Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Исследование учебной самооценки у младших школьников Курсовая работа № 2

  • 31 страниц
  • 2022 год
  • 0 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

lydiast

Опыт написания работ по психологии и педагогике с 2009 года. Образование - магистр психологии.

350 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы. Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с его окружением, ее самокритичность, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка ребенка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других детей. Самооценка бывает адекватной, когда мнение ребенка о себе совпадает с тем, кем он есть на самом деле и неадекватной, когда ребенок оценивает себя не объективно, его мысли о себе резко расходятся с тем, каким его считают другие. По степени адекватности самооценка бывает объективной, заниженной, завышенной. Зная тип самооценки, взрослый может ее регулировать, а ребенок приобретать навыки саморегуляции. Ребенок с заниженной самооценкой чувствует себя неспособным на серьезные дела, неудачником, не хочет браться ни за что новое, так как боится, что у нее ничего не получится. Он избегает риска, не верит в успех. Таких детей характеризует занижение чувства собственного достоинства, боязнь ошибок, мечтательность о физическом совершенстве. В общении с другими беспокоятся о впечатлении, которое они производят, бывают иногда чрезмерно разговорчивыми и высокомерными, иногда подавленными и робкими. Многие из них не способны воспринимать критику, впадают от нее в отчаяние.
Ребенок с высокой самооценкой видит себя хозяином положения, считает себя неповторимой личностью. Он часто решается на риск, к новым знаниям, впечатлениям, опыту, который поможет ему самоутвердиться на новом качественном уровне. Его трудно обидеть, выбить из равновесия, сбить с избранного пути. Он целенаправленно и упорно идет к цели. Зная себе цену, он уравновешенно относится к успехам и неудачам.
Актуальность исследования определяется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценку. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
Самооценка – важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах таких отечественных психологов и педагогов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, С.Л. рубинштейн и др. В работах B.С. Мухиной, И.И. Чесноковой и др. самооценка рассматривается как составляющая самосознания личности. Исследования А.И. Липкиной, Д.Б. Эльконина и др. позволили выявить некоторые особенности самооценки детей школьного возраста и педагогические основы ее формирования. Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, так и дифференцированного отношения ребенка к себе. В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки младших школьников, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Это работы А.Б. Лариной [30], Е.А. Ральковой, Е.В. Сергеевой, И.Е. Сюсюкиной, А.Т. Фатуллаевой.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития самооценки младших школьников многие аспекты остаются слабо изученными. Как показал проведённый анализ проблемы развития самооценки у младших школьников, на данный момент программ развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста в психолого-педагогических и методических источниках представлено недостаточно. Таким образом, проблема исследования заключается в решении противоречия между возросшей в системе образования необходимостью формирования у учащихся начальной школы объективной самооценки, оказывающей влияние на дальнейшую жизнедеятельность человека, и, требующимися практическими рекомендациями педагогу, оказывающему значительное влияние на формирование самооценки ребенка в процессе обучения.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически изучить особенности развития учебной самооценки младших школьников.
Объект исследования – учебная самооценка личности младших школьников.
Предмет исследования – методы и пути развития учебной самооценки младших школьников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения самооценки младших школьников;
2. Организовать и провести исследование уровня развития учебной самооценки младших школьников.
3. Подобрать педагогические приемы и методы развития учебной самооценки младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ, синтез, систематизация, обобщение и сопоставление психологических данных по теме исследования;
2) эмпирические: психодиагностические («Лесенка» (составитель В. Г. Щур) и «Какой Я?» (модификация методики О. С. Богдановой). Методика А.И. Липкиной «Три оценки»).
3) обрабатывающие: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов в процессе изучения самооценки обучающихся начальной школы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Педагогическая диагностика учебной самооценки у младших школьников 7
2. Педагогические приемы формирования учебной оценки у обучающихся 12
3. Рекомендации по формированию учебной самооценки на разных этапах урока в начальной школе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность темы. Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с его окружением, ее самокритичность, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка ребенка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других детей. Самооценка бывает адекватной, когда мнение ребенка о себе совпадает с тем, кем он есть на самом деле и неадекватной, когда ребенок оценивает себя не объективно, его мысли о себе резко расходятся с тем, каким его считают другие. По степени адекватности самооценка бывает объективной, заниженной, завышенной. Зная тип самооценки, взрослый может ее регулировать, а ребенок приобретать навыки саморегуляции. Ребенок с заниженной самооценкой чувствует себя неспособным на серьезные дела, неудачником, не хочет браться ни за что новое, так как боится, что у нее ничего не получится. Он избегает риска, не верит в успех. Таких детей характеризует занижение чувства собственного достоинства, боязнь ошибок, мечтательность о физическом совершенстве. В общении с другими беспокоятся о впечатлении, которое они производят, бывают иногда чрезмерно разговорчивыми и высокомерными, иногда подавленными и робкими. Многие из них не способны воспринимать критику, впадают от нее в отчаяние.
Ребенок с высокой самооценкой видит себя хозяином положения, считает себя неповторимой личностью. Он часто решается на риск, к новым знаниям, впечатлениям, опыту, который поможет ему самоутвердиться на новом качественном уровне. Его трудно обидеть, выбить из равновесия, сбить с избранного пути. Он целенаправленно и упорно идет к цели. Зная себе цену, он уравновешенно относится к успехам и неудачам.
Актуальность исследования определяется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценку. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
Самооценка – важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах таких отечественных психологов и педагогов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, С.Л. рубинштейн и др. В работах B.С. Мухиной, И.И. Чесноковой и др. самооценка рассматривается как составляющая самосознания личности. Исследования А.И. Липкиной, Д.Б. Эльконина и др. позволили выявить некоторые особенности самооценки детей школьного возраста и педагогические основы ее формирования. Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, так и дифференцированного отношения ребенка к себе. В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки младших школьников, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Это работы А.Б. Лариной [30], Е.А. Ральковой, Е.В. Сергеевой, И.Е. Сюсюкиной, А.Т. Фатуллаевой.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития самооценки младших школьников многие аспекты остаются слабо изученными. Как показал проведённый анализ проблемы развития самооценки у младших школьников, на данный момент программ развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста в психолого-педагогических и методических источниках представлено недостаточно. Таким образом, проблема исследования заключается в решении противоречия между возросшей в системе образования необходимостью формирования у учащихся начальной школы объективной самооценки, оказывающей влияние на дальнейшую жизнедеятельность человека, и, требующимися практическими рекомендациями педагогу, оказывающему значительное влияние на формирование самооценки ребенка в процессе обучения.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически изучить особенности развития учебной самооценки младших школьников.
Объект исследования – учебная самооценка личности младших школьников.
Предмет исследования – методы и пути развития учебной самооценки младших школьников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения самооценки младших школьников;
2. Организовать и провести исследование уровня развития учебной самооценки младших школьников.
3. Подобрать педагогические приемы и методы развития учебной самооценки младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ, синтез, систематизация, обобщение и сопоставление психологических данных по теме исследования;
2) эмпирические: психодиагностические («Лесенка» (составитель В. Г. Щур) и «Какой Я?» (модификация методики О. С. Богдановой). Методика А.И. Липкиной «Три оценки»).
3) обрабатывающие: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов в процессе изучения самооценки обучающихся начальной школы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Педагогическая диагностика учебной самооценки у младших школьников 7
2. Педагогические приемы формирования учебной оценки у обучающихся 12
3. Рекомендации по формированию учебной самооценки на разных этапах урока в начальной школе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Купить эту работу

Исследование учебной самооценки у младших школьников Курсовая работа № 2

350 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

24 июня 2023 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
lydiast
4.7
Опыт написания работ по психологии и педагогике с 2009 года. Образование - магистр психологии.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
350 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

«Психолого-педагогические основы развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Психолого-педагогические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Марина [email protected] об авторе lydiast 2015-10-28
Курсовая работа

все отлично, спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Lespoir об авторе lydiast 2015-11-18
Курсовая работа

Спасибо автору, сделал раньше срока.

Общая оценка 5
Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе lydiast 2014-11-17
Курсовая работа

отличный автор! отличная работа! спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе lydiast 2018-03-07
Курсовая работа

автор молодец. Сделал работу раньше срока, все аккуратно, в тему

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