Автор24

2 готовых работ философия (47.03.01, 47.04.01)

Дипломная работа Философия

Концепция смерти в философии и культуре Средних веков

Содержание

Воображение человека как форма познания, наряду с чувствами и интеллектом, отличается от них тем, что последние два являются средствами для познания человеком внешнего мира. Воображение же с помощью образов формирует новый, внутренний мир, мир воображаемого; оно способно проникать в недоступные для разума области. Именно воображение задаёт новые, специфические формы первичных феноменов, начинающих задавать новое измерение человека к XII в., в то время как предшествовавшая культура Римской империи потеряла контроль над человеком, вследствие чего деградировали как сам человек, так и культура. Перед новой, зарождающейся культурой встала задача – на основе новых этических оснований воспитать человека и задать стимул его изменения, и работа с первичными феноменами, среди которых и феномен смерти.
Будет весьма опрометчивым назвать отношение человека к смерти однообразным. Изначально, в эпоху раннего Средневековья (XI-XII вв.), представления о смерти не вызывали в человеке леденящий страх наказания за прегрешения, совершённые им за время своей земной жизни. Смерть воспринималась как встреча со Всевышним и с близкими, уже живущими в загробном мире, а также была местом встречи человека с вечностью и точкой, в которой оканчивается линейное время. Усопшие не проходили через суд, на котором взвешивались все благие дела и злодеяния, а погружались в сон, который будет длиться до второго пришествия Христа, и все умершие, за исключением тяжких грешников, пробудятся ото сна и войдут в царствие небесное. Кладбище существует как публичное место, где человек мог «поговорить» с умершим, ибо умерший есть лишь спящий, обменяться новостями с другими людьми, и даже вести торговлю.
Позднее к XII в. мысль о смерти становится своего рода «idee fix» – навязчивой мыслью, преследующей простолюдина, и всю жизнь его начинает сопровождать призыв «memento mori»: «Дионисий Картузианец в «Наставлении дворянину» поучает: «“Когда же он отходит ко сну, то пусть помыслит о том, что, как нынче укладывается он на свое ложе, тело его вскорости уложено будет другими в могилу”». Формированию этой навязчивой идеи послужили различный средства, среди которых выстраиваемые вдоль дороги камни, на которых была выгравированная надпись «memento mori» - «помни, что смертен», которые не только наталкивали человека на мысли о смерти, но также и заставляли человека переживать смерть путём воображения. Позднее, в XIV веке благодаря поэту Жану ле Флёру, на свет появились так называемые «La dance macabre» - «пляски смерти», вызывавшие у средневекового человека неподдельный ужас, а также напоминавшие ему о быстротечности жизни на земле и равенства всех перед лицом смерти. Своему рождению «пляски смерти» обязаны легенде о Троих живых и троих мертвых из французской литературы XII в., где повествуется о троих живых юношах, встретивших на своём пути трёх мертвецов, указывающих юношам на своё былое величие и на то, кем они станут после смерти. Возникает новая мощная культурная идея – в представление о смерти вторгается новый элемент, поражающий воображение, содрогание, возникающее в сознании, напуганным призраками и переживающем леденящий страх. Всевластная религиозная мысль переносит всё это в моральную сферу, используя подчиняющую силу страха, основанную на представлениях о приведениях.
Говоря о мысли о смерти, преследовавшей жителя средневековой эпохи, стоит сказать и о различных народных обычаях, сформировавшихся и увеличивавшихся в народной среде и помогавших людям встретить свою смерть достойно. Эти обычаи также служили своего рода помощниками в «диагностике» - по ним можно было узнать, является ли болезнь излечимой, или же недуг не имеет лечения, и всё, что остаётся делать – принять приближающуюся смерть. Пример таких обычаев – цветок, брошенный в источник святилища. Если цветок тонет – тратить свои средства на лекарства не имеет смысла. Если смерть неизбежна, то является необходимостью облегчить её приход. Пример этому – дверь в комнату умирающего, которую наблюдатели оставляли открытой во избежание шума и облегчения прихода смерти.
Образы Страшного суда, чистилища, рая и ада сложились уже ближе к XII в. и продолжали развиваться до эпохи Нового времени. Здесь уже формируется образ загробного мира, состоящего из рая и ада, а также чистилища, которое определило новое воззрение на существование человека. Теперь всё большее значение для человека приобретает его посмертное существование, а не земное. Формируется новый мир воображаемого – мир, где человек после смерти проходит очищение, страдание, происходящее в огне чистилища, и то, что он переживает в зависимости от итогов своего земного пути: надежда на пребывание в раю и вечное блаженство или же чудовищные муки и ужасы, ожидающие человека в аду: «...Люди той эпохи, озабоченные своим спасением в мире воображаемого, который для них был совершенно реальным, делают свой выбор между Дьяволом и Господом, Адом и Раем». То есть, человек всегда имеет право выбора – вести праведную безгрешную жизнь, или же поддаться искушению и погрязнуть в грехах.
Образ чистилища занимает особое место в представлении о мире «post mortem». Концепция всеобщего воскрешения ещё была сильна в самом начале Средних веков, и человека не волновали мысли о периоде времени с момента его кончины и до его возвращения на землю обетованную. В результате интерес, проявляемый к данному промежутку времени привело к появлению такого специфического места, как чистилище, которое дало человеку возможность выстроить географию мира «post mortem» и разработать новые отношения между миром живых и миром усопших. По сути чистилище – это «пропускной пункт» между земной жизнью и жизнью «по ту сторону мира», где решается, куда человек попадёт за деяния, совершённые им в земной жизни. Это дало человеку надежду на искупление незначительных грехов.
В период позднего Средневековья (XV-XVI вв.) образ смерти вырождается, появляется двойственность отношения к смерти: с одной стороны, человек испытывает страх перед лицом смерти и загробной жизни и начинает избегать темы смерти, но в то же время возникает более упрощённое и понятное людям представление о ней. В этот период смерть перестала быть точкой, производящей зарождение нового измерения и начала служить образом, позволяющим контролировать поведение человека вследствие страха, вызванного усилением её переживания. Церковная система католицизма, переживающая кризис, сформировала новый, устрашающий образ смерти, позволяющий контролировать поведение человека и усиливающий его страх перед загробным миром взамен стимулирования человека стремиться к нравственному самосовершенствованию.
Примечательно то, что в ситуации типичной смерти в XV-XVI вв. человеку не могут помочь ни священник, ни даже врач, т.к. врач сочетал в себе две противоположные друг другу обязанности – помощь пациенту в исцелении недуга или же помощь пациенту в принятии быстрой и лёгкой гибели. В обоих случаях врач действовал рука об руку с природой, а вопрос продления человеческой жизни подвергался яростному осуждению в медицинских школах Феса, Палермо и Парижа, т.к. подобное вмешательство в порядок, установленный природой, является не чем иным, как богохульством.
Из этого можно сделать вывод, что смерть человека происходит в три этапа: биологическая (или физиологическая) смерть человека, момент перехода, где решается, куда попадёт душа усопшего, и, наконец, воссоединение с душами людей, почивших ранее. Следует сказать, что в эпоху Средневековья происходит переход смерти от публичного события к явлению индивидуальному, и выше упомянутая физиологическая смерть имеет индивидуальный характер. До наступления Средневековья шла эпоха, называемая Филиппом Арьесом «эпохой приручённой смерти», когда смерть воспринималась как публичное событие и притом весьма значительное. При этом считалось, что смерть предупреждает человека о своём приближении через признаки, имеющие естественный характер, либо же через убеждённость, исходящую изнутри. В итоге человек совершал «ритуал смерти» - приготовление к собственной кончине, и после него спокойно ждал своего конца и уходил из жизни. Однако позднее происходит переход к личностному моменту, сутью которого является личное знакомство со смертью, где в течение всей жизни идёт оценивание поступков, совершённых человеком. Начинается новая эпоха – эпоха «своей смерти», когда человек стремится индивидуализировать себя после смерти и оставить о себе память ещё живущим, что проявляется, например, в частных, чётко идентифицированных могилах с надписями, говорящими об умершем.
...

