Автор24

2 готовых работ философия (47.03.01, 47.04.01)

Дипломная работа Философия

Концепция смерти в философии и культуре Средних веков

Содержание

Воображение человека как форма познания, наряду с чувствами и интеллектом, отличается от них тем, что последние два являются средствами для познания человеком внешнего мира. Воображение же с помощью образов формирует новый, внутренний мир, мир воображаемого; оно способно проникать в недоступные для разума области. Именно воображение задаёт новые, специфические формы первичных феноменов, начинающих задавать новое измерение человека к XII в., в то время как предшествовавшая культура Римской империи потеряла контроль над человеком, вследствие чего деградировали как сам человек, так и культура. Перед новой, зарождающейся культурой встала задача – на основе новых этических оснований воспитать человека и задать стимул его изменения, и работа с первичными феноменами, среди которых и феномен смерти.
Будет весьма опрометчивым назвать отношение человека к смерти однообразным. Изначально, в эпоху раннего Средневековья (XI-XII вв.), представления о смерти не вызывали в человеке леденящий страх наказания за прегрешения, совершённые им за время своей земной жизни. Смерть воспринималась как встреча со Всевышним и с близкими, уже живущими в загробном мире, а также была местом встречи человека с вечностью и точкой, в которой оканчивается линейное время. Усопшие не проходили через суд, на котором взвешивались все благие дела и злодеяния, а погружались в сон, который будет длиться до второго пришествия Христа, и все умершие, за исключением тяжких грешников, пробудятся ото сна и войдут в царствие небесное. Кладбище существует как публичное место, где человек мог «поговорить» с умершим, ибо умерший есть лишь спящий, обменяться новостями с другими людьми, и даже вести торговлю.
Позднее к XII в. мысль о смерти становится своего рода «idee fix» – навязчивой мыслью, преследующей простолюдина, и всю жизнь его начинает сопровождать призыв «memento mori»: «Дионисий Картузианец в «Наставлении дворянину» поучает: «“Когда же он отходит ко сну, то пусть помыслит о том, что, как нынче укладывается он на свое ложе, тело его вскорости уложено будет другими в могилу”». Формированию этой навязчивой идеи послужили различный средства, среди которых выстраиваемые вдоль дороги камни, на которых была выгравированная надпись «memento mori» - «помни, что смертен», которые не только наталкивали человека на мысли о смерти, но также и заставляли человека переживать смерть путём воображения. Позднее, в XIV веке благодаря поэту Жану ле Флёру, на свет появились так называемые «La dance macabre» - «пляски смерти», вызывавшие у средневекового человека неподдельный ужас, а также напоминавшие ему о быстротечности жизни на земле и равенства всех перед лицом смерти. Своему рождению «пляски смерти» обязаны легенде о Троих живых и троих мертвых из французской литературы XII в., где повествуется о троих живых юношах, встретивших на своём пути трёх мертвецов, указывающих юношам на своё былое величие и на то, кем они станут после смерти. Возникает новая мощная культурная идея – в представление о смерти вторгается новый элемент, поражающий воображение, содрогание, возникающее в сознании, напуганным призраками и переживающем леденящий страх. Всевластная религиозная мысль переносит всё это в моральную сферу, используя подчиняющую силу страха, основанную на представлениях о приведениях.
Говоря о мысли о смерти, преследовавшей жителя средневековой эпохи, стоит сказать и о различных народных обычаях, сформировавшихся и увеличивавшихся в народной среде и помогавших людям встретить свою смерть достойно. Эти обычаи также служили своего рода помощниками в «диагностике» - по ним можно было узнать, является ли болезнь излечимой, или же недуг не имеет лечения, и всё, что остаётся делать – принять приближающуюся смерть. Пример таких обычаев – цветок, брошенный в источник святилища. Если цветок тонет – тратить свои средства на лекарства не имеет смысла. Если смерть неизбежна, то является необходимостью облегчить её приход. Пример этому – дверь в комнату умирающего, которую наблюдатели оставляли открытой во избежание шума и облегчения прихода смерти.
Образы Страшного суда, чистилища, рая и ада сложились уже ближе к XII в. и продолжали развиваться до эпохи Нового времени. Здесь уже формируется образ загробного мира, состоящего из рая и ада, а также чистилища, которое определило новое воззрение на существование человека. Теперь всё большее значение для человека приобретает его посмертное существование, а не земное. Формируется новый мир воображаемого – мир, где человек после смерти проходит очищение, страдание, происходящее в огне чистилища, и то, что он переживает в зависимости от итогов своего земного пути: надежда на пребывание в раю и вечное блаженство или же чудовищные муки и ужасы, ожидающие человека в аду: «...Люди той эпохи, озабоченные своим спасением в мире воображаемого, который для них был совершенно реальным, делают свой выбор между Дьяволом и Господом, Адом и Раем». То есть, человек всегда имеет право выбора – вести праведную безгрешную жизнь, или же поддаться искушению и погрязнуть в грехах.
Образ чистилища занимает особое место в представлении о мире «post mortem». Концепция всеобщего воскрешения ещё была сильна в самом начале Средних веков, и человека не волновали мысли о периоде времени с момента его кончины и до его возвращения на землю обетованную. В результате интерес, проявляемый к данному промежутку времени привело к появлению такого специфического места, как чистилище, которое дало человеку возможность выстроить географию мира «post mortem» и разработать новые отношения между миром живых и миром усопших. По сути чистилище – это «пропускной пункт» между земной жизнью и жизнью «по ту сторону мира», где решается, куда человек попадёт за деяния, совершённые им в земной жизни. Это дало человеку надежду на искупление незначительных грехов.
В период позднего Средневековья (XV-XVI вв.) образ смерти вырождается, появляется двойственность отношения к смерти: с одной стороны, человек испытывает страх перед лицом смерти и загробной жизни и начинает избегать темы смерти, но в то же время возникает более упрощённое и понятное людям представление о ней. В этот период смерть перестала быть точкой, производящей зарождение нового измерения и начала служить образом, позволяющим контролировать поведение человека вследствие страха, вызванного усилением её переживания. Церковная система католицизма, переживающая кризис, сформировала новый, устрашающий образ смерти, позволяющий контролировать поведение человека и усиливающий его страх перед загробным миром взамен стимулирования человека стремиться к нравственному самосовершенствованию.
Примечательно то, что в ситуации типичной смерти в XV-XVI вв. человеку не могут помочь ни священник, ни даже врач, т.к. врач сочетал в себе две противоположные друг другу обязанности – помощь пациенту в исцелении недуга или же помощь пациенту в принятии быстрой и лёгкой гибели. В обоих случаях врач действовал рука об руку с природой, а вопрос продления человеческой жизни подвергался яростному осуждению в медицинских школах Феса, Палермо и Парижа, т.к. подобное вмешательство в порядок, установленный природой, является не чем иным, как богохульством.
Из этого можно сделать вывод, что смерть человека происходит в три этапа: биологическая (или физиологическая) смерть человека, момент перехода, где решается, куда попадёт душа усопшего, и, наконец, воссоединение с душами людей, почивших ранее. Следует сказать, что в эпоху Средневековья происходит переход смерти от публичного события к явлению индивидуальному, и выше упомянутая физиологическая смерть имеет индивидуальный характер. До наступления Средневековья шла эпоха, называемая Филиппом Арьесом «эпохой приручённой смерти», когда смерть воспринималась как публичное событие и притом весьма значительное. При этом считалось, что смерть предупреждает человека о своём приближении через признаки, имеющие естественный характер, либо же через убеждённость, исходящую изнутри. В итоге человек совершал «ритуал смерти» - приготовление к собственной кончине, и после него спокойно ждал своего конца и уходил из жизни. Однако позднее происходит переход к личностному моменту, сутью которого является личное знакомство со смертью, где в течение всей жизни идёт оценивание поступков, совершённых человеком. Начинается новая эпоха – эпоха «своей смерти», когда человек стремится индивидуализировать себя после смерти и оставить о себе память ещё живущим, что проявляется, например, в частных, чётко идентифицированных могилах с надписями, говорящими об умершем.
...

Автор работы Разместил эксперт v.gorodnoff48, в 2021

Уникальность: более 50%

Куплено: 1 раз

Выпускная квалификационная работа Философия

Категория страха в философии экзистенциализма

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАТЕГОРИИ СТРАХА 5
1.1. Философско-исторические основания страха в экзистенциализме XX в. 5
1.2. Категория страха в экзистенциальном самопостижении Серена Кьеркегора 14
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ СТРАХА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ XX В. НА ПРИМЕРЕ М.ХАЙДЕГГЕРА И Ж.-П.САРТРА 19
2.1. Страх как экзистенциал в философской онтологии 19
М. Хайдеггера 19
2.2. Категории страха в экзистенциализме Ж. - П. Сартра 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 37
...

Автор работы Разместил эксперт tatyanin.blade72, в 2020

Уникальность: более 50%

Куплено: 0 раз

Гарантии Автор24

Отзывы от тех, кто уже покупал работу

Владислав М ( 24, СибГАУ ) 28-10-2021

суперский сайт, это я вам без преувеличения говорю! С автором я сотрудничаю с первого курса, все работы беру только тут, потому что качество отличное. За оформление тоже нареканий нет. Иногда цена пляшет, но этот вопрос можно быстро уладить с менеджером сайта. поэтому тут все для клиентов, рекомендую!

Положительно
Общая оценка 5
анна р ( 24, НГУ ) 26-08-2021

В магазин готовых учебных работ обратился первый раз. Очень удобно то, что заходишь в базу и можно выбрать работу по интересующей теме. Работа написана идеально, согласно стандартов, замечаний со стороны преподавателя не было, получил отлично. Спасибо.

Положительно
Общая оценка 4
Кузнецова Д ( 24, МГТА ) 30-10-2021

Огромная благодарность вашей бирже и в магазину готовых работ, в котором можно купить любое задание по низкой цене высокого качества. Могу смело так утверждать, потому что заказывала работы много раз и ни разу вы меня не подводили. В этот раз цену немного завысили, но я сразу написала эксперту в чат и она помогла с решением этой проблемы

Положительно
Общая оценка 4
Артем Г ( 24, МЮИ ) 17-10-2021

Не получалось как то сделать работу, все что сделал все не нравилось. Пользуюсь ноутбуком сестры и заметил, что у нее есть сохраненное окно. Зашел и попал на ваш сайт. Ознакомился и понял, что это очень хороший магазин, особенно, если он у сестры сохранен. Быстренько заказал свою тему, получил файл через несколько минут. Все было сделано на высшем уровне, никаких нареканий, особенно со стороны преподавателя, теперь буду сам пользоваться и всем знакомым советовать.

Положительно
Общая оценка 4
Дарья Ш ( 21, ИТМО ) 15-10-2021

Практические блоки по любым дисциплинам для меня настоящий ад. Благо, есть ваш сайт и магазин готовых работ. Тут я сама выбираю подходящий материал, знакомлюсь с содержанием и если все устраивает, то сразу покупаю. В этот раз возникли небольшие непонятки с ценой, но этот вопрос мы быстро решили с менеджером. После оплаты работа готова к скачиванию, проблем нет. Несмотря на разногласия в цене, рекомендую ваш сайт другим и сама пользуюсь им и дальше.

Положительно
Общая оценка 5
Екатерина Л ( 24, РГАУ-МСХА ) 19-10-2021

Моя оценка Вашему сервису - 5++++!!! Вы лучшие. У меня есть с чем сравнить, поскольку заказывала раньше работы и на других сайтах. Там то качество хромает, то цены завышены и не оправданы, то проблемы со сроками. У вас же все идеально, работу скачиваешь сразу после оплаты, качество на высоте, цены доступные каждому. Одни благодарности. спасибо!

Положительно
Общая оценка 5
Юлия Б ( 24, ) 08-09-2021

Благодарю автор24 за магазин готовых работ, где можно купить абсолютно все что задают в универе. тут я покупаю все и никогда не пожалел об этом. Все работы были оценены на 4 или 5, замечаний практически нет. А в этот раз моя работа вообще стала самой лучшей на потоке и все благодаря вам. Спасибо автору за помощь! Моя оценка вашему сервису только 5!

Положительно
Общая оценка 5
Герман С ( 21, ВСГУТУ ) 17-09-2021

Все отлично, быстро и дешево! Магазин учебных материалов Автор24 меня как всегда выручил. В этот раз за работу я получил 5, одногруппники удивились конечно, спрашивали как так))) Немного не понравилось то, что цена не соотвествовала указанной на сайте, но эту проблемку мы быстро решили с менеджером в чате. Спасибо вам за то, что упрощаете нам жизнь и помогаете с учебой!

Положительно
Общая оценка 4
Карина Я ( 24, НГТУ ) 12-10-2021

Вчера купила работу в магазине Автор24. Преподаватель поставил 5, но немного придрался к оформлению. В целом, работа сервиса отличная, цены тут доступные, да и обслуживание быстрое. Нареканий к работе сервиса нет, все очень удобно, быстро и понятно. Буду обращаться к вам и в дальнейшем

Положительно
Общая оценка 5
Ангелина А ( 24, Мгту ) 23-09-2021

Хочу сказать спасибо тому исполнителю, который написал мою работу. За нее я получила пятёрку и похвалу от преподавателя. Выполнена она качественно, оформлена красиво. Никаких замечаний не было. С оплатой тоже проблем не возникало, выбираешь удобный способ, а потом скачиваешь работу и все. Спасибо за то, что у вас понятный сайт и качественные материалы