все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы. Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с его окружением, ее самокритичность, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка ребенка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других детей. Самооценка бывает адекватной, когда мнение ребенка о себе совпадает с тем, кем он есть на самом деле и неадекватной, когда ребенок оценивает себя не объективно, его мысли о себе резко расходятся с тем, каким его считают другие. По степени адекватности самооценка бывает объективной, заниженной, завышенной. Зная тип самооценки, взрослый может ее регулировать, а ребенок приобретать навыки саморегуляции. Ребенок с заниженной самооценкой чувствует себя неспособным на серьезные дела, неудачником, не хочет браться ни за что новое, так как боится, что у нее ничего не получится. Он избегает риска, не верит в успех. Таких детей характеризует занижение чувства собственного достоинства, боязнь ошибок, мечтательность о физическом совершенстве. В общении с другими беспокоятся о впечатлении, которое они производят, бывают иногда чрезмерно разговорчивыми и высокомерными, иногда подавленными и робкими. Многие из них не способны воспринимать критику, впадают от нее в отчаяние.
Ребенок с высокой самооценкой видит себя хозяином положения, считает себя неповторимой личностью. Он часто решается на риск, к новым знаниям, впечатлениям, опыту, который поможет ему самоутвердиться на новом качественном уровне. Его трудно обидеть, выбить из равновесия, сбить с избранного пути. Он целенаправленно и упорно идет к цели. Зная себе цену, он уравновешенно относится к успехам и неудачам.
Актуальность исследования определяется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценку. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
Самооценка – важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах таких отечественных психологов и педагогов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, С.Л. рубинштейн и др. В работах B.С. Мухиной, И.И. Чесноковой и др. самооценка рассматривается как составляющая самосознания личности. Исследования А.И. Липкиной, Д.Б. Эльконина и др. позволили выявить некоторые особенности самооценки детей школьного возраста и педагогические основы ее формирования. Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, так и дифференцированного отношения ребенка к себе. В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки младших школьников, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Это работы А.Б. Лариной [30], Е.А. Ральковой, Е.В. Сергеевой, И.Е. Сюсюкиной, А.Т. Фатуллаевой.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития самооценки младших школьников многие аспекты остаются слабо изученными. Как показал проведённый анализ проблемы развития самооценки у младших школьников, на данный момент программ развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста в психолого-педагогических и методических источниках представлено недостаточно. Таким образом, проблема исследования заключается в решении противоречия между возросшей в системе образования необходимостью формирования у учащихся начальной школы объективной самооценки, оказывающей влияние на дальнейшую жизнедеятельность человека, и, требующимися практическими рекомендациями педагогу, оказывающему значительное влияние на формирование самооценки ребенка в процессе обучения.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически изучить особенности развития учебной самооценки младших школьников.
Объект исследования – учебная самооценка личности младших школьников.
Предмет исследования – методы и пути развития учебной самооценки младших школьников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения самооценки младших школьников;
2. Организовать и провести исследование уровня развития учебной самооценки младших школьников.
3. Подобрать педагогические приемы и методы развития учебной самооценки младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ, синтез, систематизация, обобщение и сопоставление психологических данных по теме исследования;
2) эмпирические: психодиагностические («Лесенка» (составитель В. Г. Щур) и «Какой Я?» (модификация методики О. С. Богдановой). Методика А.И. Липкиной «Три оценки»).
3) обрабатывающие: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов в процессе изучения самооценки обучающихся начальной школы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Педагогическая диагностика учебной самооценки у младших школьников 7
2. Педагогические приемы формирования учебной оценки у обучающихся 12
3. Рекомендации по формированию учебной самооценки на разных этапах урока в начальной школе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы. Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с его окружением, ее самокритичность, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка ребенка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других детей. Самооценка бывает адекватной, когда мнение ребенка о себе совпадает с тем, кем он есть на самом деле и неадекватной, когда ребенок оценивает себя не объективно, его мысли о себе резко расходятся с тем, каким его считают другие. По степени адекватности самооценка бывает объективной, заниженной, завышенной. Зная тип самооценки, взрослый может ее регулировать, а ребенок приобретать навыки саморегуляции. Ребенок с заниженной самооценкой чувствует себя неспособным на серьезные дела, неудачником, не хочет браться ни за что новое, так как боится, что у нее ничего не получится. Он избегает риска, не верит в успех. Таких детей характеризует занижение чувства собственного достоинства, боязнь ошибок, мечтательность о физическом совершенстве. В общении с другими беспокоятся о впечатлении, которое они производят, бывают иногда чрезмерно разговорчивыми и высокомерными, иногда подавленными и робкими. Многие из них не способны воспринимать критику, впадают от нее в отчаяние.
Ребенок с высокой самооценкой видит себя хозяином положения, считает себя неповторимой личностью. Он часто решается на риск, к новым знаниям, впечатлениям, опыту, который поможет ему самоутвердиться на новом качественном уровне. Его трудно обидеть, выбить из равновесия, сбить с избранного пути. Он целенаправленно и упорно идет к цели. Зная себе цену, он уравновешенно относится к успехам и неудачам.
Актуальность исследования определяется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценку. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
Самооценка – важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах таких отечественных психологов и педагогов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, С.Л. рубинштейн и др. В работах B.С. Мухиной, И.И. Чесноковой и др. самооценка рассматривается как составляющая самосознания личности. Исследования А.И. Липкиной, Д.Б. Эльконина и др. позволили выявить некоторые особенности самооценки детей школьного возраста и педагогические основы ее формирования. Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, так и дифференцированного отношения ребенка к себе. В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки младших школьников, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Это работы А.Б. Лариной [30], Е.А. Ральковой, Е.В. Сергеевой, И.Е. Сюсюкиной, А.Т. Фатуллаевой.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития самооценки младших школьников многие аспекты остаются слабо изученными. Как показал проведённый анализ проблемы развития самооценки у младших школьников, на данный момент программ развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста в психолого-педагогических и методических источниках представлено недостаточно. Таким образом, проблема исследования заключается в решении противоречия между возросшей в системе образования необходимостью формирования у учащихся начальной школы объективной самооценки, оказывающей влияние на дальнейшую жизнедеятельность человека, и, требующимися практическими рекомендациями педагогу, оказывающему значительное влияние на формирование самооценки ребенка в процессе обучения.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически изучить особенности развития учебной самооценки младших школьников.
Объект исследования – учебная самооценка личности младших школьников.
Предмет исследования – методы и пути развития учебной самооценки младших школьников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения самооценки младших школьников;
2. Организовать и провести исследование уровня развития учебной самооценки младших школьников.
3. Подобрать педагогические приемы и методы развития учебной самооценки младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ, синтез, систематизация, обобщение и сопоставление психологических данных по теме исследования;
2) эмпирические: психодиагностические («Лесенка» (составитель В. Г. Щур) и «Какой Я?» (модификация методики О. С. Богдановой). Методика А.И. Липкиной «Три оценки»).
3) обрабатывающие: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов в процессе изучения самооценки обучающихся начальной школы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Педагогическая диагностика учебной самооценки у младших школьников 7
2. Педагогические приемы формирования учебной оценки у обучающихся 12
3. Рекомендации по формированию учебной самооценки на разных этапах урока в начальной школе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую