Приёмы визуализации информации на уроках литературы в школе
Вымысел оказывает влияние на обобщенное значение художественного образа. Смысл художественного образа раскрывается только в определённой коммуникативной ситуации, конечный результат которой зависит от человека, его целей и даже настроения, так как все эти факторы оказывают влияние на восприятие различных ситуаций в произведении. Именно поэтому, оно воспринимается совсем не так, как воспринимал его автор, у каждого в процессе чтения формируется свой образ и своё восприятие художественного произведения. Именно поэтому зачастую учитель использует приемы визуализации, чтобы облегчить школьникам «проникновение» в текст.
Еще одна особенность урока литературы заключается в том, что это такой урок, в основе которого лежит работа с устно звучащим словом, то есть процесс слушанья. Общеизвестно, что слушать гораздо труднее, чем говорить. «Скорость «говорения» в 4 раза меньше скорости мышления, именно поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение, а находят его в посторонних мыслях» [30]. Визуализация позволяет привлечь внимание обучающихся к звучащей информации, делать акцент на отдельных, наиболее важных моментах информации в вербальном потоке.
Современный учитель литературы может сталкиваться на своих уроках с некоторыми проблемами. Обучающиеся должны уметь не только воспринимать чужой текст, но и создавать свой собственный как в устной, так и в письменной форме. Для изучения художественных произведений необходимо хорошо развитое образное мышление и аналитическая деятельность. Развить эти способности эффективно помогают чтение художественной литературы, работа с текстом....