Понятие "культура чтения" и его становление в России
Термин культура чтения по-разному интерпретируется, в зависимости от точки зрения наполняется различным содержанием и значением. Приведем полярные точки зрения о культуре чтения. В понимании автора методики изучения иностранного языка Д. Миллера - это техника запоминания. Усеченное представление о культуре чтения, характерное для обыденного понимания сегодняшнего дня, сводит ее к технике чтения, быстрочтению, навыкам поиска информации. Культура чтения в трактовке В.А. Бородиной рассматривается как «универсум развития личности».
Развивая мысль В.А. Бородиной, можно сказать, что культура чтения является основой развития личности, её эмоционального, эстетического и духовного потенциала. Культура чтения является одновременно и продуктом, и фактором развития личности. С другой стороны, в статье «Современные проблемы преподавания литературы» Д.А. Ольшанским культура чтения понимается как установка или жесткий алгоритм чтения, что мешает развитию творческого потенциала обучающегося.
Но несмотря на существующий парадокс понимания данного понятия, можно выделить несколько основных черт, соответствующих этому определению.
Культура чтения – это комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.), бережно обращаться с произведениями печати.
...