Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития являются одной из актуальных задач и проблем в педагогике и психологии. Изучением этой проблемы интенсивно занимались отечественные ученные: А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин а также зарубежные: Э. Клапаред, В. Франкл, Ж.П. Сартр и др.
Л.С. Выготский в своих работах доказывал, что эмоциональный фон человека имеет такое же важное значение, как и другие сферы человека и личности, например, ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.
Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку более тонко понимать происходящее и «проживать» переживания других людей, их межличностные отношения, способствует пониманию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.
Давно известно, что формирование эмоционально-волевой сферы является одним из главных условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно растет. И та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка, способствует развитию его эмоциональной сферы.
Несформированность эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития проявляется в нарушении умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их, в нарушении эмоциональных контактов, дезадаптации, неумении устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника, неумении различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, наличии трудностей в понимании различных ситуации и трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженном уровне развития высших эмоций и интеллектуальных чувств, а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.
Эмоциональное благополучие обеспечивает нормальное развитие личности ребенка, выработку у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, придает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.
Именно эмоциональное благополучие является наиболее широким понятием для обеспечения успешности развития ребенка.
Эмоциональная сфера очень важна для развития личности. А благополучная окружающая обстановка играет ценную роль в формировании положительной эмоциональной сферы.
В большинстве случаев, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, агрессивность, боязнь не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.
1.1. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы в
психолого-педагогических исследованиях
Уже много веков проблемы развития эмоций и воли приобретают большое внимание философов, врачей, физиологов, психологов, педагогов. Так, в философских учениях Демокрита и Платона, подчеркивалась важная роль эмоций и чувств в регуляции деятельности. Аристотель выдвинул идею катарсиса (очищения) посредством аффектов при восприятии искусства драмы.
Преемственность эмоций с процессами жизнедеятельности организма отмечалась Декартом, который доказывал, что все страсти (любовь, ненависть, желания, радости и печали) относятся к телу и даны душе, потому что она связана с телом. Спиноза связывал проявления эмоций с телесными состояниями и считал, что аффекты - это некие состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее [22,с. 72.].
В современной трактовке понятия «эмоция» многие авторы сходятся на том, что «эмоция» отражает отношение человека к тем или иным предметам, событиям. Эмоции сопровождают все проявления активности субъекта и являются одним из приспособлений регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [30, с. 574].
В науке возникли терминологические расхождения в исследовании эмоций, и связаны эти расхождения с тем, что в разных концепциях, в разное время и на разных языках, в разных психологических школах механизмы эмоций трактовались по-разному.
В.Вундт считал, что все события, воспринимаемые человеком, являются эмоциональными. Эмоции - это внутренние переживания, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение обстоятельств. «Телесные» реакции рассматриваются как следствие чувств. Мимика по Вундту, возникла сначала как отражение эмоционального тона ощущений, эмоции как высшие, более сложные, более сложные чувства родились позже. Эмоция вызывает близкое по содержанию низшее чувство.
По мнению Р.С. Лазарус, эмоции возникают только в ситуации угрозы. Выделяют три типа эмоционального ответа: когнитивный (синоним защитных механизмов - подавления, проекции), экспрессивный (выражение лица), инструментальный - (символы, средства, обычаи) [24, с. 46].
Аффективное состояние - особое событие, означающее, что в нормальном протекании психического процесса произошло некоторое отклонение (Ж.П. Сартр, П.В. Симонов), т.е. эмоции являются в этом случае сигналом, оповещающий о том, что произошло [33, с. 52].
Исследователи отмечают полярность эмоций, наличие стенических (положительных) и астенических (отрицательных) эмоций (С.Л. Рубинштейн, В.Д. Небылицын и др.), выделяют сложные чувства как обобщение эмоций, как результат психического развития человека и разделяют их на нравственные, этические, интеллектуальные, практические, эстетические и т.д. (С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон).
Из-за большого обилия эмоциональных явлений существуют различные подходы к классификации эмоций [22, с. 78].
В.Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) напряжение-разряжение; 3) возбуждение- торможение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить психолого-педагогическую коррекцию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция эмоционально- волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с задержкой психического развития изменится вследствие реализации разработанной нами коррекционной программы. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей. Семейная психотерапия/ Н. Аккерман. - СПб.: «Питер», 2000. - 307 с.
2. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие/ Е.Е. Алексеева. - СПб.: Речь, 2008. - 145 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности /А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2011. - 414 с.
4. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия/ В.М. Астапов. - М.: Питер, 2001. - 166 с.
5. Березин, Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы/ Ф.Б. Березин. - М.: Питер, 2001. - 143 с.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
7. Божович, А.Д. Психологическая коррекция учебной работы школьников/ А.Д. Божович.- М.: Просвещение, 1992 - 368с.
8. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
9. Варги А.Я., Варга, А. Современный ребенок: Энциклопедия взаимопонимания / Под ред. Варги А.Я., Долгина А. Б. Изд-во: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. - 640 с.
10. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2011. - 352 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 2011. -398с.
12. Гагай, В.В., Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева. - «Вестник Челябинского государственного педагогического университета» - 2013.
- № 2 - 33-34 с.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер.
- М.: АСТ-Астрель, 2009. - 238 с.
14. Глоссарий психологических терминов / под ред. Н. Губина. - М.: Наука, 2012. - 156 с.
15. Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с.
16. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ И.Б Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 176 с.
17. Долгова, В.И. Регламент аттестационных материалов: методические рекомендации / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Н.В. Крыжановская. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013.-128с.
18. Долгова, В.И. «Дерево целей» развития инновационной культуры педагогических работников // научная конференция, посвященная 90-летию педагогического университета: Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна. Ереван.- 2012. EAU_MSU@ RECTOR.MSU/RU
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития являются одной из актуальных задач и проблем в педагогике и психологии. Изучением этой проблемы интенсивно занимались отечественные ученные: А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин а также зарубежные: Э. Клапаред, В. Франкл, Ж.П. Сартр и др.
