и
уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы
исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
коррекционной программы по развитию навыков коммуникации детей
младшего школьного возраста с ЗПР.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Работу защитил в 2019 году на отлично. Материал не утратил свою оригинальность.Проверку проходит на etxt. и антиплагиат. Список литературы в файле больше чем представлено на сайте
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. М., 2007. - 400с.
2. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции
детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами
театрализованных игр. Волгоград, 2001. - 168 с.
3. Бавыкина, Г.Н. Речевое развитие. Комсомольск-на-Амуре:
Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2006. -160 с.
4. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М.: ТЦ
Сфера, 2005. - 128 с.
5. Воспитание детей в средней группе детского сада. М.:
Просвещение, 1982. - 162 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004.
- 512 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2007. - 472 с.
8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе
детского сада. М.: Просвещение, 2003. - 89 с.
56
9. Гойхман, О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфа,
2001. - 272 с.
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у
детей. М.: Аркти, 2001. - 224 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149304 Курсовой работы — поможем найти подходящую