Автор работы Разместил эксперт v.gorodnoff48, в 2021

Уникальность: более 50%

Куплено: 0 раз

Выпускная квалификационная работа Философия

Категория страха в философии экзистенциализма

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАТЕГОРИИ СТРАХА 5
1.1. Философско-исторические основания страха в экзистенциализме XX в. 5
1.2. Категория страха в экзистенциальном самопостижении Серена Кьеркегора 14
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ СТРАХА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ XX В. НА ПРИМЕРЕ М.ХАЙДЕГГЕРА И Ж.-П.САРТРА 19
2.1. Страх как экзистенциал в философской онтологии 19
М. Хайдеггера 19
2.2. Категории страха в экзистенциализме Ж. - П. Сартра 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 37
...

Автор работы Разместил эксперт tatyanin.blade72, в 2020

Уникальность: более 50%

Куплено: 0 раз

Гарантии Автор24

Отзывы от тех, кто уже покупал работу

Тамара М ( 24, НГПУ ) 25-08-2021

Хочу написать отзыв о моем сотрудничестве с сайтом. В магазине учебных материалов я купила эссе. Мне показалось, что работа написана идеально, она легко читается и оформлена красиво. Но вот преподаватель сделал одно замечание по отступам. Мне пришлось ее корректировать и приносить на пересдачу. Несмотря на это, содержание ее было идеальным.

Положительно
Общая оценка 4
Михаил З ( 24, УрФУ ) 17-10-2021

Этот сайт мне порекомендовала моя подруга. Она тут покупает все и всегда была довольна. Я покупаю работу в этом магазине первый раз и думаю не последний. Качество ее меня полностю устроило, цена тоже. Тем более ждать не нужно. Немного было замечаний от преподавателя, но я их сама быстро исправила, поэтому претензий не имею. Все быстро, качественно и доступно. Благодарю

Положительно
Общая оценка 5
Иван А ( 24, Багсу ) 13-07-2021

Быстро среагировали на мою заявку. Менеджер помог с покупкой работы, все понравилось. Сама работа была качсевтенной, оформлена правильно, были некоторые замечания по отступам, но я поправил это сам. В дальнейшем буду обращаться только к вам. Все годно!

Положительно
Общая оценка 4
Наиль Б ( 21, ) 11-07-2021

Много раз слышал про сайт, где можно быстро и без труда заказать любую работу. Всегда думал, что из этого мало толку будет. Но как то раз не успевал и решил все же попробовать на свой страх и риск. Я был очень удивлен подачей материала, а особенно его скорость получения. Все было так хорошо сделано, что я сразу начал жалеть о том, что раньше пользовался данной услугой, все просто огонь, рекомендую

Положительно
Общая оценка 5
Мария М ( 22, ИТМО ) 08-07-2021

Спасибо за хороший доклад, который я купила в магазине готовых учебных материалов Автор24. Работа идеальная, содержание отличное, оформление согласно методички. Правда цена была немного завышена при оформлении оплаты, но мы этот вопрос быстро уладили с менеджером сайта. Благодарю вас за качественные и уникальные материалы.

Положительно
Общая оценка 5
Константин К ( 20, МГТУ им.Баумана ) 27-08-2021

Нужно было както решить задачи по программированию, сразу понял, что мои дела плохи. Сам никак не сделаю, хорошо, что есть хорошие люди, которые сразу же подсказали, где и как заказать работу. Связался с консультантом, описал задание, цена удивила, не сказал бы что дорого, получил через пятнадцать минут все. Нет никаких претензий к магазину, спасибо

Положительно
Общая оценка 4
Дарья Ч ( 24, РГПУ им. Герцена ) 02-09-2021

Раньше покупала аттестационные работы на заказ, но потом мне посоветовали магазин готовых работ Автор24. Сначала сомневалась, думала что текст скопирован из инета. Но тут уникальные работы по низкой цене. Меня всё устроило, буду обращаться ещё. Спасибо! За свою курсовую я получила 5))

Положительно
Общая оценка 5
Никки Б ( 21, ЗНТУ ) 13-07-2021

ваш сайт мне уже давно советовали другие мои одногруппники, а особенно магазин, в котором продаются уже готовые работы. Я не поверил, что материалы могут быть качественными, но когда во время очередной сессии все мои получали 4 и 5 решил и сам обратиться. в этот раз купил работу в магазине и тоже получил отлично, не думал я что такое возможно. теперь однозначно только к вам!

Положительно
Общая оценка 4
Мария О ( 24, РГГУ ) 20-09-2021

Мое задание было выполнено на отлично. Оформлено правильно, тема полностью раскрыта. Правда было сложно выбрать работу из-за огромного наличия материалов, но это скорее больше плюс чем минус. Однозначно рекомендую этот сайт другим пользователям. Буду обращаться сюда еще много раз! 5 звезд из пяти

Положительно
Общая оценка 5
Владислав Г ( 24, АГМУ ) 02-10-2021

Заказал работу в данном магазине. Все вроде описал, оплатил, деньги с карты сняло, а к ним не поступили. Хоть не первый раз тут заказываю различные задания. Думал, что уже развели и кинули, хоть и сумма не большая. Потом со мной связались и выслали материал. Я так понял это с банком, что то было, а я уже грешить на магазин начал. Сотрудничать можно, рекомендую.