Л.С. Выготский в своих работах доказывал, что эмоциональный фон человека имеет такое же важное значение, как и другие сферы человека и личности, например, ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.
Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку более тонко понимать происходящее и «проживать» переживания других людей, их межличностные отношения, способствует пониманию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.
Давно известно, что формирование эмоционально-волевой сферы является одним из главных условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно растет. И та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка, способствует развитию его эмоциональной сферы.
Несформированность эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития проявляется в нарушении умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их, в нарушении эмоциональных контактов, дезадаптации, неумении устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника, неумении различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, наличии трудностей в понимании различных ситуации и трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженном уровне развития высших эмоций и интеллектуальных чувств, а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.
Эмоциональное благополучие обеспечивает нормальное развитие личности ребенка, выработку у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, придает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.
Именно эмоциональное благополучие является наиболее широким понятием для обеспечения успешности развития ребенка.
Эмоциональная сфера очень важна для развития личности. А благополучная окружающая обстановка играет ценную роль в формировании положительной эмоциональной сферы.
В большинстве случаев, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, агрессивность, боязнь не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.
1.1. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы в
психолого-педагогических исследованиях
Уже много веков проблемы развития эмоций и воли приобретают большое внимание философов, врачей, физиологов, психологов, педагогов. Так, в философских учениях Демокрита и Платона, подчеркивалась важная роль эмоций и чувств в регуляции деятельности. Аристотель выдвинул идею катарсиса (очищения) посредством аффектов при восприятии искусства драмы.
Преемственность эмоций с процессами жизнедеятельности организма отмечалась Декартом, который доказывал, что все страсти (любовь, ненависть, желания, радости и печали) относятся к телу и даны душе, потому что она связана с телом. Спиноза связывал проявления эмоций с телесными состояниями и считал, что аффекты - это некие состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее [22,с. 72.].
В современной трактовке понятия «эмоция» многие авторы сходятся на том, что «эмоция» отражает отношение человека к тем или иным предметам, событиям. Эмоции сопровождают все проявления активности субъекта и являются одним из приспособлений регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [30, с. 574].
В науке возникли терминологические расхождения в исследовании эмоций, и связаны эти расхождения с тем, что в разных концепциях, в разное время и на разных языках, в разных психологических школах механизмы эмоций трактовались по-разному.
В.Вундт считал, что все события, воспринимаемые человеком, являются эмоциональными. Эмоции - это внутренние переживания, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение обстоятельств. «Телесные» реакции рассматриваются как следствие чувств. Мимика по Вундту, возникла сначала как отражение эмоционального тона ощущений, эмоции как высшие, более сложные, более сложные чувства родились позже. Эмоция вызывает близкое по содержанию низшее чувство.
По мнению Р.С. Лазарус, эмоции возникают только в ситуации угрозы. Выделяют три типа эмоционального ответа: когнитивный (синоним защитных механизмов - подавления, проекции), экспрессивный (выражение лица), инструментальный - (символы, средства, обычаи) [24, с. 46].
Аффективное состояние - особое событие, означающее, что в нормальном протекании психического процесса произошло некоторое отклонение (Ж.П. Сартр, П.В. Симонов), т.е. эмоции являются в этом случае сигналом, оповещающий о том, что произошло [33, с. 52].
Исследователи отмечают полярность эмоций, наличие стенических (положительных) и астенических (отрицательных) эмоций (С.Л. Рубинштейн, В.Д. Небылицын и др.), выделяют сложные чувства как обобщение эмоций, как результат психического развития человека и разделяют их на нравственные, этические, интеллектуальные, практические, эстетические и т.д. (С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон).
Из-за большого обилия эмоциональных явлений существуют различные подходы к классификации эмоций [22, с. 78].
В.Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) напряжение-разряжение; 3) возбуждение- торможение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить психолого-педагогическую коррекцию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция эмоционально- волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с задержкой психического развития изменится вследствие реализации разработанной нами коррекционной программы. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей. Семейная психотерапия/ Н. Аккерман. - СПб.: «Питер», 2000. - 307 с.
2. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие/ Е.Е. Алексеева. - СПб.: Речь, 2008. - 145 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности /А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2011. - 414 с.
4. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия/ В.М. Астапов. - М.: Питер, 2001. - 166 с.
5. Березин, Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы/ Ф.Б. Березин. - М.: Питер, 2001. - 143 с.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
7. Божович, А.Д. Психологическая коррекция учебной работы школьников/ А.Д. Божович.- М.: Просвещение, 1992 - 368с.
8. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
9. Варги А.Я., Варга, А. Современный ребенок: Энциклопедия взаимопонимания / Под ред. Варги А.Я., Долгина А. Б. Изд-во: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. - 640 с.
10. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2011. - 352 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 2011. -398с.
12. Гагай, В.В., Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева. - «Вестник Челябинского государственного педагогического университета» - 2013.
- № 2 - 33-34 с.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер.
- М.: АСТ-Астрель, 2009. - 238 с.
14. Глоссарий психологических терминов / под ред. Н. Губина. - М.: Наука, 2012. - 156 с.
15. Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с.
16. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ И.Б Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 176 с.
17. Долгова, В.И. Регламент аттестационных материалов: методические рекомендации / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Н.В. Крыжановская. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013.-128с.
18. Долгова, В.И. «Дерево целей» развития инновационной культуры педагогических работников // научная конференция, посвященная 90-летию педагогического университета: Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна. Ереван.- 2012. EAU_MSU@ RECTOR.MSU/RU
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1650 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую